Смысловая и композиционная целостность текста
Задание: Какое высказывание может служить аргументом к мысли, выраженной в предложениях (предложения указаны)? В каком предложении говорится об отношении автора к герою (проблеме, событию и т.п.)?
Какое из высказываний верно отражает замысел автора текста? Какое определение к слову (указано) выпущено в следующем фрагменте (указан) текста? и т.д.
Это задание проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложенной в исходном тексте, поэтому задания к нему очень ракообразны:
Какое название отражает основную проблему текста?
Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать высказывание (указано).
Какое высказывание (указаны) не отражает содержание текста? и т.п.
Основнoe условие правильного выполнения этого задания : внима-тельное и вдумчивое чтение не только указанного фрагмента, предложения, слова и т.д., но и всего исходного текста.
Разработчики тестов облегчили вам задачу: не следует самостоятельно решать это задание: в одном из четырех вариантов ответа есть своеобразная подсказка, нужно только ее найти.
Чтобы верно решить эти задания, необходимо внимательно и неторопливо читать текст и искать в нём подтверждения или опровержения заданной задачи, и только после этого выбирать правильный ответ.
А 29. ФУНКЦИОНАЛЬНО – СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ.
Повествование- смысловой тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности. Другими словами, это рассказ (сообщение) о действиях, поступках, событиях в определённой последовательности. Повествование отвечает на вопрос: что делает (сделает, делал бы и т.д.)?Художественный повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Произведения повествовательного типа могут начинаться и сразу с завязки и даже с развязки действия, т.е. событие может передаваться в прямой, хронологической последовательности и в обратной, когда мы сначала узнаём о развязке, а уже потом – о самом действии.
Выразительная и изобразительная сила повествования заключается прежде всего в наглядном представлении действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Поскольку в повествовании сообщается о событиях, происшествиях, действиях, особая роль здесь принадлежит глаголам, особенно формам прошедшего времени совершенного вида. Они, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, помогают развёртыванию повествования.
Описание- словесное, устное или письменное изображение предметов, явлений, животных, человека, ставящее целью научно, систематически описать их признаки. Описательный текст может быть в форме любого стиля. Композиция описания, наиболее характерные её элементы:
· общее представление о предмете;
· описание деталей, частей, отдельных признаков предмета;
· авторская оценка, вывод, заключение.
В описании широко используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.
Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности – в форме настоящего времени; важную роль играют согласованные и несогласованные определения, назывные и неполные предложения.
Рассуждение- смысловой тип текста, предусматривающий логически последовательный ряд мыслей (суждений, умозаключений) на какую-либо тему, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Иначе говоря, это своего рода объяснение фактов (событий) реальной действительности с указанием причинно-следственных связей.
Рассуждение может выступать в разных жанровых формах: в форме письма, статьи, рецензии, доклада, ученического сочинения, полемического выступления в дискуссии, полемического диалога.
Рассуждение строится по следующему плану:
· тезис (высказывается какая-то мысль);
· аргументы, доказывающие его;
· вывод, или заключение.