Лекция 2. ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ, ОТМЕНЫ И НАДЗОРА
ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТАНДАРТАМИ
Стадии и документы на разработку стандартов
В Республике Беларусь
Разработку государственных стандартов Республики Беларусь могут осуществлять головные и базовые организации по стандартизации, технические комитеты по стандартизации, предприятия и организации по планам государственной стандартизации, государственным научно-техническим и социально-экономическим программам, договорам на разработку стандартов или инициативно. При разработке стандартов организация-разработчик обязана руководствоваться законодательством Республики Беларусь, а также действующими на ее территории республиканскими и международными (региональными) стандартами. При разработке стандартов Республики Беларусь должны учитываться результаты научно-технических, опытно-конструкторских разработок и проектных работ, результаты патентных исследований и другая информация отечественной и зарубежной науки и техники. Последовательность разработки стандартов приведена в табл. 4.
Т а б л и ц а 4.Стадии и документы на разработку стандарта
Стадии | Документы |
Подготовка к разработке стандарта | Договор на разработку стандарта (кроме инициативной разработки), техни- ческое задание на разработку стандарта |
Разработка проекта стандарта | Проект стандарта Пояснительная записка |
Разработка окончательного проекта стандарта | Окончательная редакция проекта стандарта Пояснительная записка Сводка отзывов Лист согласования Протокол согласительного совещания |
Утверждение и регистрация | Документ об утверждении стандарта и введении его в действие |
Издание стандарта | Стандарт |
Подготовка проекта стандарта. Заказчиком стандартов является Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Белстандарт) или Министерство строительства и архитектуры. При получении заказа организация-разработчик заключает договор на разработку стандарта с организацией-заказчиком и определяет при необходимости соискателей для разработки стандарта; составляет техническое задание на разработку стандарта и представляет его на утверждение заказчику.
Разработка проекта стандарта. Организация-разработчик разрабатывает проект стандарта в соответствии с техническим заданием и составляет к нему пояснительную записку. Организация-разработчик направляет проект стандарта с пояснительной запиской на отзыв в организации, перечень которых устанавливается в техническом задании. В обязательном порядке он должен быть направлен в головную и базовую организации по стандартизации. Отзыв на проект стандарта направляют разработчику в течение одного месяца со дня его получения. Замечания и предложения по проекту стандарта должны быть обоснованы. Отзывы, направленные позже установленного срока, рассматривают и включают в сводку отзывов по усмотрению организации-разработчика.
Разработка окончательной редакции проекта стандарта. Разработчик на основании отзывов составляет сводку отзывов, разрабатывает окончательную редакцию проекта стандарта и к нему пояснительную записку. При наличии разногласий по проекту стандарта разработчик проводит согласительное совещание по рассмотрению разногласий. В обязательном порядке должны присутствовать представители организаций, имеющих замечания по проекту стандарта. Решение оформляется протоколом с подписями участников согласительного совещания. Особое мнение при наличии такового прилагают к протоколу. Окончательная редакция проекта стандарта согласовывается с организациями (предприятиями), указанными в техническом задании на разработку стандарта. В общем случае проект стандарта согласовывается с организацией-заказчиком, профсоюзными органами, госнадзором и организациями, осуществляющими координацию работ по монтажу, эксплуатации, потреблению и ремонту стандартизируемой продукции. Организации, которым представлен проект стандарта на согласование, в 20-дневный срок со дня его получения согласовывают или дают по нему заключение, заверенное печатью. Окончательную редакцию проекта стандарта направляют на нормоконтроль, метрологическую и правовую экспертизы.
Утверждение и регистрация стандарта. Организация-разработ-чик не позднее чем за 6 месяцев до предполагаемого срока введения стандарта в действие направляет на утверждение в Белстандарт или Министерство строительства и архитектуры его окончательную редакцию с сопроводительным письмом и соответствующей документацией в двух экземплярах. Белстандарт (Минстройархитектуры) в срок не более одного месяца со дня получения проекта стандарта обеспечивает рассмотрение проекта стандарта и документов, прилагаемых к нему, и проводит его экспертизу; принимает окончательное решение по оставшимся разногласиям и готовит проект стандарта к утверждению или принимает решение о возврате проекта стандарта на доработку. Проект стандарта рассматривают на научно-технической комиссии Белстандарта (научно-техническом Совете Минстройархитектуры) с участием представителей организаций заказчика и разработчика. Утверждение стандарта проводят на основе достижения согласия всеми заинтересованными сторонами. Стандарт утверждают без ограничения срока действия и устанавливают дату его введения.
Обозначение стандарта проводят по СТБ 1.5. Присвоение обозначения и государственную регистрацию стандарта осуществляет Белстандарт в соответствии с реестром документов Республики Беларусь (РД РБ) 50.31. Государственную регистрацию стандарта проводят в течение 15 дней со дня утверждения или со дня поступления в Белстандарт для стандартов, утвержденных Минстройархитектуры.
Издание стандарта. Белстандарт и Минстройархитектуры издают и распространяют стандарты в установленном порядке. Информацию о зарегистрированных стандартах публикуют в информационном указателе стандартов, издаваемом и распространяемом Белстандартом.