Диспансеризация школьников

Наиболее эффективна организация диспансеризации детей школьного возраста непосредственно по месту учебы - в школьных стоматологических кабинетах. В государственных стоматологических поликлиниках и негосударственных стоматологических учреждениях также проводят диспансеризацию школьников, однако организовать эту работу в полном объеме сложно. Воспитание у школьников личной ответственности за сохранение и укрепление здоровья полости рта – одна из основных задач детского стоматолога.

Пять групп наблюдения:

  • I группа – здоровые дети, не имеющие никаких стоматологических заболеваний и факторов риска их развития.
  • II группа - здоровые дети, имеющие факторы риска возникновения любого стоматологического заболевания.

I и II группы наблюдения осматриваются ежегодно. Каждые 6 месяцев проводятся профилактические мероприятия (1-й и 2-й блок диспансеризации). При каждом обследовании ребенка оценивают рост и развитие челюстно-лицевой области, выявляют факторы риска стоматологических заболеваний. Количество профилактических процедур может быть увеличено в связи с индивидуальными особенностями ребенка.

  • III группа – дети, имеющие либо хроническое стоматологическое заболевание легкой степени тяжести и факторы риска его утяжеления. В эту группу включают детей со следующими заболеваниями:

ü низкая степень развития кариеса;

ü пороки развития твердых тканей зубов (легкие формы гипоплазии, флюороза, нарушениями амелогенеза);

ü гингивитом, обусловленным легкоустранимыми местными факторами (неудовлетворительная гигиена полости рта, нависающие края пломб и др.);

ü пороки развития в виде аномалий уздечек губ, языка, мелким преддверием полости рта;

ü легкие формы хронических заболеваний слизистой оболочки полости рта.

С детьми III группы проводят такие же профилактические мероприятия как и в I и во II группе. Детей с пороками развития мягких тканей направляют на лечение к стоматологу-хирургу. Детей с хроническими заболеваниями СОПР направляют на консультации к педиатру, гастроэнтерологу, аллергологу и др. специалистам.

  • IV группа – дети, имеющие любое хроническое стоматологическое заболевание средней степени тяжести и факторы риска его утяжеления:

ü средняя степень активности кариеса;

ü пороки развития твердых тканей зубов средней степени тяжести;

ü гингивитом, обусловленным зубочелюстными аномалиями;

ü зубочелюстные аномалии в период ортодонтического лечения;

ü период реабилитации после лечения осложнений кариеса сформированный постоянных зубов, удаление сверхкомплектного зуба, удаление доброкачественного новообразования, лечение воспалительных процессов челюстно-лицевой области (остеомиелит, одонтогенный лимфаденит и др.);

ü -хронических заболеваний слизистой оболочки полости рта средней степени тяжести.

  • V группа – дети, имеющие любое хроническое стоматологическое заболевание тяжелой степени тяжести и факторы риска его утяжеления:

ü высокий риск развития кариеса;

ü очаговой деминерализацией тканей зуба (начальными формами кариеса);

ü тяжелые пороки развития твердых тканей зубов (аплазия эмали, синдром Стентона-Капдепона и др.);

ü локализованным и генерализованным пародонтитом;

ü заболеваниями краевого пародонта, обусловленными заболеваниями внутренних органов (идиопатические заболевания пародонта);

ü травматическими поражениями зубов с несформированными корнями;

ü ретенционным периодом после окончания ортодонтического лечения;

ü сочетанием кариеса зубов, заболеваниями пародонта, зубочелюстными аномалиями различной тяжести;

ü диспансерным наблюдение в онкологическом учреждении.

Для детей IV и V группы чаще проводят санации полости рта (2 и 3 раза в год) профилактические мероприятия (3-4 и 5-6 раз в год соответственно). Программы диспансеризации предусматривают использование в полном объеме информационно-обучающего, медико-профилактического и лечебного блоков.

При обследовании детей III-V группы следует своевременно выявлять прогностические признаки утяжеления кариозного поражения зубов, на основании которых необходимо увеличивать кратность и интенсивность профилактических мероприятий.

Клинические прогностические критерии:

  • поражение кариесом постоянных резцов у ребенка в 10 лет, первых моляров – до 11 лет, вторых премоляров и вторых моляров – до 12 лет;
  • высокий прирост кариеса постоянных зубов в течение года, 3 и более пораженных зуба;
  • выявление очагов деминерализации эмали постоянных зубов у ребенка в возрасте до 9 лет.

Использование клинико-лабораторных прогностических критериев также помогает в составлении индивидуальных программ диспансеризации детей школьного возраста (ТЭР-тест, КОСРЭ-тест, свойства ротовой жидкости, микробиологические тесты для оценки содержания кариесогенных бактерий).

Стабилизация кариозного процесса, проявляющаяся отсутствием прироста кариеса зубов в течение последних 2 лет и снижением риска проявления новых кариозных поражений, может служить обоснованием к уменьшению частоты стоматологических обследований ребенка.

