Придумайте сложные суждения, которые соответствовали бы следующим схемам.
4.1. P V Q V R; 4.2. P Λ Q Λ R; 4.3.( PΛQ) → R.
5. Установите правильность следующих условно категорических умозаключений.
5.1. Когда многого не знаешь, то приходится много придумывать.
Так как ребенок многого не знает, то поэтому он многое и придумывает.
5.2.Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит.
Мы чужому счастью не завидуем, значит, мы будем счастливы.
6. Сформулируйте заключение и определите, с помощью каких методов научной индукции оно получено.
6.1.Двум группам студентов одинаковой успеваемости предложили решить математические задачи. Перед этим студентам первой группы дали выпить по стакану пива. Они решали задачи медленнее и делали больше ошибок, чем студенты второй группы.
6.2. Исследовалось влияние небольших доз алкоголя на точность стрельбы из винтовки, в положении лежа, десятью патронами. У трезвых стрелков в мишень попало 89% пуль, а 14% пуль попало в щиты. Те, кто употреблял алкоголь, послали в мишень 20% пуль, в щит – 34%, а 46% пуль не попало и в щиты.
7.1. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными или одновременно ложными следующие пары суждений.
7.1. В некоторых государствах существует монархическая форма правления
В некоторых государствах нет монархической формы правления.
7.2. Большая часть машин находилась в парке.
В парке не было ни одой машины.
7.3. Все законы являются гарантом законности.
Ни один закон не является гарантом законности.
8. Установите вид и структуру доказательства.
8.1. Представитель обвинения так построил доказательство вины обвиняемого. «Обвиняемый был на месте преступления - в квартире, где была совершена кража, имеются следы его обуви. Соседи потерпевшего видели, как обвиняемый выходил из подъезда, в котором живет потерпевший примерно в то время, когда была совершена кража. Обвиняемый пытался продать некоторые вещи, принадлежащие потерпевшему. Из этого следует, что обвиняемый принимал участие в краже вещей из квартиры».
Вариант 13
Из группы нижеприведенных понятий выделите соотносительные и безотносительные понятия.
Книга, копия, конь, кучер, родственник, наука, ведущий, концерт, супруг, книга,
2.Правильно ли проведено деление понятий. Если неправильно, то укажите, в чем состоит логическая ошибка деления.
2.1. Науки бывают естественные, гуманитарные, физические и психологические.
2.2. Женщины делятся на красивых и умных.
2.3.Дерево имеет крону, ствол и корень.
2.4. Ценности делятся на материальные и нематериальные..
В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат, связку. Укажите кванторное слово, если оно есть. Запишите схему суждения.
3.1.Жили-были старик со старухой у самого синего моря…
3.2. Не всякое слово является понятием.
3.3.Каждое понятие имеет объем.
3.4.Ряд сотрудников фирмы не имеет высшего образования.
3.Определите вид сложного суждения. Запишите его схему.
1.С поезда сошли мы, какой-то старик да женщина с ребенком.
2.Назвался груздем – полезай в кузов.
3.Движения парусника возможно, когда дует ветер.
4.После окончания вуза я могу стать следователем, или участковым уполномоченным , или приставом.
4. Образуйте суждения, которые соответствовали бы следующим схемам.
4.1. ( P Λ Q ) → R. 4.2. P → ( QVR ). 4. 3. ( PVQ )→ R .
5.. Определите вид умозаключения.
5.1.Ни одна книга не является периодическим изданием, а журнал – периодическое издание. Следовательно, он не является книгой.
5.2. Некоторые предприятия металлургической промышленности являются прокатными станами, потому что все прокатные станы являются предприятиями металлургической промышленности.
5.3. Я прочитал первую книгу молодого писателя А.Соболева, и она мне очень понравилась. Думаю, что мне понравится и его вторая книга, которая выйдет из печати в марте месяце следующего года.