Переходные и непереходные глаголы
Категория переходности-непереходности является постоянной грамматической категорией глагола. Она выражает отношение действия, обозначенного глаголом, к объекту.
Все глаголы в русском языке по этой категории делятся на две большие группы – переходные и непереходные.
К переходным относят глаголы, способные управлять винительным падежом без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно направлено на объект.
Например:
читать книгу, написать письмо, встретить друга
В предложении переходные глаголы имеют или могут иметь при себе прямое дополнение.
Например:
1. Я пишу письмо.
2. Вчера я весь день читал
Во втором примере прямого дополнения нет, но оно потенциально возможно (интересную книгу).
Следует помнить, что переходные глаголы возвратными быть не могут.
Задание:
Сравните:
1. По дороге в университет я встретил своего друга.
2. Моего друга дома не оказалось
Кроме формы винительного падежа, переходные глаголы в двух случаях могут управлять также и формами родительного падежа.
Первый случай: когда родительный падеж имеет значение части целого.
Например:
Я выпил молока. (Ср.: выпил молоко)
Второй случай: когда при переходном глаголе стоит отрицательная частица не.
Например:
Я долго не получал от брата письма
Такие дополнения также являются прямыми.
К непереходным относятся глаголы, не способные управлять формой винительного падежа без предлога. Такие глаголы обозначают действие, которое непосредственно на объект не направлено. При непереходных глаголах нет и не может быть прямого дополнения (после них нельзя поставить вопрос кого? или что?)
Например:
сидеть, спать, идти, мечтать, беседовать
Непереходные глаголы могут управлять всеми косвенными падежами, кроме винительного без предлога. Могут они также управлять и винительным падежом, но только с предлогом.
Например:
наступить на камень, споткнуться о камень
Следует помнить о том, что непереходные глаголы в предложении имеют при себе косвенное дополнение.
Например:
Я разговариваю по телефону с другом
Следует также помнить, что если к переходному глаголу присоединяется возвратный постфикс -ся-, то он становится непереходным.
Задание:
Сравните:
учить – учиться, купать – купаться, строить – строиться, одевать – одеваться
Категория залога глагола
Залог – это постоянная лексико-грамматическая категория глагола, которая выражает отношение действия к субъекту (т.е. производителю действия). Существует два залога – действительный и страдательный.
Глаголы действительного залога обозначают действие, не направленное на субъект (т.е. производителя действия).
Например:
1. Рабочие строят дом.
2. Снег покрыл землю
В таких конструкциях субъект действия выражен подлежащим (в И.п.), а объект прямым дополнением ( в В.п. без предлога).
Глаголы страдательного залога обозначают действие, направленное на субъект.
Например:
1. Дом строится рабочими.
2. Земля покрылась снегом
В таких конструкциях субъект действия выражен косвенным дополнением (в Т.п. без предлога), а объект стал подлежащим (в И.п.).
При этом следует помнить, что глаголы страдательного залога всегда являются возвратными, т.е. имеют постфикс -ся-, (-сь-), и глаголы действительного залога могут быть как невозвратными, так и возвратными.
Например:
Ребёнок спит.
Дети резвятся.
На улице вечереет
Во всех этих примерах глаголы – действительного залога.
Категория вида глагола
Категории вида – это тоже постоянная грамматическая категория глагола. Вид глагола выражает отношение действия к его внутреннему пределу. Различают глаголы несовершенного и совершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее своего внутреннего предела, т.е. своего конечного результата. Они отвечают на вопрос что делать? (В вопросе нет приставки -с-).
Например:
Я вчера решил эту математическую задачу
Эта глагольная форма содержит указание на то, что я с этой задачей справился.
По категории вида все глаголы русского языка делятся на три группы:
1) глаголы, соотносительные по виду;
2) одновидовые глаголы;
3) двувидовые глаголы.
Глаголы, соотносительные по виду – это глаголы, имеющие соотносительные видовые пары.
Например:
1) писать – написать, делать – сделать, нести – принести, будить – разбудить и др. (различаются наличием и отсутствием приставки);
2) решать – решить, толкать – толкнуть, заказывать – заказать, закусывать – закусить и др. (различаются суффиксами);
3) вырывать – вырвать, кричать – крикнуть, прощать – простить и др. (различаются чередованием в корне, а также суффиксами);
4) разрезать – разрезать, рассыпать – рассыпать и др. (различаются только ударением);
5) ловить – поймать, брать – взять (это супплетивные формы).
Одновидовые глаголы– это такиеглаголы, которые соотносительных видовых пар не имеют. В свою очередь, эта группа имеет две разновидности:
1) одновидовые глаголы только несовершенного вида;
Например:
1. хаживать, сиживать (обозначают действия, которые имели место в далёком прошлом);
2. подглядывать, покашливать (со значением прерывистости действия);
3. приплясывать, приговаривать и др. (со значением сопровождающего действия).
2) одновидовые глаголы только совершенного вида.
Например:
1. запеть (начать петь), зашагать (начать зашагать), побежать (начать бежать) (со значением начала действия);
2. отшуметь, отговорить, перепортить и др.(со значением завершённости действия);
3. хлынуть, грянуть и др. (со значением интенсивности действия).
Двувидовые глаголы - это глаголы, которые совмещают с себе значения несовершенного и совершенного вида одновременно.
Например:
атаковать, телеграфировать, обещать, велеть, ранить, женить и др.
Вид таких глаголов конкретизируется только в предложении или в связанном тексте.
Например:
1. Люди женятся; гляжу, не женат лишь я хожу.
(Пушкин. Сказка о царе Солтане)
2. А он между тем женится на Марии Ивановне.
(Пушкин. Капитанская дочка)
Глаголы совершенного вида могут иметь такие оттенки значений:
1. Они называют действие, которое было единичным (случилось один раз): Я подбежал к берегу, и бросился в воду, быстро подплыл к мальчику, обхватил его рукой и, гребя другой, направился снова к берегу.
2. Они называют результативное действие, т.е. такое, результат которого налицо: Мы повесили стенгазету в коридоре. (Так мог бы сказать член редколлегии этой газеты, если бы его спросили: «Ну, как газета? Готова?» Ответ означал бы: Эта газета готова, можете читать — результат работы налицо). Николай за лето вырос, загорел, окреп и немного похудел. (Встретив его, вы можете убедиться в этом). Слова, которые здесь поставлены в скобках, подчеркивают тот смысл, который позволяют подразумевать в этих высказываниях глаголы совершенного вида.
3. Они называют однократное действие: Я вспрыгнул на подоконник.
Глаголы несовершенного вида могут иметь такие оттенки значений:
1. Они называют действие, которое совершалось (совершается, будет совершаться) многократно, обычно или всегда: Летом мы бегали на реку и купались в еще холодной утренней воде. Гепард обгоняет даже барса.
2. Они называют действия, которые протекают, еще не исчерпаны, длятся (в прошедшем, настоящем и будущем времени): Утром я писал письмо и думал о том, что ответит на него Наташа. На улице шумит дождь, водяные капли и струи звенят о стекла моей комнаты. Эти розы будут цвести и благоухать еще много дней.
3. Они называют действие, состоящее из ряда актов; при этом, хотя каждый акт закончен, исчерпан, сам ряд не исчерпан, изображен как длящийся: Каждый день мы выучивали по пять новых слов. Мы много раз пропалывали обе эти грядки.