Диспансеризация школьников
Наиболее эффективна организация диспансеризации детей школьного возраста непосредственно по месту учебы - в школьных стоматологических кабинетах. В государственных стоматологических поликлиниках и негосударственных стоматологических учреждениях также проводят диспансеризацию школьников, однако организовать эту работу в полном объеме сложно. Воспитание у школьников личной ответственности за сохранение и укрепление здоровья полости рта – одна из основных задач детского стоматолога.
Пять групп наблюдения:
- I группа – здоровые дети, не имеющие никаких стоматологических заболеваний и факторов риска их развития.
- II группа - здоровые дети, имеющие факторы риска возникновения любого стоматологического заболевания.
I и II группы наблюдения осматриваются ежегодно. Каждые 6 месяцев проводятся профилактические мероприятия (1-й и 2-й блок диспансеризации). При каждом обследовании ребенка оценивают рост и развитие челюстно-лицевой области, выявляют факторы риска стоматологических заболеваний. Количество профилактических процедур может быть увеличено в связи с индивидуальными особенностями ребенка.
- III группа – дети, имеющие либо хроническое стоматологическое заболевание легкой степени тяжести и факторы риска его утяжеления. В эту группу включают детей со следующими заболеваниями:
ü низкая степень развития кариеса;
ü пороки развития твердых тканей зубов (легкие формы гипоплазии, флюороза, нарушениями амелогенеза);
ü гингивитом, обусловленным легкоустранимыми местными факторами (неудовлетворительная гигиена полости рта, нависающие края пломб и др.);
ü пороки развития в виде аномалий уздечек губ, языка, мелким преддверием полости рта;
ü легкие формы хронических заболеваний слизистой оболочки полости рта.
С детьми III группы проводят такие же профилактические мероприятия как и в I и во II группе. Детей с пороками развития мягких тканей направляют на лечение к стоматологу-хирургу. Детей с хроническими заболеваниями СОПР направляют на консультации к педиатру, гастроэнтерологу, аллергологу и др. специалистам.
- IV группа – дети, имеющие любое хроническое стоматологическое заболевание средней степени тяжести и факторы риска его утяжеления:
ü средняя степень активности кариеса;
ü пороки развития твердых тканей зубов средней степени тяжести;
ü гингивитом, обусловленным зубочелюстными аномалиями;
ü зубочелюстные аномалии в период ортодонтического лечения;
ü период реабилитации после лечения осложнений кариеса сформированный постоянных зубов, удаление сверхкомплектного зуба, удаление доброкачественного новообразования, лечение воспалительных процессов челюстно-лицевой области (остеомиелит, одонтогенный лимфаденит и др.);
ü -хронических заболеваний слизистой оболочки полости рта средней степени тяжести.
- V группа – дети, имеющие любое хроническое стоматологическое заболевание тяжелой степени тяжести и факторы риска его утяжеления:
ü высокий риск развития кариеса;
ü очаговой деминерализацией тканей зуба (начальными формами кариеса);
ü тяжелые пороки развития твердых тканей зубов (аплазия эмали, синдром Стентона-Капдепона и др.);
ü локализованным и генерализованным пародонтитом;
ü заболеваниями краевого пародонта, обусловленными заболеваниями внутренних органов (идиопатические заболевания пародонта);
ü травматическими поражениями зубов с несформированными корнями;
ü ретенционным периодом после окончания ортодонтического лечения;
ü сочетанием кариеса зубов, заболеваниями пародонта, зубочелюстными аномалиями различной тяжести;
ü диспансерным наблюдение в онкологическом учреждении.
Для детей IV и V группы чаще проводят санации полости рта (2 и 3 раза в год) профилактические мероприятия (3-4 и 5-6 раз в год соответственно). Программы диспансеризации предусматривают использование в полном объеме информационно-обучающего, медико-профилактического и лечебного блоков.
При обследовании детей III-V группы следует своевременно выявлять прогностические признаки утяжеления кариозного поражения зубов, на основании которых необходимо увеличивать кратность и интенсивность профилактических мероприятий.
Клинические прогностические критерии:
- поражение кариесом постоянных резцов у ребенка в 10 лет, первых моляров – до 11 лет, вторых премоляров и вторых моляров – до 12 лет;
- высокий прирост кариеса постоянных зубов в течение года, 3 и более пораженных зуба;
- выявление очагов деминерализации эмали постоянных зубов у ребенка в возрасте до 9 лет.
Использование клинико-лабораторных прогностических критериев также помогает в составлении индивидуальных программ диспансеризации детей школьного возраста (ТЭР-тест, КОСРЭ-тест, свойства ротовой жидкости, микробиологические тесты для оценки содержания кариесогенных бактерий).
Стабилизация кариозного процесса, проявляющаяся отсутствием прироста кариеса зубов в течение последних 2 лет и снижением риска проявления новых кариозных поражений, может служить обоснованием к уменьшению частоты стоматологических обследований ребенка.
