Организация работ по стандартизации
Организацию работ по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации РФ. Эти функции возложены Правительством РФ на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), которое в настоящее время входит в Министерство промышленности и энергетики. В структуре Ростехрегулирования существуют подразделения: 19 НИИ, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров (ЦСМ). Оно располагает информационным фондом, в котором хранятся около 22 тыс. стандартов РФ и стран СНГ, более 30 тыс. международных стандартов, более 250 тыс. национальных стандартов зарубежных стран.
Издательство стандартов ежегодно выпускает около 2000 наименований печатной продукции: НД, журналов и приложений к ним.
Функции национального органа по стандартизации:
- утверждение национальных стандартов;
- принятие программы разработки стандартов;
- организация экспертизы проектов стандартов;
- учет национальных стандартов и других документов по стандартизации;
- создание технических комитетов по стандартизации и координацию их деятельности;
- представление РФ в международных организациях по стандартизации.
Работу по организации и разработке национальных стандартов, их согласование и экспертизу проводят технические комитеты по стандартизации. При этом непосредственными разработчиками стандарта может быть любое лицо или рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных сторон.
В состав технических комитетов по стандартизации могут входить на паритетных началах представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, саморегулируемых организаций. Научно-технической базой ТК обычно служат предприятия или организации, деятельность которых соответствует специализации технического комитета. ТК являются постоянными рабочими органами по стандартизации.
8.4 Документы в области стандартизации
В процессе проведения работ по стандартизации вырабатываются правила, нормы, требования, касающиеся различных объектов стандартизации, которые оформляются в виде нормативных документов (НД) той или разновидности. Основным видом документов является стандарт.
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
К документам в области стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:
- национальные стандарты;
- национальные военные стандарты;
- межгосударственные стандарты, введенные в действие в РФ;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- общероссийскиеклассификаторы технико-экономической и социальной информации, применяемые в установленном порядке;
- стандарты организаций.
Название «национальный стандарт», в отличии от используемого ранее «государственный стандарт», отражает его негосударственный (необязательный) статус, но указывает на возможность его применения на территории РФ.
Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения. Это следует из того, что Закон, излагая принципы стандартизации, указывает на добровольность применения стандартов, ничего не говоря о добровольности применения других документов в области стандартизации. Из этого следует, что раз уж принято решение о применении стандарта, то правила его применения становятся обязательными. В противном случае будет дезорганизована вся работа по применению стандартов. Но в случае нарушения правил стандартизации никакие меры ответственности перед государством не могут быть установлены и применены.
Обозначение национального стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта. Например, ГОСТ Р—2000. Регистрационные номера вновь разработанным стандартам присваивают в порядке возрастания номеров по мере их регистрации. При отмене стандарта его номер другому стандарту не присваивают, за исключением его пересмотра или принятия взамен другого стандарта.
Если несколько стандартов имеют общий объект стандартизации, то этим стандартам присваивают общий регистрационный номер и отделенный от него точкой дополнительный номер для каждого отдельного стандарта. При этом стандарту, устанавливающему общие (основные) требования, присваивают нулевой дополнительный номер (см. пример в начале раздела 3).
Если стандарт входит в систему общетехнических или организационно методических национальных стандартов РФ, то в обозначении стандарта включают одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой. Например, стандарты по метрологии имеют код 8: ГОСТ Р 8.417—2002 «ГСИ. Единицы величин» или ГОСТ Р 22.10.01-2001.
На титульном листе стандарта приводятся следующие данные: полное наименование национального органа РФ стандартизации и его логотип, обозначение стандарта, его статус «Национальный стандарт Российской федерации», наименование стандарта и выходные данные об издательстве.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы, в т.ч. правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Правила (ПР) и рекомендации (Р) по стандартизации относятся к нормативным документам методического характера и могут касаться порядка согласования нормативных документов, создания служб по стандартизации на предприятиях и других вопросов организационного характера.
Общероссийские классификаторы – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и ресурсов.
Порядок их разработки, принятия введения в действие и ведения и применения устанавливается Правительством РФ.
В связи с развитием информационных технологий особую актуальность приобрели методы классификации и кодирования информации. Рыночные отношения в экономике требуют существенной модернизации действующих в РФ до последнего времени классификаторов и создания новых. Общероссийские классификаторы должны решить как проблемы согласованности межведомственных потоков информации, так и обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций.
В РФ создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК), составляющими частями которой являются общероссийские классификаторы, средства их ведения, нормативные и методические документы по их разработке, ведению и применению.
Объектами классификации являются: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, стандартизация, производство продукции, предоставление услуг и др. Основное предназначение классификаций – обеспечение информационной совместимости во всех областях деятельности.
В РФ действует более 20 общероссийских классификаторов. Например, Общероссийский классификатор стандартов (ОКС), который создан на основе прямого применения Международного классификатора стандартов ИСО.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Стандарты организаций, в т.ч. коммерческих, научных, общественных и других, могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов: для целей стандартизации (см. выше), для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг, использование полученных результатов, измерений и разработок.
Стандарты организаций являются обязательными только для работников этих организаций.
Порядок разработки, утверждения, учета и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно. Проект стандарта организации может представляться разработчиком в ТК по стандартизации для экспертизы данного проекта.
Стандарты организаций не являются элементами национальной системы стандартизации.