Особенности психических функций человека, их физиологические основы. Память, ее виды, механизмы
Высшие психические функции :
· ощущение,
· восприятие,
· представление,
· память,
· внимание
· мышление,
· сознание,
· речь.
Ощущение – процесс отражения в ЦНС отдельных свойств предметов и явлений объективной реальности при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Например, ребенок, знакомясь с новым предметом, смотрит на него, трогает руками, нюхает, пробует на вкус. Таким образом, он ощущает цвет, запах, вкус и другие свойства этого предмета. Ощущения являются простейшей первоначальной формой отражения материального мира в сознании. Они дают материал для более сложных форм отражения действительности в сознании человека – восприятия, представления, мышления.
Восприятие – это сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение свойств предметов и явлений в целом.
Например, если перед нами находится какой-либо предмет (или явление), то благодаря ощущениям мы определяем его различные свойства, которые в совокупности и позволяют его узнать.
Представление – это образ предмета или явления, не воздействующего в данный момент на организм.
Благодаря представлениям становится возможным использование в процессе мышления не только конкретных образов, но и абстрактных понятий.
Память – процесс восприятия, запечатления, хранения и воспроизведения информации.
По особенностям запоминания выделяют механическую память и смысловую. Механическая память необходима для заучивания формул, терминов и т. д. Смысловая память требует понимания запоминаемого материала, внимания и сосредоточенности.
По сроку хранения информации память может быть:
· мгновенная (хранение информации 100-400 мс),
· кратковременная (до 0,5 часа),
· долговременная (информация может храниться всю жизнь).
Внимание – это сосредоточенность и направленность психических процессов на каком-то определенном объекте или явлении. Различают непроизвольную и произвольную формы внимания.
Непроизвольное внимание – врожденный процесс, реакция организма на действие определенного раздражителя без каких-либо усилий с его стороны.
Произвольное внимание заключается в направлении психической активности человека на сознательно и преднамеренно выбранный объект внимания (для того, чтобы ученику решить задачу, ему необходимо сосредоточиться на ее условии и определенным образом направить свою психическую деятельность для поиска ответа).
Мышление – отражение внутренних связей между отдельными предметами и явлениями, целостное отражение действительности.
Выделяют конкретно-образное (способность устанавливать связи между конкретными предметами и явлениями, формируется в 3-12 лет) и абстрактно-логическое мышление (способность связывать отсутствующие, то есть абстрактные, предметы и явления, формируется в 11-16 лет).
Способность к мышлению формируется в процессе индивидуального развития путем обучения. Характерной, отличительной особенностью человеческого мышления является его неразрывная связь с речью.
Сознание является высшей формой отражения действительности. В основе сознания человека лежит способность оценивать окружающий мир не только путем непосредственных чувственных ощущений, но и посредством более сложных форм, вплоть до абстрактного мышления.
Сознание представляет собой субъективные переживания данной личности, протекающие на фоне существующего опыта и осознаваемые как некая субъективная реальность. Для сознания характерно отношение человека к самому себе, а также субъективное отношение ко всему, что его окружает. Причем сознание не является просто индивидуальным приобретением каждого человека. По наследству передается только способность к приобретению сознания, а само оно основывается на общественном достоянии всего человечества, что передается человеку при его воспитании и обучении.
Зачатки сознания впервые появились у высокоорганизованных животных, а у человека достигли высшей формы. Во многом это обусловлено развитием речи, которой оперирует сознание.
К критериям сознания относятся:
· наличие внимания, определяющего способность сосредоточиться на различных явлениях окружающей обстановки, воспринимать их;
· способность абстрактно мыслить, оперировать мыслями, а также выражать их словами или каким-либо другим способом;
· способность оценивать предстоящий поступок;
· осознание своего «я» и признание других индивидуумов.
Для проявления сознания требуется некий промежуточный уровень активности нейронов. Слишком низкая нейронная активность (наркоз) так же, как и чрезмерно высокая (эпилептический припадок), несовместима с сознанием.
Структурной основой сознания являются кора и подкорковые образования, при взаимодействии которых и формируется сознание. Наибольшую роль в формировании сознания играют ассоциативные зоны коры.
Сознание – это контролируемое, управляемое личностью отражение действительности, неотъемлемой частью которой является сама личность. Поэтому в понимании сознания следует выделить такие понятия, как осознание и самосознание. Соотнесение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт человека есть процесс осознания действительности. Сознание личности означает не только осознание внешних объектов, но и осознание самого себя и своей психической деятельности, то есть самосознание.
Самосознание – это выделение человеком себя из объективного мира, осознание своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей, чувств, желаний и интересов. Когда человек испытывает какую-либо эмоцию (радость, страх и т. д.), он в то же время осознает это. Он может что-нибудь вспомнить и тут же осознать, что это вспомнил.
Однако наряду с осознаваемыми, существуют и неосознаваемые процессы обработки информации. Они возникли как средство защиты сознания от избыточной работы. Такие процессы относят к бессознательным и среди них выделяют три группы явлений:
· досознательное – биологические потребности организма, генетически запрограмированные свойства темперамента;
· подсознание – все то, что ранее было осознанно: автоматизированные навыки, стереотипы поведения, нормы морали, поведения;
· сверхсознание (интуиция) – связано с процессами творчества, которые не контролируются сознанием, является источником гипотез, открытий. Деятельность сверхсознания не осознается, сознание оценивает лишь результаты этой деятельности.
Сознание включает все формы психической деятельности человека: ощущение, восприятие, представление, мышление, внимание. Каждое из этих психических явлений, обладающих своей качественной спецификой, существует не как нечто самостоятельное, изолированное, а является лишь частью целого – сознания.
Сущность сознания не сводится только к интеллектуальному отражению внешнего мира и эмоциональному переживанию отраженного. Оно включает в себя регулирование человеческой деятельности, направленное на активное преобразование действительности.
Сознание становится объективным как для самого индивидуума, так и для других людей посредством речи.