Эффективность диспансеризации оценивают по следующим критериям:
- Увеличению детей в I и II диспансерной группе, уменьшение детей в III-V диспансерных группах.
- Увеличению количества детей со здоровой полостью рта, снижению показателей распространенности и интенсивности кариеса временных и постоянных зубов, распространенности и снижению тяжести воспалительных заболеваний пародонта, ЗЧА и деформаций.
- Уменьшению потребности детей в санации полости рта, ортодонтическом лечении, профилактическом протезировании.
- Уменьшение количества осложнений кариеса временных и постоянных зубов, удалений постоянных зубов.
Вопр 4
Санация полости рта– комплекс лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению полости рта и предупреждению стоматологических заболеваний. Является основным компонентом вторичной профилактики и должна проводиться на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Санация полости рта в обязательном порядке проводится детям дошкольного и школьного возраста, так как во временных зубах кариозный процесс протекает более остро, чем в постоянных, что приводит к более раннему образованию осложненных форм кариеса.
Включает:
· Лечение кариеса.
· Устранение дефектов твердых тканей зуба др. этиологии.
· Подготовка к протезированию или ортодонтическому лечению.
· Лечение заболеваний пародонта.
· Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта.
· Удаление зубного камня.
· Удаление разрушенных зубов и корней.
Выделяют:
1.Санацию по обращаемости – по инициативе пациента.
2.Плановую санацию – проводят всем детям в организованных коллективах детских садах, школах, интернатах, санаториях, в педиатрических стационарах:
· Централизованная плановая санация полости рта осуществляется в поликлинике.
· Децентрализованная – проводится в передвижных стоматологических кабинетах, бригадным методом.
Вопр 7
Определение папиллярно-маргинально-альвеолярного индекса (РМА)
Папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (Масслер М., Шур Д., 1948), позволяет судить о протяженности и тяжести гингивита. Индекс может быть выражен в абсолютных цифрах или в процентах (Парма С, 1960). Оценку воспалительного процесса производят следующим образом:
· воспаление сосочка - 1 балл;
· воспаление края десны - 2 балла;
· воспаление альвеолярной десны - 3 балла.
Оценивают состояние десны у каждого зуба. Индекс вычисляют по следующей формуле:
Индекс гингивита (РМА) = | сумма показателей в баллах х 100 |
3 х число зубов у обследуемого |
где 3 - коэффициент усреднения.
Число зубов при целостности зубного ряда зависит от возраста обследуемого:
· 6-11 лет - 24 зуба;
· 12-14 лет - 28 зубов;
· 15 лет и более - 30 зубов.
При потере зубов исходят из фактического их наличия.
Значения индекса при ограниченной распространенности патологического процесса достигают 25%; при выраженных распространенности и интенсивности патологического процесса показатели приближаются к 50%, а при дальнейшем распространении патологического процесса и увеличении его тяжести - от 51 % и более.
В практической работе индекс РМА можно использовать в целом ряде случаев:
- при профилактических осмотрах с целью выявления заболевания на ранних стадиях развития процесса;
- при обследовании пародонта у стоматологических больных;
- при лечении больного гингивитом или пародонтитом - для оценки тяжести болезни и эффективности лечения.
Индекс нуждаемости в лечении болезней пародонта (CPITN)
Для определения индекса CPITN необходимо обследовать окружающие ткани в области десяти зубов, представленных ниже:
17 / 16 | 26 / 27 | |
47 / 46 | 36 / 37 |
Указанная группа зубов создает полное представление о состоянии тканей пародонта обеих челюстей.
Исследование проводится методом зондирования для выявления кровоточивости, над- и поддесневого «зубного камня», клинического кармана с помощью специального (пуговчатого) зонда.
Оценка индекса CPITN осуществляется по следующим кодам:
· 0 - нет признаков заболевания;
· 1 - кровоточивость десны после зондирования;
· 2 - наличие над- и поддесневого «зубного камня»;
· 3 - клинический карман глубиной 4-5 мм;
· 4 - клинический карман глубиной 6 мм и более.
В соответствующих ячейках регистрируют состояние лишь шести зубов. При обследовании 17 и 16, 26 и 27, 36 и 37, 46 и 47 зубов учитывают коды, соответствующие более тяжелому состоянию. Например, если в области 17 зуба обнаружена кровоточивость, а в области 16 - «зубной камень», то в ячейку заносят код, обозначающий «зубной камень» (т.е. 2).
Если какой-либо из указанных зубов отсутствует, то осматривают зуб, рядом стоящий в зубном ряду. При отсутствии и рядом стоящего зуба ячейка зачеркивается диагональной чертой и не участвует в сводных результатах
Вопр 10
Классификация зубных отложений:
I.Не минерализованные зубные отложения:
а) кутикула
б) пелликула
в) зубная бляшка
г) мягкий зубной налет
д) пищевые остатки (детрит)
II.Минерализованные зубные отложения:
а) наддесневой зубной камень;
б) поддесневой зубной камень.