А16. Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, так как он ведет
Годовая контрольная работа за 10 класс. Вариант 1.
Часть 1.
А1. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют:
1) абиотическими факторами 2) биотическими факторами
3) движущими силами эволюции 4) экологическими факторами
А2. Реакцию организмов на изменение продолжительности светового дня называют:
1) рефлексом 2) инстинктом 3) саморегуляцией 4) фотопериодизмом
А3. Каковы причины колебания численности популяций?
1) наследственная изменчивость особей 2) естественный отбор
3) соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции
4) взаимоотношения между родителями и потомством
А4. Роль организмов-редуцентов в экосистеме состоит в:
1) использовании солнечной энергии
2) образовании органических веществ из неорганических
3) разрушении органических веществ до минеральных
4) образовании симбиотических связей с растениями
А5. Сохранению биологического разнообразия в биосфере способствует:
1) создание заповедников и заказников 2) вселение новых видов в экосистему
3) отстрел хищников 4) распашка степей
А6. Животные, участвуя в круговороте веществ в биосфере,
1) используют кислород атмосферы 2) способствуют накоплению кислорода в атмосфере
3) синтезируют на свету неорганические вещества из органических 4) способствуют образованию торфа
А7. Цепь питания – это:
1) генетические связи между особями вида 2) обмен веществ между клетками организма
3) связи между родителями и потомством внутри вида
4) ряд видов, в котором организмы последовательно передают друг другу вещество и энергию из исходного пищевого вещества
А8. К смене экосистем обычно приводит:
1) уменьшение численности паразитов 2) изменение погоды по сезонам года
3) колебание численности популяции хищников 4) изменение климата
А9. Конкуренция в экосистеме существует между:
1) дубом и березой 2) березой и трутовиком
3) елью и белкой 4) дубом и белым грибом
А10. Разнообразие видов, переплетение цепей питания в экосистеме служит показателем:
1) ее изменения 2) ее устойчивости
3) ее закономерного развития 4) конкуренции видов
А11. Укажите неверный ответ. Следствием хищничества является:
1) поддержание высокого разнообразия видов жертв
2) уменьшение конкуренции между видами жертв
3) оздоровление популяции жертвы за счет поедания слабых, больных особей
4) полное уничтожение жертвы
А12. Структурной и функциональной единицей биосферы является:
1) популяция 2) биогеоценоз 3) биоценоз 4) биотоп
А13. Какова причина ярусного размещения растений в экосистеме смешанного леса?
1) недостаток минеральных веществ в почве 2) обилие света
3) неравномерное увлажнение почвы 4) конкуренция между видами
А14. Почему при переходе от одного звена пищевой цепи к другому теряется около 90% энергии?
1) энергия не передается от растений к животным 2) энергия освобождается в процессе фотосинтез 3) основная часть энергии остается в телах растений
4) энергия расходуется на процессы жизнедеятельности и рассеивается в виде тепла
А15. Почему в агроэкосистеме пшеничного поля в отличие от экосистемы заливного луга незамкнутый круговорот веществ?
1) в агроэкосистеме отсутствуют редуценты 2) в ней не используется солнечная энергия
3) образуется мало органических веществ 4) нарушается перенос веществ в цепях питания
А16. Парниковый эффект может способствовать бурному развитию растений в биосфере, так как он ведет
1) к накоплению в атмосфере кислорода 2) к увеличению прозрачности атмосферы
3) к увеличению плотности атмосферы 4) к накоплению в атмосфере углекислого газа
А17. Основной причиной неустойчивости экосистем является:
1) колебание температуры среды 2) недостаток пищевых ресурсов
3) несбалансированность круговорота веществ 4) повышенная численность некоторых видов
А18. Живое вещество биосферы – это совокупность всех:
1) компонентов биосферы 2) компонентов биогеоценоза
3) живых организмов гидросферы 4) живых организмов планеты
Часть 2.