Выбрать один правильный ответ.
А1. Экология – это наука, которая изучает:
1) процессы жизнедеятельности организмов
2) многообразие организмов, их классификацию
3) отдельных особей, популяции и сообщества и их взаимосвязи со средой обитания
4) историческое развитие органического мира
А2. Все компоненты неживой природы, воздействующие на организмы, популяции, сообщества, называют:
1) антропогенными факторами 2) ограничивающими факторами
3) абиотическими факторами 4) биотическими факторами
А3. Реакцию организмов на изменение А5. Сокращение длины светового дня служит сигналом для:
1) начала сокодвижения у растений 2) построения птицами гнезд
3) пробуждения животных после спячки 4) вступления растений в период покоя
А4. Совокупность связанных между собой и со средой обитания видов, длительное время обитающих на определенной территории с однородными природными условиями, представляет собой:
1) экосистему 2) биосферу 3) сообщество 4) агроценоз
А5. На круговорот веществ расходуется солнечная энергия, которая включается в этот процесс:
1) клубеньковыми бактериями 2) грибами 3) растениями 4) животными
А6. Процесс саморазвития экосистемы можно наблюдать на примере:
1) весеннего половодья 2) случайного выброса нефтепродуктов
3) зарастания небольшого пруда 4) создания искусственного водоема
А7. Главная особенность экосистемы состоит в том, что в ней:
1) отсутствуют редуценты 2) происходит круговорот веществ
3) действует искусственный отбор 4) слабое действие естественного отбора
А8. Благодаря круговороту веществ происходит:
1) обмен химическими элементами между организмами и неживой природой
2) разрушение экосистем 3) перемещение организмов 4) разрушение горных пород
А9. Примером природной экосистемы служит:
1) пшеничное поле 2) оранжерея 3) дубрава 4) теплица
А10. Паразитический организм:
1) вступает в симбиотические связи с хозяином
2) приносит вред, но обычно не приводит к быстрой гибели хозяина
3) становится конкурентом для хозяина 4) во всех случаях приводит к гибели хозяина
А11. В экосистеме елового леса биомасса растительноядных животных превышает биомассу хищников, так как:
1) они крупнее хищников 2) в их организмах заключено меньше энергии
3) их численность ниже, чем численность хищников
4) потери энергии при переходе от одного трофического уровня к другому составляют 90%
А12. Пищевой (трофический) уровень – это совокупность:
1) организмов одного вида 2) организмов разных видов
3) организмов разных видов, имеющих один и тот же тип питания
4) организмов разных видов, имеющих разный тип питания
А13. Определите правильно составленную пищевую цепь:
1) ястреб – дрозд – гусеница – крапива
2) крапива – дрозд – гусеница – ястреб
3) гусеница – крапива – дрозд – ястреб
4) крапива – гусеница – дрозд – ястреб
А14. Главную роль в биологическом круговороте веществ в биосфере играет:
1) естественный отбор 2) жизнедеятельность всех организмов планеты
3) мутационная изменчивость 4) борьба организмов с неблагоприятными условиями
А15. Почему Черное море считают устойчивой экосистемой?
1) расположено в теплом климате 2) обитает большое число видов
3) преобладает несколько видов с высокой численностью
4) характерно небольшое число пищевых цепей
А16. Почему агроэкосистема плодового сада менее устойчива, чем экосистема смешанного леса?
1) в ней практически нет редуцентов 2) она не способна изменяться во времени
3) в ней обитает небольшое число видов 4) в ней отсутствуют пищевые связи
А17. Биосфера охватывает всю:
1) литосферу и тропосферу 2) гидросферу и стратосферу
3) гидросферу, тропосферу и верхнюю часть литосферы
4) стратосферу, литосферу и верхнюю часть гидросферы
А18. Клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений обладают способностью усваивать молекулярный азот атмосферы, выполняя в биосфере функцию:
1) газовую 2) концентрационную 3) окислительно-восстановительную 4) биогеохимическую
Часть 2.