Причины и механизмы нарушения развития двигательных функций при ДЦП
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ МОЗГА ПРИ ДЦП.
Патоморфологические изменения в нервной системе при ДЦП многообразны. В веществе мозга выявляются дистрофические дегенеративные изменения, пороки и задержки развития. В развивающемся мозге эмбриона, плода, новорожденного легко возникают обширные перерождения после незначительных первичных очагов. Конечные изменения выражаются не только в нарушении отдельных структур, но и в уменьшении объема и массы мозга. При ДЦП наблюдается диффузный или очаговый склероз мозга. Особенно часто поражаются лобные доли. Могут возникать явления гидроцефалии. В коре мозга более всего страдают пирамидные нейроны. Кроме склероза вещества мозга имеются рубцовые изменения, размягчения, кисты, порэнцефалия.
У 30% процентов больных ДЦП имеются аномалии развития мозга — микрогирия, пахигирия, гетеротопия, недоразвитие полушарий, нарушение цитоархитектонических полей. Может обнаруживаться недостаточная миелинизация волокон, нарушения дифференциации нервных клеток, патология синапсов.
Причины и механизмы нарушения развития двигательных функций при ДЦП.
У детей с церебральным параличом вследствие нарушения нормального развития промежуточного мозга, больших полушарий наблюдается патологическая активация стволовых структур, контролирующих тонические шейные и лабиринтные рефлексы. И потому у них в течение многих лет могут сохраняться и даже усиливаться тонические рефлексы периода новорожденности и отсутствовать установочные.
Особое значение для патологического развития моторики имеет сохраняющийся долгое время лабиринтный тонический рефлекс. При горизонтальном положении тела под влиянием лабиринтного тонического рефлекса наблюдается напряжение всех мышц-разгибателей, при вертикальном положении тела под влиянием этого же рефлекса происходит напряжение мышц-сгибателей нижних конечностей.
Такой ребенок, лежа на спине, не может поднять голову или делает это с большим трудом, не может вытянуть руки вперед, чтобы взять предмет, или подтянуться, или сесть, или повернуться со спины на живот. В положении на животе не может поднять голову, разогнуть руки и опереться на них, встать на четвереньки, принять вертикальную позу. В случаях, когда лабиринтный тонический рефлекс держится несколько лет, может сформироваться порочная поза конечностей, которая появляется постепенно, сначала только при пассивной установке тела ребенка в вертикальное положение, а затем закрепляется развивающимися сгибательными контрактурами во всех суставах нижних конечностей. Ребенок становится на более или менее согнутые в тазобедренных и коленных суставах ноги. Голеностопные суставы находятся обычно в подошвенном сгибании. Эти порочные положения тела поддерживаются даже очень легким, следовым тоническим лабиринтным рефлексом, выявить который удается лишь с помощью электромиографического исследования.
Под влиянием шейного симметричного тонического рефлекса у ребенка с церебральным параличом мышечный тонус изменяется в зависимости от того, сгибает он голову или разгибает. Разгибание головы усиливает тонус разгибателей рук, в связи с этим ребенку грозит потеря равновесия и падение назад. Сгибание головы усиливает тонус мышц-сгибателей и ребенок может упасть вперед. Поэтому дети с церебральным параличом стремятся держать голову по средней линии, иначе нарушается равновесие при сидении, стоянии, ходьбе.
Наличие тонических рефлексов с головы на туловище и с таза на туловище препятствует возможности балансирования туловища и удержания его в стабильном положении, свободным поворотам туловища вокруг своей оси, так же как и свободным поворотом головы.
Асимметричный шейный тонический рефлекс проявляется в том, что при повороте головы в сторону повышается тонус в разгибательных мышцах той руки, в направлении которой повернута голова. Из-за того, что голова часто бывает повернута в одну сторону, развивается спастическая кривошея.
Сохранность тонического лабиринтного рефлекса создает препятствия для развития установочных шейных цепных симметричного и асимметричного рефлексов, потому что не удерживая голову в положении на животе, ребенок не сможет выпрямить руки (при голове, опущенной вниз, руки рефлекторно сгибаются во всех суставах), разогнуть и удержать разогнутой верхнюю половину туловища, что является первым звеном шейного цепного установочного симметричного рефлекса. Если задержится или останется резко ограниченным все формирование шейного цепного установочного рефлекса, задержится и освоение статики и локомоции.
Развитие установочных рефлексов осложняется еще и тем, что под влиянием комплекса тонических рефлексов у ребенка задерживается развитие физиологического поясничного лордоза и нередко уже ко 2-3-му месяцу начинается формирование кифоза или кифо-сколиоза. Помимо прочего, развитие поясничного кифоза свидетельствует о том, что функция больших ягодичных мышц, как мышц-разгибателей туловища, резко ограничена или отсутствует, подвздошно-поясничные мышцы действуют только или преимущественно как сгибатели бедра. Отсюда усиление тенденции сначала к сгибательной установке, а затем — к сгибательной контрактуре в тазобедренных суставах.
