Категория лица глагола. Безличные глаголы

Упражнение 104

Прочитайте стихотворение.

Мы с тобой простились на перроне.

Я уехал в дальние края.

У меня в «смертельном медальоне»

Значится фамилия твоя.

Если что-нибудь со мной случится,

Если смерть в бою разлучит нас,

Телеграмма полетит, как птица,

Нет — быстрей во много тысяч раз.

Но не верь ты этому известью,

Не печалься, даром слез не трать:

Мы с тобой не можем быть не вместе,

Нам нельзя раздельно умирать. Е

сли ты прочтешь, что пулеметчик

Отступить заставил батальон,—

За столбцом скупых газетных строчек

Ты пойми, почувствуй: это он!

Ты узнаешь, что советский летчик

Разбомбил враждебный эшелон,—

За столбцом скупых газетных строчек

Ты пойми, почувствуй: это он!

Пусть я буду вертким и летучим,

Пусть в боях я буду невредим,

Пусть всегда я буду самым лучшим,—

Я хотел при жизни быть таким...

(А. Копштейн)

А.И. Копштейн (1915—1940) — поэт. Писал на украинском и на русском языках. Погиб в бою (выносил из-под обстрела своего друга — смертельно раненого поэта Николая Отраду).

Произношение: пулеметчик — [пул'им'очик], почувствуй— [пач'уствуй].

«Смертельный медальон» — металлическая капсула, в которой находятся сведения о бойце (фамилия, имя, отчество и адрес, куда надо сообщить о гибели). Разлучит — более распространенное ударение разлучИт.

Стихотворение написано на фронте. Поэт пишет о том, что переживет сейчас, в ту минуту, когда он пишет. Почему же используется форма прошедшего времени: Я хотел?

На протяжении стихотворения время глаголов не­сколько раз меняется. Подумайте, каким смысловым заданием это обусловлено.

Найдите в тексте повелительные формы глагола.

Упражнение 105

Найдите в пословицах формы глагола, имеющие неопределенно-личное значение.

1. Сидя дров, не наколешь. (Башкирская) 2. Страда­ния дали скалам, те не выдержали — тогда их дали людям. (Армянская) 3. В безветрие зерно не веют. (Даргинская) 4. Что отдаешь — твое, а что нет — пропадет. (Грузинская) 5. «Может быть» посеяли — не взошло. (Армянская) 6. Не кует железа молот, кует кузнец. (Русская) 7. Сердце не скатерть, перед всяким не расстелешь. (Азербайджанская) 8. Неужели волк не съест барана оттого, что пересчитали стадо? (Татарская) 9. Не хихикай там, где плачут. (Туркменская) 10. В доме, где есть ребенок, тайны не сохранить. (Каракалпакская) 11. На хлеб долго не насердишься. (Русская) 12. Ловит волк, но и волка ловят. (Грузинская) 13. Кто не строил дом, тот думает, что столбы сами выросли. (Армянская). 14. На шило кулаком не замахнешься. (Грузинская). 15. Ум любит простор, ум городьбой не обгородишь. (Русская) 16. Собаку спросили: «Зачем ты лаешь?»
Ответила: «Страшно».(Таджикская) 17. Всякий годится, да не на всякое дело. (Русская) 18. Издали — золото, приблизишься — медь, подойдешь — пустота. (Каракал­пакская) 19. Ласковым словом гору сдвинешь. (Башкир­ская) 20. Мышь на перину укладывали, а ее в нору тянуло. (Грузинская) 21. В соседи за умом не пойдешь. (Русская) 22. Голого сто разбойников не смогут ограбить. (Грузинская) 23. Журавли за море летают, а все одно — курлы! (Русская)

Пословицы-иносказания перескажите так, чтобы стал ясен их прямой смысл.

Упражнение 106

Придумайте несколько небольших диалогов, в которых оказались бы уместными пословицы из предыдущего упражнения.

Образец:

— К нам привезли новую сеялку — вот какой ширины! А колеса у нее — вот какие!

— Что-то я не пойму, чем она от других отличается?

— Да я же тебе показываю...

— Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь.

Упражнение 107

Найдите безличные формы глаго­лов.

1. Ему случается с охоты приносить по три-четыре соболиных шкурки. 2. И надо же было случиться, что никто вначале не заметил огня! 3. На каждого ученика приходится по четыре тетради. 4. Чудится, что кто-то пробирается по лесу. 5. Нам стало чудиться, что кто-то идет навстречу нам. 6. Кажется, что впереди озеро, но это пустынный мираж.

Упражнение 108

Прочитайте пословицы. Найдите в них; глаголы с безличным значением. Будьте вниматель­ны: не все предложения имеют здесь такие глаголы.

1. И без петуха рассветет. (Армянская) 2. И так было невкусно, а тут еще гарью запахло! (Армянская) 3. Море в кашу превратилось — растяпе ложки не нашлось. (Грузинскйя) 4. Кому пришлось подниматься, придется и опускаться. (Даргинская) 5: Не так-то легко зайцы ловятся! (Даргинская)

Спряжение глаголов

Упражнение 109

У глаголов хотеть, бежать большинство окончаний II спряжения. Какие оконча­ния нарушают этот порядок у глаголов хотеть и бе­жать?

Упражнение 110

Инфинитив глаголов удаться, предаться, выдаться отличается от формы 3-го лица единственного числа: Опыт, несомненно, удастся. День, может быть, выдастся ясным.

Произношение: удаться — [удацъ], удастся — [удасцъ].

Вставьте в предложения нужные по смыслу формы. Правильно напишите и произносите их.

1. Толпе пришлось (раздаться, раздастся) в сторо­ны, чтобы пропустить делегацию. Как только (раздать­ся, раздастся) его голос, мы все, бывало, бежим ему навстречу и окружаем его. 2. У неопытных пекарей пироги могут не (удаться, удастся). Если (удаться удастся), мы пригласим на наш вечер артистов филармо­нии.

Упражнение 111

Сеешь, сеют; лелеешь, лелеют; беспокоишь, беспо­коят; навеешь, навеют; выздоровеешь, выздоровеют.

Как пишется инфинитив? Как вы думаете, правописание инфинитива надо запоминать или можно устано­вить по его спрягаемым формам?

Упражнение 112

Напишите окончания глаголов в изъявительном наклонении: выбеж...шь, вылет...те, (он) выполз...т, (он) выгор...т, вынес..те, выбер...м.

Как проверить эти окончания, т.е. как надо рассуждать, чтобы проверить эти окончания?

Упражнение 113

Глаголы с приставкой вы- относятся к тому же спряжению, что и производящий глагол (без приставки вы-). Следовательно, выле­чить — глагол того же спряжения, что и лечить, т.е. II, так как у глагола лечить аффикс -ить(он под ударением и хорошо различим на слух), а все глаголы на -итьII спряжения (кроме брить).

Глагол вытереть I спряжения, так как есть глагол тереть, производящий для вытереть, а тереть — I спряже­ния (тереть, трут...).

Определите, к какому спряжению относятся дан­ные глаголы.

Выпрошу, выпрос…ть, выпрос…шь, они выпрос…т; высажу, высад...ть, высад...шь, они высад...т; выкачу, выкат...ть, выкат...шь, они выкат...т.

Упражнение 114

Разберите морфологически ряд глаголов из упражнения …. по данным схемам разбора части речи «глагол» (см. Приложение 6 «Порядок разбора самостоятельных и служебных частей речи»).

Наши рекомендации