Описание способов образования, возникновения, получения, построения определяемого
формулировку значения некоторого знакового выражения
выделение, спецификацию определяемого по некоторому отличительному признаку
непосредственный показ, ознакомление с определяемыми предметами, действиями и ситуациями
122. Операциональное определение является определением через
Описание совокупности специфицирующих определяемое экспериментально-измерительных операций
описание способов образования, возникновения, получения, построения определяемого
формулировку значения некоторого знакового выражения
выделение, спецификацию определяемого по некоторому отличительному признаку
непосредственный показ, ознакомление с определяемыми предметами, действиями и ситуациями
123. Номинальное определение является определением через
описание совокупности специфицирующих определяемое экспериментально-измерительных операций
описание способов образования, возникновения, получения, построения определяемого
Формулировку значения некоторого знакового выражения
выделение, спецификацию определяемого по некоторому отличительному признаку
непосредственный показ, ознакомление с определяемыми предметами, действиями и ситуациями
124. Определение через род и видовое отличие является определением через
описание совокупности специфицирующих определяемое экспериментально-измерительных операций
описание способов образования, возникновения, получения, построения определяемого
формулировку значения некоторого знакового выражения
Выделение, спецификацию определяемого по некоторому отличительному признаку
непосредственный показ, ознакомление с определяемыми предметами, действиями и ситуациями
158. Выберите правильный вариант логической операции обобщения понятия "электрон"
проводник
атом
молекула
Элементарная частица
159. Выберите правильный вариант логической операции ограничения понятия "общество"
совокупность людей
результат деятельности людей
кампания
объединение людей
Первобытное общество
1. Чего в мире больше – яблок или неяблок:
+: неяблок
2. Чего в мире меньше черных предметов или некрасных:
+: черных
3. Чего в мире больше рыб или окуней:
+: рыб
10.Отметьте отношения совместимости:
+: совпадение объемов
+: пересечение
+: подчинение
-: исключение понятий по объему
-: противоречие
-: противоположность
11. Отметьте отношения несовместимости:
-: совпадение объемов
-: пересечение
-: подчинение
+: исключение понятий по объему
+: противоречие
+: противоположность
12. В каком отношении находятся понятия: «А.С. Пушкин» и «автор поэмы «Руслан и Людмила»:
+: совпадения объемов
-: противоречия
-: взаимного исключения объемов
-: подчинения
13. В каком отношении находятся понятия: «овощ» и «картофель»:
-: пересечения
-: взаимного исключения объемов
+: подчинения
-: совпадения объемов
14. В каком отношении находятся понятия: «красное яблоко» и «зеленое яблоко»:
+: противоречия
-: пересечения
+: противоположности
-: подчинения
15. В каком отношении находятся понятия: «фрукт» и «груша», «апельсин», «яблоко»:
-: противоречия
-: совпадения объемов
-: противоположности
+: соподчинения
16. В каком отношении находятся понятия: «храбрость» и «трусость»:
-: совпадения объемов
+: противоположности
-: подчинения
-: пересечения
17. В каком отношении находятся понятия: «желтый» и «не-желтый»:
-: совпадения объемов
-: пересечения
+: противоречия
-: подчинения
33. Понятия, объем которых равен нулю называются:
-: единичными
-: относительными
+: нулевыми
-: переходными
34.Какое из нижеприведенных понятий являются нулевыми:
+: русалка
+: вечный двигатель
+: треугольный квадрат
-: Солнце
-: человек
-: морковь
35. Единичными понятиями являются:
+: Солнце
-: планета
+: ООН
-: овощ
+: Великобритания
-: кентавр
36. Установите пары понятий по содержанию:
L1: положительные
L2: собирательные
L3: конкретные
L4: безотносительные
R1: отрицательные
R2: несобирательные
R3: абстрактные
R4: соотносительные
37. Понятия, отражающие свойства присущие предмету, называются:
+: положительными
-: абстрактными
-: собирательные
-: ассоциативными
38. Понятия, содержание которых указывает на отсутствие у предмета определенных свойств, называются:
-: конкретными
-: положительными
+: отрицательными
-: рабочими
4. Определить отношения между следующими понятиями: Законченная повесть, незаконченная повесть:
-: подчинение
+: противоречие
-: соподчинение
-: совпадение объемов
5. Определить отношения между следующими понятиями: Строение, дом, деревянный дом, беседка, недостроенное строение:
+: подчинение
-: противоположность
-: совпадение объемов
-: пересечение
6. Определить отношения между следующими понятиями: Трусливый человек, нетрусливый человек:
-: подчинение
-: противоположность
+: противоречие
-: совпадение объемов
-: пересечение
7. Определить отношения между следующими понятиями: Карлик, великан:
-: подчинение
+: противоположность
-: противоречие
-: совпадение объемов
-: пересечение
8. В каком отношении находятся понятия город и Санкт-Петербург:
+: подчинение
-: пересечение
-: совпадение объемов
-: противоречие
-: противоположность
9. Отметьте те понятия, которые находятся в отношении пересечения:
+: спортсмены и отличники
+: пенсионеры и врачи
-: женщины и мамы
+: футболисты и врачи
+: студенты и рабочие
-: цветные телевизоры и черно-белые
57. Определите, в каких случаях имеет место логическое (таксономическое) деление:
+: животные делятся на позвоночных и беспозвоночных
-: год делится на 12 месяцев
+: углы делятся на острые, прямые, тупые
+: дома делятся на одноэтажные и многоэтажные
-: университет делится на факультеты
-: метр делится на сантиметры
58. Определите, в каких случаях имеет место физическое (мереологическое) деление:
-: животные делятся на позвоночных и беспозвоночных
+: год делится на 12 месяцев
-: углы делятся на острые, прямые, тупые
