Обработка и анализ результатов
Мышление
Исключение понятий.
В каждом ряду слов найди такое, которое не подходит, лишнее, и подчеркни.
1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
3. Собака, лошадь, корова, лось.
4. Стол, стул, пол, кровать.
5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
6. Очки, глаза, нос, уши.
7. Трактор, комбайн, машина, сани.
8. Москва, Киев, Волга, Минск.
9. Шум, свист, гром, град.
10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
11. Береза, сосна, дуб, роза.
12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.
Анализ отношений понятий.
Изучи пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии построй пару справа, выбирая из предложенных одно нужное понятие.
1. Бежать – стоять; кричать ( молчать, ползать, шуметь, звать, конюшня)
2. Паровоз – вагоны; конь ( конюх, лошадь, овес, телега, конюшня)
3. Нога – сапог глаза ( голова, очки, слезы, зрение, нос)
4. Коровы - стадо деревья ( лес, овцы, охотник, стая, хищник)
5. Малина-ягода математика ( книга, стол, парта, тетради, мел)
6. Рожь –поле яблоня ( садовник, забор, яблоки, сад, листья)
7. Театр-зритель библиотека ( полки, книги, читатель, библиотекарь)
8. Пароход- пристань поезд ( рельсы, вокзал, земля, пассажир, шпалы)
9. Смородина- ягода кастрюля ( плита, суп, ложка, посуда, повар)
10. Болезнь-лечить телевизор ( включить, ставить, ремонтировать, квартира)
11. Дом-этажи лестница ( жители, ступеньки, каменный)
3. Методика "Изучение скорости мышления"
В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.
п - ра | д –р -во | п –и -а | п –сь -о |
г - ра | з–м -к | р -ба | о –н - |
п- ле | к –м -нь | ф –н -ш | з –о -ок |
к - са | п –с -к | х –кк -й | к –ш -а |
т -ло | с -ни | у –и -ель | ш –ш -а |
р -ба | с -ол | к –р -ца | п –р -г |
р -ка | ш –о -а | б –р -за | ш –п -а |
п -ля | к –и -а | п –е -д | б –р –б-н |
с -ло | с –л -це | с -ег | к –нь -и |
м -ре | д –с -а | в –с -а | д –р –в - |
Оценка внимания
Среди букв найди и подчеркни слова.
бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментрочягшгцпрокуроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршрофшуйгзхтелевизорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптслхэнздвосприятиейцукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкнесласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвтьлижьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафывюэфбьдьконкурсзжшнаптйфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшшглоджэпрплаваниедтлжкваыэзбьтрлшшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюнхтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлроснованиезшэрэмитдтнтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьантзахтдкнноп
Память
Зрительная память (10 слов)
1. ________________
Слуховая память (10 слов)
1. ________________
Результат
Ф.И. | мышление | внимание | память | ||||
исключ. понятий | анало-гии | Скорость мышления | избирательностьвнимания | зрител. | слуховая | ||
Обработка и анализ результатов.
1. Исключение понятий
1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).
Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.
- Аналогии
Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.
- "Изучение скорости мышления"
Обработка и анализ результатов: 25-30 слов - высокая скорость мышления; 20-24 слова - хорошая скорость мышления; 15-19 слов - средняя скорость мышления; 10-14 слов - ниже средней; до 10 слов - инертное мышление.
Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня: 19-16 слов - высокий уровень мышления; 10-15 слов - хороший; 5-9 слов - средний; до 5 слов - низкий.
- Внимание
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.
Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.
14-25 слов- высокий
7-13 средний
1-6 низкий
- Память
9-10 слов –высокий
7-8- средний
1-6 –низкий уровни