Физиологические основы процесса тренировки.

Лекция 9

Тема: Физиологические основы развития тренированности и тестирование функциональной подготовленности спортсменов.

Вопросы:

1. Принципы спортивной тренировки.

2. Физиологические основы процесса тренировки.

3. Физиологические основы состояния тренированности. (Спортивная форма, тренировочный эффект и тренируемость).

4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.

5. Особенности функционального тестирования в спортивной деятельности.

6. Показатели функциональной подготовленности спортсменов в покое.

7. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках.

8. Физическая работоспособность спортсменов и ее тестирование. Работоспособность при предельных нагрузках. Максимальное потребление кислорода (МПК).

9. Резервы физической работоспособности.

  1. Принципы спортивной тренировки.

Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение общей физи­ческой подготовленности и специальной работоспособности.

Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, пред­ставляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.

В ходе тренировки должны со­блюдаются общие педагогические и специфические принципы тренировки, а также единство общей и специальной физической подготов­ки. Эти принципы обусловлены закономерностями развития физических качеств и формирования двигательных навыков у человека, особен­ностями функциональных перестроек в организме, изменением диа­пазона функциональных резервов спортсмена.

Как всякий процесс обучения, спортивная тренировка должна в пер­вую очередь подчиняться общим дидактическим принципам.

К ним относят­ся следующие принципы:

- сознательности, реализуемый через систему обратных связей от тренера, идеомоторных актов и др.;

- активности, реализуемый путем поддержания устойчивой мотивации, высокой эмоциональности, со­хранения потребности в движениях;

- систематичности, то есть ре­гулярности тренировок;

- постепенности, то есть оптимальной труд­ности заданий и постепенного увеличения величины нагрузок (основывается на физиологических законах силы, оптимума и пессимума);

- индиви­дуализации, то есть учет исходной физической подготовленности, типологи­ческих особенностей личности, темперамента.

Кроме того, спортивная тренировка должна базироваться и на особых физиологических принципах.

К таковым относятся принцип:

-максимального раздражителя, суть которого заключается в том, что периодически должны использоваться максимальные, предельные для данного спортсмена нагрузки, которые вызывают в организме самые зна­чительные биохимические и морфофункциональные перестройки и по­следующую суперкомпенсацию;

- вариативности, заключающийся в том, что большие нагрузки оставляют после себя значительные следовые явления (последействие); поэтому нагрузки должны волнообразно меняться;

-единства общей и специальной физической подготовки должен сопровождать весь многолетний период подготовки спортсмена, однако удельный вес СФП будет при этом увеличиваться, а ОФП уменьшаться;

- срочной информации заключается в том, что спортсмен должен получать как можно больше информации о различных параметрах резуль­татов действия и личного состояния (это уже биологическая обратная связь - БОС), что позволит быстрее и эффективнее сформировать специ­фическую функциональную систему соревновательного упражнения и управлять тренировочным процессом;

- учета фаз восстановительного процесса заключается в том, что такие физические качества, как быстрота и сила, требуют начала после­дующих упражнений (тренировки) в фазе суперкомпенсации, а выносли­вость - в фазе недовосстановления для суммации ряда последующих воз­действий.

Физиологические основы процесса тренировки.

На базе общей (неспециализированной) подготовки, в резуль­тате развития физических качеств и роста функциональных возмож­ностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот про­цесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнуто­го уровня проявления качественных сторон двигательной деятельнос­ти и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.

Цикличность тренировочного процесса связана с тем, что выход на наиболее высокий уровень специальной работоспособности осу­ществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес.). К соревновательному периоду спортсмен достигает высо­кого уровня работоспособности, но поддерживать этот достигнутый на данном этапе наивысший уровень функциональных и психичес­ких возможностей человек может лишь ограниченное время (не бо­лее 4-5 мес.). После чего необходим определенный отдых, переклю­чение на другую деятельность, снижение нагрузки, т. е. переходный период.

Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году), в свою очередь, подразделяется на промежуточные мезоциклы, а те - на не­дельные микроциклы. Такая цикличность соответствует естествен­ным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьировать применяемые физические нагрузки.

Правильное чередованиетяжести физических нагрузок с опти­мальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использо­вания явлений суперкомпенсации (сверхвосстановления) организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высоко­го уровня работоспособности по сравнению с исходным уровнем. При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена, и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.

Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в за­висимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект.

Например, при физических на­грузках у молодых людей ЧСС должна быть выше 150 уд/мин, а у пожилых выше 130 уд/ мин, иначе адаптивных сдвигов в орга­низме, в частности в состоянии сердечной мышцы, не будет наблю­даться.

Для достижения высоких спортивных результатов должны ис­пользоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилиза­цию функциональных резервов центральной нервной системы, дви­гательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функциональный и структурный след тренировки.

Наши рекомендации