Определение вероятности события
Пусть из 100 студентов, среди которых 97 не знают иностранного языка, а остальные знают, выбирается один человек. Очевидно, что события А и В, состоящие соответственно в том, что студент знает и не знает язык, не равновозможные; событие В более возможно, более вероятно, чем А.
Под вероятностью события понимается число, являющееся характеристикой степени объективной возможности наступления этого события. Вероятность события А обозначают символом Р(А) (от лат. рrobabilitas – «вероятность»).
Если множество состоит из n равновозможных элементарных событий, то Р(А) события А равна числу m элементарных событий, входящих в А ( благоприятствующих А), деленному на число всех элементарных событий, т.е.
Р(А)= .
Это определение вероятности называется классическим.
Пример:из условий примера в начале параграфа определить вероятность того, что выбранный наудачу студент знает иностранный язык.
Этому событию благоприятствуют три элементарных события из 100 возможных. Следовательно, Р(А)= =0,03.
Теорема 1.Вероятность любого события есть неотрицательное число, не превосходящее единицы.
Число m случаев, благоприятствующих любому событию, не может быть отрицательным и большим, чем их общее число n, т.е. 0 . Разделив это неравенство на n, получим , или .
Теорема 2.Вероятность достоверного события равна единице.
Это очевидно, т.к. достоверному событию благоприятствуют n элементарных событий из n возможных.
Теорема 3. Вероятность невозможного события равна 0.
Необходимо четко различать понятия вероятности и частости события. Вероятность события вычисляется до опытов и численно выражает меру объективной возможности наступления события, а частость его определяется лишь после того, как результаты опыта становятся известными.
Пример: монета подброшена 5 раз, «орел» выпал 2 раза. Каковы вероятность и частость выпадения «орла»?
Вероятность выпадения «орла» =0,4 (из двух возможных исходов «орлу» благоприятствует 1). Частость -- =0,4(событие наступило два раза в пяти испытаниях).
Чем больше число испытаний проводится, тем ближе значения частости и вероятности события.
Задачи.
- Брошены три монеты. Найти вероятность того, что выпадут два «орла».
- Бросают игральную кость. Какова вероятность выпадания номера 4 на верхней грани упавшей на стол кости? Какова вероятность выпадания номера, большего 4?
- При стрельбе была получена частость попадания 0,6. Сколько было сделано выстрелов, если получено 12 промахов?
- Брошены две игральные кости. Какова вероятность выпадания на двух костях в сумме не менее 9 очков? Какова вероятность выпадания единицы, по крайней мере, на одной кости?
- Из пяти карточек с буквами А,Б,В,Г,Д наугад одна за другой выбираются три и располагаются в ряд в порядке появления. Какова вероятность, что получится слово «ДВА»?
- В урне 3 белых и 7 черных шаров. Какова вероятность того, что вынутые наугад два шара окажутся черными?
- Ребенок играет с четырьмя буквами разрезной азбуки А,А,М,М. Какова вероятность того, что при случайном расположении букв в ряд он получит слово «МАМА»?
- А и В и еще 8 человек стоят в очереди. Определить вероятность того, что А и В отделены друг от друга тремя лицами.
- Среди 17 студентов группы, из которых восемь девушек, разыгрывается семь билетов, причем каждый может выиграть только один билет. Какова вероятность того, что среди обладателей билетов окажутся четыре девушки?