Изменение гормональной регуляции при старении

При старении содержание одних гормонов в крови падает, других — растет, третьих — остается прежним. Увеличивается содержание такого важного гипофизарного гормона, как вазопрессин. В малых дозах он вызывает антидиуретический эффект, в больших оказывает выраженное действие на сердечнососудистую систему — влияет на тонус сосудов, особенно коронарных. При старении наряду с ростом концентрации вазопрессина растет чувствительность к нему сосудов. Вот почему в старости этот гормон может стать «виновником» спазма сосудов сердца, развития артериальной гипертонии. Вазопрессин регулирует состояние нервных центров, влияет на память, и рост содержания его в этом направлении может иметь адаптивное значение. Кроме того, увеличение концентрации вазопрессина (он ведь является антидиуретическим гормоном) противодействует обезвоживанию организма в старости.

При старении происходят изменения в разных звеньях гормональной регуляции. Несмотря на мобилизацию адаптивных механизмов, с возрастом нарастает недостаточность тиреоидной системы регуляции, гормоны которой обладают широчайшим диапазоном действия. Они влияют на активность более чем ста ферментов Можно предположить, что изменения функции щитовидной железы — одна из причин снижения интенсивности потребления кислорода, окислительных процессов, генерации энергии, интенсивности биосинтеза белка, нарушений обмена холестерина и др. Казалось бы, отсюда напрашивается простой вывод: в старости необходимо активировать функцию щитовидной железы. Однако дело обстоит значительно сложнее. Введение гормонов щитовидной железы вызывают активацию многих обменных циклов. В условиях снижения надежности биологических систем это приводит сперва к усилению, а затем срыву жизнедеятельности организма.

Процесс старения сопровождается многочисленными нарушениями функций эндокринной системы. Часто трудно определить, что является причиной этих нарушений – собственно старость или болезни, ее сопровождающие.

У старых животных концентрации большинства гормонов снижены. Еще более разница между молодым и старым организмами заметна при сравнении реакций эндокринных желез на внешнее воздействие. Так, гипофиз старых крыс отвечает на действие релизинг-факторов гипоталамуса (либеринов) секрецией меньшего количества тропных гормонов. Искусственно восполняя недостающие в гипофизе старых крыс вещества, можно задержать или обратить вспять ослабление репродуктивной функции, развитие опухолей и инволюцию вилочковой железы (тимуса).

Еще одна причина ослабления эндокринной регуляции – возрастные изменения структуры гормонов и, соответственно, их активности. Так, по мере старения меняется молекулярная масса и снижается активность тиреотропина (ТТГ). Искусственным введением кальция в клетку в некоторых случаях удается предотвратить снижение ее ответа на гормоны. Возможно, это подсказывает новую стратегию терапии. Происходят изменения и в связывании кальция в клетке.

В старости усиливается образование катехоламинов в симпатической части вегетативной нервной системы. С другой стороны, ослабляются эффекты, передаваемые воздействием катехоламинов на адренорецепторы. Все это суживает диапазон возможных ответов на экстремальные воздействия внешней среды. Возможно, дополнительные количества катехоламинов нужны для лучшей утилизации нутриентов: действуя на адипоциты, катехоламины усиливают липолиз. Через адренорецепторы печени они активируют и гликогенолиз.

В старости происходят изменения в регуляции обмена глюкозы. Количество Р-клеток в поджелудочной железе уменьшается. В ответ на рост концентрации глюкозы они высвобождают в кровь меньшее количество инсулина. Обратная связь, подавляющая выброс глюкозы печенью (при повышении ее концентрации в крови), действует медленнее. Активность инсулина падает, соответственно, нарушается поглощение глюкозы мышцами. Результатом этих изменений является снижение толерантности к глюкозе, а иногда и развитие сахарного диабета.

II. ЧАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Наши рекомендации