Таким образом, задержка или отсутствие редукции тонических рефлексов, характерных лишь для первых месяцев жизни, приводит к созданию рефлексозапрещающих положений тела, при которых туловище и конечности фиксируются в определенных позах, в зависимости от активации вестибулярных рецепторов. Постепенно создается своеобразный патологический двигательный стереотип, закрепляющийся на протяжении ряда лет и препятствующий развитию тех установочных рефлексов, с появлением которых у здорового ребенка начинается развитие статики и локомоции.
Существенными особенностями моторики, развивающейся под влиянием этих рефлексов, является задержка появления физиологических синергий — синхронных сокращений разных мышечных групп, необходимых для выполнения движения.
Ребенок первых месяцев жизни не умеет производить сложные движения, требующие одновременной дифференцированной и вместе с тем чрезвычайно слаженной работы многих мышечных групп. В процессе освоения движений постепенно возникают физиологические синергий. В дальнейшем, по мере развития пирамидного тракта импульс, поступающий из двигательной зоны коры больших полушарий, как бы «включает» нужную синергию без затраты каких-либо усилий ребенка на освоение выполнения данного движения. Оно реализуется по схеме, выработанной месяцами и годами.
Весь этот сложный, последовательно развивающийся процесс смены различных форм синергий, подготавливающийся в тот период, когда здоровый ребенок еще далек от того, чтобы овладеть даже актом стояния, может быть резко задержан у ребенка с церебральным параличом, поскольку при положении тела на спине доминирующий разгибательный тонус не допустит появления сгибательных синергий, а при положении на животе (доминирует сгибательный тонус) — разгибательного компонента любого типа физиологической синергий.
Физиологические явления ко-контракции и паратонии обусловливают у здоровых детей возможность поддерживать установку тела в данной позе, а также пластичность фиксированных поз туловища и конечностей при выполнении сложных движений. У детей с детским церебральным параличом проявления ко-контракции и паратонии носят патологический характер, препятствующий развитию движения.
Так, если ребенок с ДЦП пытается протянуть руку и взять игрушку, вследствие патологической паратонии повышается тонус мышц всего тела, причем иногда повышение тонуса столь велико, что произвести какое-либо движение ребенок не может, а напряжение мышц тела ведет к потере с трудом удерживаемого равновесия и падению. Явления паратонии у детей с ДЦП с возрастом не исчезают, а нарастают тем сильнее, чем тяжелее форма заболевания, т. е., чем выше патологическая активность стволовых структур.
Явления ко-контракции при детском церебральном параличе по своей интенсивности также намного превышают физиологическую ко-контракцию. В силу механизма ко-контракции, включающегося при попытке принять ту или иную позу, тонус и сгибателей, и разгибателей у детей с церебральными параличами может стать столь высоким, что конечность как бы деревенеет в одной позе и произвольное движение оказывается невозможным. Расслабление мышц удается далеко не всегда, а смена положений тела и конечностей крайне сложна и трудна для ребенка.
Недостаточное развитие основных структур системы регуляции движения (двигательной коры, стриопаллидарного комплекса) приводит к задержке развития пирамидного пути. Пирамидный путь оказывается резко истонченным, поясничного утолщения достигают лишь редкие пучки его волокон, В силу того, что импульсация из двигательной коры не поступает в соответствующие структуры ствола или поступает очень слабо, возникают и не подавляются координационные и глобальные синкинезии, которые могут резко изменить ход нормальных движений ребенка. Так, при координационных синкинезиях попытка взять в руку предмет или просто сжать пальцы в кулак вызывает сгибание и приведение кисти в лучезапястном суставе, сгибание в локтевом, отведение и разгибание в плечевом суставе. Подошвенное сгибание стопы ведет к появлению разгибательных движений во всех суставах данной конечности, а тыльное — влечет за собой так называемое тройное укорочение — происходит сгибание ноги в коленном и тазобедренном суставах. Наличие координационных синкинезии препятствует совершению изолированных движений. Если координационные синкинезии выражены нерезко, ребенок может справляться с ними, подавлять их, но обычно это требует значительных усилий, что также обедняет его двигательные возможности.
При глобальных синкинезиях попытка совершить какое-либо движение вызывает движения в других конечностях, нарастание тонуса в них, что препятствует осуществлению желаемого движения.
Помимо патологических синкинезии у ребенка с ДЦП обнаруживаются и патологические сгибательные и разгибательные синергии, играющие большую роль в формировании порочных поз и положений, контрактур, а затем деформаций в суставах конечностей.
Таким образом, патологические тонические рефлексы, отсутствие установочных рефлексов, усиление паратонии и ко-конракции, патологические синергии и синкинезии являются существенным препятствием для развития устойчивой статики, локомоции и произвольных движений у ребенка с ДЦП.
Нарушения в развитии статики и локомоции при детском церебральном параличе зависят от тяжести, характера и времени поражения мозга. На основании различий в распространенности и характере изменений двигательной сферы и сопутствующих расстройств выделяют 5 форм ДЦП.
В клинической практике различают следующие формы ДЦП.
1) спастическая диплегия;
2) двойная спастическая гемиплегия (тетраплегия);
3) спастическая гемиплегия;
4) гиперкинетическая форма;
5) атонико-астатическая форма.