-: дома делятся на одноэтажные и многоэтажные
+: университет делится на факультеты
+: метр делится на сантиметры
64. Определите тип логического отношения между объемами понятий: человек, студент:
+: подчинение
-: противоположность
-: противоречие
-: совпадение объемов
-: пересечение
65. Определите тип логического отношения между объемами понятий: мужество, умеренность, добродетель:
-: противоположность
-: противоречие
+: соподчинение
-: совпадение объемов
-: пересечение
66. Определите тип логического отношения между объемами понятий: гастрит, заболевания желудочно-кишечного тракта:
+: подчинение
-: противоположность
-: противоречие
-: совпадение объемов
-: пересечение
67. Определите тип логического отношения между объемами понятий: ученые, писатели:
-: подчинение
-: противоположность
-: противоречие
-: совпадение объемов
+: пересечение
68. Определите тип логического отношения между объемами понятий: белый, небелый:
-: подчинение
-: противоположность
+: противоречие
-: совпадение объемов
-: пересечение
69. Определите тип логического отношения между объемами понятий: белый, черный:
-: подчинение
+: противоположность
-: противоречие
-: совпадение объемов
-: пересечение
90. Установите к какому виду относится следующее определение: «Щелочь - это жидкость, при погружении в которую лакмусовой бумажки последняя окрашивается в синий цвет»
-: атрибутивное
+: операциональное
-: определение предиката
-: генетическое
91. Установите к какому виду относится следующее определение: «Фасовать - раскладывать на части определенного веса или объема»
-: атрибутивное
-: операциональное
+: определение предиката
-: генетическое
92. Установите к какому виду относится следующее определение: «Окружность - замкнутая кривая, образованная движением точки, не меняющей расстояния от другой неподвижной точки»
-: атрибутивное
-: операциональное
-: определение предиката
+: генетическое
93. Является ли правильным следующее определение (да, нет): «Что такое возможность? - Потенциальная действительность. Что такое действительность? - Реализованная возможность»
+: нет
94. Является ли правильным следующее определение (да, нет): «Прекрасное есть закон в его ограниченном временем, пространством и конкретной исторической формой проявлении»
+: нет
95. Является ли правильным следующее определение (да, нет): «Метагалактика - это совокупность звездных систем-галактик, движущихся в наблюдаемой нами части Вселенной»
+: да
96. Является ли правильным следующее определение (да, нет): «Либеральный человек - это человек, имеющий либеральные убеждения»
+: нет
97. Установите, к какому виду относится следующее деление: «Право делится на уголовное, уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое»
+: неполное мереологическое деление
-: сбивчивое таксономическое деление
-: правильное мереологическое деление
-: таксономическое деление с излишним членом
98. Установите, к какому виду относится следующее деление: «Сделки могут быть односторонними, двусторонними, многосторонними и письменными»
-: неполное мереологическое деление
+: сбивчивое таксономическое деление
-: правильное мереологическое деление
-: таксономическое деление с излишним членом
99. Установите, к какому виду относится следующее деление: «В книге можно выделить введение, заключение, основную часть и список литературы»
-: неполное мереологическое деление
-: сбивчивое таксономическое деление
+: правильное мереологическое деление
-: таксономическое деление с излишним членом
100. Установите, к какому виду относится следующее деление: «Живые существа подразделяются на животных, растения и белки»
-: неполное мереологическое деление
-: сбивчивое таксономическое деление
-: правильное мереологическое деление
+: таксономическое деление с излишним членом
раздел 3 «ВЫСКАЗЫВАНИЕ»
125.
(1) соединительные высказывания | союз «И» (коньюнкция) |
(2) условные высказывания | союз «ЕСЛИ…, ТО» (импликация) |
(3) разделительные высказывания | союз «ИЛИ» (дизьюнкция) |
160. Сопоставьте группы модальностей и наименования групп
(1) деонтические модальности | (3) истинно, ложно, вероятно; доказуемо, опровержимо, неразрешимо; полагает, сомневается, отвергает, допускает |
(2) временные модальности | (2) всегда, иногда, никогда; раньше, одновременно, позже |
(3) эпистемические модальности | (1) обязательно, нормативно безразлично, запрещено, разрешено |
161. Сопоставьте группы модальностей и наименования групп
(1) онтологические модальности | (1) необходимо, случайно, возможно |
(2) логические модальности | (3) хорошо, безразлично, плохо; лучше, равноценно, хуже |
(3) аксиологические модальности | (2) логически необходимо, логически возможно, логически случайно |
180. Высказывание, в котором отсутствует модальный оператор, называется
Ассерторическим
аподиктическим
проблематическим
54. Два противоречащих суждения об одном предмете должны быть
одновременно истинными;
одновременно ложными;
одно – истинным, другое – ложным;
одновременно ложными.
77. Импликацией не является следующее высказывание:
Если пойдет дождь, в бадминтон не поиграем
Если в огороде бузина, то в Киеве дядька
Посеешь ветер – пожнешь бурю
Курить – здоровью вредить
103. Какое из следующих суждений является отрицанием суждения «Некоторые студенты курят»
Все студенты курят
Некоторые студенты не курят
Некоторые не студенты курят
Ни один студент не курит
130. Какое из перечисленных суждений является общеотрицательным
Они верят в Бога
Ни один политик не лжет
Многие логики – узкие специалисты
Некоторые деятели культуры не говорят правды
131. Какое из перечисленных суждений является общеутвердительным
Они верят в Бога
Ни один политик не лжет
Некоторые нелюбезные замечания вызывают раздражение
Некоторые деятели культуры не говорят правды
132. Какое из перечисленных суждений является частноутвердительным
Они верят в Бога
Ни один политик не лжет