Эффективность диспансеризации оценивают по следующим критериям:

  • Увеличению детей в I и II диспансерной группе, уменьшение детей в III-V диспансерных группах.
  • Увеличению количества детей со здоровой полостью рта, снижению показателей распространенности и интенсивности кариеса временных и постоянных зубов, распространенности и снижению тяжести воспалительных заболеваний пародонта, ЗЧА и деформаций.
  • Уменьшению потребности детей в санации полости рта, ортодонтическом лечении, профилактическом протезировании.
  • Уменьшение количества осложнений кариеса временных и постоянных зубов, удалений постоянных зубов.

Вопр 4

Санация полости рта– комплекс лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению полости рта и предупреждению стоматологических заболеваний. Является основным компонентом вторичной профилактики и должна проводиться на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства. Санация полости рта в обязательном порядке проводится детям дошкольного и школьного возраста, так как во временных зубах кариозный процесс протекает более остро, чем в постоянных, что приводит к более раннему образованию осложненных форм кариеса.

Включает:

· Лечение кариеса.

· Устранение дефектов твердых тканей зуба др. этиологии.

· Подготовка к протезированию или ортодонтическому лечению.

· Лечение заболеваний пародонта.

· Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта.

· Удаление зубного камня.

· Удаление разрушенных зубов и корней.

Выделяют:

1.Санацию по обращаемости – по инициативе пациента.

2.Плановую санацию – проводят всем детям в организованных коллективах детских садах, школах, интернатах, санаториях, в педиатрических стационарах:

· Централизованная плановая санация полости рта осуществляется в поликлинике.

· Децентрализованная – проводится в передвижных стоматологических кабинетах, бригадным методом.

Вопр 7

Определение папиллярно-маргинально-альвеолярного индекса (РМА)

Папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (Масслер М., Шур Д., 1948), позволяет судить о протяженности и тяжести гингивита. Индекс может быть выражен в абсолютных цифрах или в процентах (Парма С, 1960). Оценку воспалительного процесса производят следующим образом:

· воспаление сосочка - 1 балл;

· воспаление края десны - 2 балла;

· воспаление альвеолярной десны - 3 балла.

Оценивают состояние десны у каждого зуба. Индекс вычисляют по следующей формуле:

 
Индекс гингивита (РМА) = сумма показателей в баллах х 100
3 х число зубов у обследуемого

где 3 - коэффициент усреднения.

Число зубов при целостности зубного ряда зависит от возраста обследуемого:

· 6-11 лет - 24 зуба;

· 12-14 лет - 28 зубов;

· 15 лет и более - 30 зубов.

При потере зубов исходят из фактического их наличия.

Значения индекса при ограниченной распространенности патологического процесса достигают 25%; при выраженных распространенности и интенсивности патологического процесса показатели приближаются к 50%, а при дальнейшем распространении патологического процесса и увеличении его тяжести - от 51 % и более.

В практической работе индекс РМА можно использовать в целом ряде случаев:

  1. при профилактических осмотрах с целью выявления заболевания на ранних стадиях развития процесса;
  2. при обследовании пародонта у стоматологических больных;
  3. при лечении больного гингивитом или пародонтитом - для оценки тяжести болезни и эффективности лечения.

Индекс нуждаемости в лечении болезней пародонта (CPITN)

Для определения индекса CPITN необходимо обследовать окружающие ткани в области десяти зубов, представленных ниже:

17 / 16 26 / 27
47 / 46 36 / 37


Указанная группа зубов создает полное представление о состоянии тканей пародонта обеих челюстей.

Исследование проводится методом зондирования для выявления кровоточивости, над- и поддесневого «зубного камня», клинического кармана с помощью специального (пуговчатого) зонда.

Оценка индекса CPITN осуществляется по следующим кодам:

· 0 - нет признаков заболевания;

· 1 - кровоточивость десны после зондирования;

· 2 - наличие над- и поддесневого «зубного камня»;

· 3 - клинический карман глубиной 4-5 мм;

· 4 - клинический карман глубиной 6 мм и более.

В соответствующих ячейках регистрируют состояние лишь шести зубов. При обследовании 17 и 16, 26 и 27, 36 и 37, 46 и 47 зубов учитывают коды, соответствующие более тяжелому состоянию. Например, если в области 17 зуба обнаружена кровоточивость, а в области 16 - «зубной камень», то в ячейку заносят код, обозначающий «зубной камень» (т.е. 2).

Если какой-либо из указанных зубов отсутствует, то осматривают зуб, рядом стоящий в зубном ряду. При отсутствии и рядом стоящего зуба ячейка зачеркивается диагональной чертой и не участвует в сводных результатах

Вопр 10

Классификация зубных отложений:

I.Не минерализованные зубные отложения:

а) кутикула

б) пелликула

в) зубная бляшка

г) мягкий зубной налет

д) пищевые остатки (детрит)

II.Минерализованные зубные отложения:

а) наддесневой зубной камень;

б) поддесневой зубной камень.

Наши рекомендации