Что такое доказательственная презумпция?

Занятие 6

Практическая ситуация 2

Петрова приобрела в ЗАО «Торговый дом «Восход» музыкальный центр. После трех дней его эксплуатации качество звучания резко снизилось, возникли посторонние шумы, замедлилась скорость воспроизведения.

Петрова предъявила к ЗАО иск о расторжении договора купли-продажи музыкального центра и возмещении причиненных убытков, ссылаясь на то, что ей был продан товар ненадлежащего качества, на который был установлен гарантийный срок.

Определите факты, входящие в предмет доказывания по данному делу.

Как должны быть распределены обязанности по их доказыванию?

Что такое доказательственная презумпция?

Какие доказательственные презумпции вам известны?

Определите факты, входящие в предмет доказывания по данному делу.

Со стороны истицы(Петровой) доказыванию подлежат:

1. Факт, подтверждающий наличие между Петровой и ЗАО «Торговый дом «Восход» гражданско-правовых отношений в рамках договора купли-продажи.

2. Факт, подтверждающий, что возникшие отношения регулируются законодательством о защите прав потребителей.

3. Факт, подтверждающий наличие недостатка товара.

4. Факт, подтверждающий наличие гарантийного срока на данный товар.

Если Петрова обращалась в претензионном порядке, то так же в предмет доказывания входят

1. Факт обращения в магазин с просьбой о выполнении требований, указанных в ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей".

2. Факт отказа руководителем или иным должностным лицом торгового места произвести указанные выше действия.

Ответчика (ЗАО «Торговый дом «Восход») должен доказать, что

1. Недостатки товара возникли не по его вине, а вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Как должны быть распределены обязанности по их доказыванию?

Согласно п.6 ст.18 Закона «О ЗПП» - в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, таким образом бремя доказывания лежит на ответчике.

Однако в соответствии с ч.5.ст19, в случаях, возникновения недостатка после истечения гарантийного срока или по истечении 2х лет, в случае его отсутствия, бремя доказывания вины в лежит на потребителе.

Что такое доказательственная презумпция?

Не существует единого определения доказательственной презумпции.

М.К. Треушников считает, что доказательственная презумпция - это предположение о существовании факта или его отсутствии, пока не доказано иное[1].

А.К. Сергун считает, что доказательственная презумпция - это установленное законом предположение о том, что определенный факт существует, если доказаны некоторые другие связанные с ним факты[2].

Я.Л. Штутин утверждал, что презумпция - это «логический прием, позволяющий суду в предусмотренных законом случаях или когда это естественно вытекает из смысла закона, признать истинным существование (несуществование) искомого факта, не требуя доказательства от стороны, ссылающейся на него, а также положить его в основание судебного решения, если этот юридический факт по предположению, основанному на общественной практике, является прямым следствием или причиной доказательственного факта (фактов) и не опровергнут в ходе судебного разбирательства»[3]

Таким образом, доказательственная презумпция — это установленное законом предположение о том, что определенный факт существует, если доказаны некоторые другие связанные с ним факты.

Наши рекомендации