Физиологические основы процесса тренировки.
Лекция 9
Тема: Физиологические основы развития тренированности и тестирование функциональной подготовленности спортсменов.
Вопросы:
1. Принципы спортивной тренировки.
2. Физиологические основы процесса тренировки.
3. Физиологические основы состояния тренированности. (Спортивная форма, тренировочный эффект и тренируемость).
4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения.
5. Особенности функционального тестирования в спортивной деятельности.
6. Показатели функциональной подготовленности спортсменов в покое.
7. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках.
8. Физическая работоспособность спортсменов и ее тестирование. Работоспособность при предельных нагрузках. Максимальное потребление кислорода (МПК).
9. Резервы физической работоспособности.
- Принципы спортивной тренировки.
Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение общей физической подготовленности и специальной работоспособности.
Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, представляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.
В ходе тренировки должны соблюдаются общие педагогические и специфические принципы тренировки, а также единство общей и специальной физической подготовки. Эти принципы обусловлены закономерностями развития физических качеств и формирования двигательных навыков у человека, особенностями функциональных перестроек в организме, изменением диапазона функциональных резервов спортсмена.
Как всякий процесс обучения, спортивная тренировка должна в первую очередь подчиняться общим дидактическим принципам.
К ним относятся следующие принципы:
- сознательности, реализуемый через систему обратных связей от тренера, идеомоторных актов и др.;
- активности, реализуемый путем поддержания устойчивой мотивации, высокой эмоциональности, сохранения потребности в движениях;
- систематичности, то есть регулярности тренировок;
- постепенности, то есть оптимальной трудности заданий и постепенного увеличения величины нагрузок (основывается на физиологических законах силы, оптимума и пессимума);
- индивидуализации, то есть учет исходной физической подготовленности, типологических особенностей личности, темперамента.
Кроме того, спортивная тренировка должна базироваться и на особых физиологических принципах.
К таковым относятся принцип:
-максимального раздражителя, суть которого заключается в том, что периодически должны использоваться максимальные, предельные для данного спортсмена нагрузки, которые вызывают в организме самые значительные биохимические и морфофункциональные перестройки и последующую суперкомпенсацию;
- вариативности, заключающийся в том, что большие нагрузки оставляют после себя значительные следовые явления (последействие); поэтому нагрузки должны волнообразно меняться;
-единства общей и специальной физической подготовки должен сопровождать весь многолетний период подготовки спортсмена, однако удельный вес СФП будет при этом увеличиваться, а ОФП уменьшаться;
- срочной информации заключается в том, что спортсмен должен получать как можно больше информации о различных параметрах результатов действия и личного состояния (это уже биологическая обратная связь - БОС), что позволит быстрее и эффективнее сформировать специфическую функциональную систему соревновательного упражнения и управлять тренировочным процессом;
- учета фаз восстановительного процесса заключается в том, что такие физические качества, как быстрота и сила, требуют начала последующих упражнений (тренировки) в фазе суперкомпенсации, а выносливость - в фазе недовосстановления для суммации ряда последующих воздействий.
Физиологические основы процесса тренировки.
На базе общей (неспециализированной) подготовки, в результате развития физических качеств и роста функциональных возможностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот процесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнутого уровня проявления качественных сторон двигательной деятельности и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.
Цикличность тренировочного процесса связана с тем, что выход на наиболее высокий уровень специальной работоспособности осуществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес.). К соревновательному периоду спортсмен достигает высокого уровня работоспособности, но поддерживать этот достигнутый на данном этапе наивысший уровень функциональных и психических возможностей человек может лишь ограниченное время (не более 4-5 мес.). После чего необходим определенный отдых, переключение на другую деятельность, снижение нагрузки, т. е. переходный период.
Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году), в свою очередь, подразделяется на промежуточные мезоциклы, а те - на недельные микроциклы. Такая цикличность соответствует естественным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьировать применяемые физические нагрузки.
Правильное чередованиетяжести физических нагрузок с оптимальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использования явлений суперкомпенсации (сверхвосстановления) организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высокого уровня работоспособности по сравнению с исходным уровнем. При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена, и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.
Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в зависимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект.
Например, при физических нагрузках у молодых людей ЧСС должна быть выше 150 уд/мин, а у пожилых выше 130 уд/ мин, иначе адаптивных сдвигов в организме, в частности в состоянии сердечной мышцы, не будет наблюдаться.
Для достижения высоких спортивных результатов должны использоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилизацию функциональных резервов центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функциональный и структурный след тренировки.