Приборы, которые применяются в физиологических исследованиях

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.А.БОГОМОЛЬЦА

    “Утверждено” на методическом совещании кафедры нормальной физиологии Заведующий кафедрой профессор____________ В.Г. ШЕВЧУК “______“ августа 2006 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Учебная дисциплина “ФИЗИОЛОГИЯ”
Модуль № 1 “ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ”
Содержательный модуль №1 1. Введение в физиологию.
Тема практического занятия №1 Предмет и задачи физиологии. Методы физиологических исследований.
Курс 2-й
Факультет Медицинский

Киев – 2006

1.Актуальность темы:

3анятие является вступительным к изучению физиологии. Физиология характеризуется специфичностью не только объекта и цели исследования, но и методов исследования. Потому, приступая к изучению физиологии, на первом практическом занятии студенты изучают основные понятия физиологии и методы физиологических исследований непосредственно во время проведения исследований с той аппаратурой, которая используется.

2.Учебные цели:

Ø Объяснять физиологические основы методов исследования функций организма в эксперименте на изолированных органах и при исследовании функций у человека при разных физиологических состояниях

Ø Трактовать понятие “физиологическая система” организма и роль механизмов регуляции в достижении приспособительной реакции.

Ø Анализировать результаты исследований и делать выводы.

Базовый уровень подготовки

Студенты имеют навыки из предыдущих учебных дисциплин:

Названия предыдущих дисциплин Получены навыки
Анатомия человека Анализировать информацию о строении тела человека, систем, что его составляют, органов и тканей
Гистология, цитология, эмбриология Интерпретировать микроскопическую и субмикроскопическую структуру клеток
Медицинская и биологическая физика Трактовать общие физические и биофизические закономерности, которые лежат в основе жизнедеятельности человека
Медицинская биология Объяснять закономерности проявлений жизнедеятельности человеческого организма на молекулярно-биологическом и клеточном уровнях.

Задание для самостоятельной работы во время подготовки к практическому занятию

Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые должен усвоить студент при подготовке к практическому занятию

Срок Определение
Физиология Физиология - это наука об объективных закономерностях функций в их взаимосвязи и во взаимодействии организма с внешней средой.
Функция Функция – это деятельность, которая осуществляется клетками, тканями, органами, системами и организмом в целом.
Функциональная система Функциональная система организма – это совокупность его структур, которые взаимодействуют между собой, чтобы обеспечить конечный приспособительный результат организма
Возбудимые структуры Возбудимыми структурами называют такие, которые передают информацию или вызывают функцию путем изменения мембранных потенциалов. К возбудимым структурам принадлежат нервные, мышечные и секреторные клетки.

Теоретические вопросы

1) Физиология как наука.

2) Функции организма, его систем, органов, тканей, клеток

3) Методы физиологических исследований.

4) Приборы, которые применяются в физиологических исследованиях.

5) Электрический ток как раздражитель.

6) Изолированный нервно-мышечный препарат лягушки как самый простой объект для исследования физиологических свойств нервов, мышц и нервно-мышечных синапсов. Методика электростимуляции этого препарата и регистрации сокращений мышцы.

Практические работы

1. Приготовление изолированного нервно-мышечного препарата лягушки.

2. Регистрация сокращений мышцы изолированного нервно-мышечного препарата лягушки.

Содержание темы

Физиология - это наука об объективных закономерностях функций в их взаимосвязи и во взаимодействии организма с внешней средой.

Функция – это деятельность, которая осуществляется клетками, тканями, органами, системами и организмом в целом.

Приборы, которые применяются в физиологических исследованиях - student2.ru

Методы исследования, которые применяются в физиологии:

а) наблюдение

б) эксперимент

в) моделирование.

Наблюдение – это метод исследования функций без вмешательства в деятельность организма.

Эксперимент – это метод исследования функций организма и его структур с вмешательством в их деятельность.

Эксперименты разделяют на два вида: острые и хронические.

Острые эксперименты предусматривают исследование функций на изолированных клетках, органах, тканях, а также в целостном организме животных, которые находятся под наркозом.

Хронические эксперименты были введены в физиологию российским ученым академиком И.П.Павловым, который предложил и разработал методики проведения на животных оперативных вмешательств, которые позволяют исследовать функции в условиях, приближенных к физиологическим.

Моделирование – это метод исследования функций с помощью программ, которые описывают деятельность систем организма или приспособлений, которые имитируют деятельность системы, потому что имеют одинаковые входные и выходные показатели.

При изучении физиологии студенты также применяют исследование функций здорового человека – измерение артериального давления, регистрация функциональных показателей (электрокардиография, фонокардиография, энцефалография и других). Методы исследования, которые применяются в клинической практике, не должны навредить человеку.

Исследование функций осуществляется во время основных физиологических состояний организма, к которым принадлежат: а) покой, б) деятельность, в) отдых.

Деятельность организма имеет приспособительный характер, это обеспечивают его функциональные системы. По определению академика Анохина П.К., функциональная система организма – это совокупность его структур, которые взаимодействуют между собой, чтобы обеспечить конечный приспособительный результат организма.

Приборы, которые применяются в физиологических исследованиях

Аппаратуру, которую используют в физиологических исследованиях, можно разделить на 2 основных группы:

1) приборы для раздражения биологических структур;

2) приборы для регистрации физиологических процессов, которые отображают разные функции.

К первой группе приборов принадлежат стимуляторы (самые распространенные среди них - электростимуляторы) и раздражающие электроды (средства, с помощью которых стимул передается на объект, который раздражается).

Вторую группу приборов составляют регистраторы, отводящие электроды, датчики (преобразователи неэлектрических процессов на электрические) и усилители.

Наши рекомендации