Методы анализа несчастных случаев
Анализ несчастных случаев является одним из основных путей борьбы с травматизмом. Только после выявления истинных причин того или иного несчастного случая появляются возможности для поиска путей исключения или снижения травматизма.
Анализ травматизма и заболеваемости на производстве проводится, как правило, по актам расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний, листкам временной нетрудоспособности.
Наиболее распространенный на практике анализ травматизма и заболеваемости - это изучение причин возникновения опасных и вредных производственных факторов.
По сложившейся практике причины травматизма и профессиональных заболеваний принято подразделять на организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические.
Организационные причины травматизма и профзаболеваний целиком зависят от уровня организации труда на предприятии - отсутствие или неудовлетворительное проведение обучения и инструктажа, отсутствие проекта производства работ, несоблюдение режима труда и отдыха, неправильная организация рабочего места, отсутствие, неисправность или несоответствие условиям работы средств индивидуальной защиты, неудовлетворительный надзор за производством работ и т.д.
Технические причины травматизма и профзаболеваний можно характеризовать как причины, не зависящие от уровня организации труда на предприятии, - конструктивные недостатки оборудования, инструментов и приспособлений, несовершенство технологических процессов, средств сигнализации и блокировок и т.д. Эти причины иногда называют также конструкторскими или инженерными.
Санитарно-гигиенические причины связаны с неблагоприятными метеорологическими условиями труда, повышенными уровнями шума,
вибрации, концентрациями вредных веществ в воздухе рабочей зоны, наличием вредных излучений, нерациональным освещением и т.д.
Психофизиологические причины обусловлены физическими и нервно-психическими перегрузками, нервно-эмоциональным перенапряжением, несоответствием условий труда анатомо-физиологическим особенностям работающего, неудовлетворительным психологическим климатом в коллективе и др.
В настоящее время используют два основных метода анализа несчастных случаев - статистический и монографический (клинический).
Статистический метод анализа несчастных случаев базируется на анализе статистического материала, накопленного за несколько лет по предприятию или в отрасли. Он представляет собой совокупность приемов, основанных на целенаправленном сборе, накоплении и обработке информации о несчастных случаях с последующим расчетом статистических показателей. Для этого изучаются несчастные случаи по актам формы Н-1 и другим отчетам предприятий за определенный период времени. Данный метод позволяет определить динамику травматизма и его тяжесть на отдельных участках производства, в цехах, на предприятиях или в отраслях промышленности и выявить закономерности его роста или снижения.
Монографический (клинический) метод заключается в углубленном анализе объекта обследования в совокупности со всей производственной обстановкой. Изучению подвергаются технологические и трудовые процессы, оборудование, применяемые приспособления и инструменты, средства коллективной и индивидуальной защиты.
Особое внимание уделяется оценке режимов труда и отдыха работающих, ритмичности работы предприятия (цеха). При этом выявляются скрытые опасные факторы, способные привести к несчастному случаю.
В настоящее время применяются и другие методы анализа производственного травматизма - экономический, эргономический, психологический, используется также способ моделирования.
На практике для сравнительного анализа травматизма на предприятиях пользуются относительными количественными показателями: коэффициентами частоты, тяжести, нетрудоспособности, смертности и экономическим показателем травматизма.
Коэффициент частоты выражает количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих. Обычно определяется за год:
58. Требования безопасности при производстве геодезических работ на объектах ж/д транспорта
Топографо-геодезические работы на действующей сети железных дорог относятся к категории повышенной опасности и должны выполняться строго с соблюдением правил, инструкций,а также правил и инструкций по технике безопасности. К постоянно действующим производственным факторам при работе на ж/д магистралях относятся:1. Опасные:движение поездов;специальный подвижной состав (снегоочистители, снегоуборочные и щебнеочистительные машины, и др.);
незащищенные токоведущие части электрооборудования;неблагоприятные атмосферные явления (молния, ливень, сильный ветер);зона воздушных линий электропередачи;участки с наличием искусственных сооружений(мосты,тоннели);
2. Вредные:шум, вибрация от подвижного состава;резкое повышение или понижение температуры, влажности при работе в тоннелях, на мостах;
темнота в тоннелях в дневное время суток. Производство топографо-геодезических работ на ж/д путях и в полосе отвода ж/д дороги разрешается только при наличии акта-допуска, подписанного начальником станции или начальником дистанции пути.Работы на особо опасных участках выполняютс по наряду допуску
Все работающие на съемке ж/д магистралей должны быть в демаскирующей одежде оранжевого цвета. Руководитель бригады до начала полевых работ должен быть ознакомлен с дополнительными требованиями и условиями безопасности труда,учитывающими местные особенности,указанные в техническо-распределительном акте (ТРА)станции,регламентирующем безопасный и бес-препятственный прием, отправление и проследование поездов на станции, а также безопасность внутристанционной работы,и должен сделать выписку из него, заверенную начальником станции.При выполнении топографогеодезических работ на станции руководитель бригады ежедневно,до начала работ, согласовывает с начальником станции или дежурным по станции место и время работы. Руководитель бригады обязан знать график движения поездов на участке, где проводятся топографо-геодезические работы, и уметь подавать сигналы.
Руководитель топографо-геодезических работ должен постоянно
поддерживать связь с дежурным поездным диспетчером,чтобы использовать «окна», которые предусматриваются для производства ремонта железнодорожных сооружений и устройств на участках с особо интенсивным движением поездов.
Участок производства топографо-геодезических работ должен ограждаться переносными сигнальными дисками «С» (с обеих сторон на однопутных, двухпутных отрезках дорог) независимо от того, ожидается поезд или нет.
Машинист локомотива дает перед знаком свисток, предупреждая этим аботающих о приближающемся поезде. От этих сигнальных знаков на расстоянии 800 – 1500 м устанавливаются желтые переносные сигналы уменьшения скорости. Для установки и охраны переносных сигналов, ограждающих места производства работ на путях,руководитель работ обязан выделять сигнальщиков из числа работников бригады, прошедших дополнительно соответствующий инструктаж по технике безопасности работы сигнальщика. Получив сигнал о подходе поезда по любому пути, все работающие незамедлительно должны сойти с пути на ближайшую обочину на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса, убрав на пути весь инструмент.Теодолитно-нивелирные ходы прокладывают по наиболе безопасным местам(бровкам земляного полотна, широкому междупутью–5000 мм при трехпутных или четырехпутных линиях на прямых участках,между осями второго и третьего пути, вдоль малодествующих путей, междупутью на двухпутных линиях до предельных столбиков).Топографо-геодезические работы на электрифицированных участках и при обследовании устройств энергоснабжения, сигнализации, централизации и блокировки(СЦБ) и связи должны выполняться после получения разрешения руководителя эксплуатационного подразделения (участка энергоснабжения,тяговой или понизительной подстанции,электростанции, дистанции контактной сети,сигнализации и связи)в сопровождении и под надзором лица, выделенного руководителем данного подразделения.Все работы в указанных подразделениях должны производиться согласно требованиям сопровождающего лица, призванного наблюдать за соблюдением правил техники безопасности.При работе на станции руководитель топографо-геодезической бригады обязан изучить схемы служебных маршрутов прохода работников станции к рабочим местам.
Руководитель бригады обязан проинструктировать работников о правилах передвижения в маршрутах с учетом местных условий. Запрещается переходить или перебегать пути,находиться на междупутье или соседнем пути при при-ближении поезда.