Графика. современный русский алфавит. фонематический и позиционный принцип русской графики. значения букв
Графикой называется совокупность средств, используемых для письменной фиксации речи. Главными средствами русской графики являются буквы, объединенные в алфавит. Буква— это письменный или печатный графический знак, служащий для передачи звуков на письме. Графика определяет способы обозначения звуков на письме и звуковое значение каждой буквы.
Кроме букв, используются также небуквенные графические средства: пробелы между словами, черточка (дефис), знак ударения, апостроф, знак параграфа и некоторые другие.
Можно выделить два этапа развития письма: 1) письмо, не связанное с языком, с его лексикой, грамматикой и фонетикой, – предметное письмо, символическая или условная сигнализация; 2) письмо, связанное с языком, – начертательное письмо.
Принцип, согласно которому звуковое значение буквы устанавливается по совокупности позиций, в которых может быть данная фонема, называется слоговым. Буква передает не отдельный, не изолированный звук, а звук в составе слога.
Как было отмечено ранее, экономия в использовании знаков в алфавите современного русского языка осуществляется за счет того, что графический знак может передавать не только фонему, но и дифференциальный признак фонемы, причем для этого используется знак, обозначающий соседнюю фонему.
При этом экономия происходит за счет наличия у знака двух значений, например, значения гласной фонемы и твердости-мягкости предшествующей согласной фонемы. Обозначение дифференциального признака фонемы в современной русской графике осуществляется за счет реализации позиционного (слогового, буквосочетательного) принципа.
Для обозначения рассматриваемого принципа используются разные термины: термин "позиционный" обусловлен тем, что фонемное значение буквы определяется ее позицией; термин "слоговой" обусловлен тем, что позиция эта определяется в составе слога; термин "буквосочетательный" обусловлен тем, что слог на письме обозначается сочетанием букв.
Реализация позиционного (слогового, буквосочетательного) принципа возможна при многозначности (двузначности) букв.
Позиционный принцип русской графики проявляется, во-первых, в обозначении фонемы (j), а во-вторых, в обозначении твердости-мягкости согласных фонем.
Обозначение фонемы ‹j›
Обозначение фонемы ‹j› определяется позицией этой фонемы.
Фонема ‹j› в позиции не перед гласной фонемой обозначается буквой й: [маi] – май; в этом случае произносится звук [i], являющийся позиционной разновидностью фонемы.
Фонема ‹j› в позиции перед гласной фонемой обозначается "йотированными" буквами е, ё, ю, я, которые при этом передают сочетание фонем, равное слогу: ‹jэ›, ‹jo›, ‹jy›, ‹ja›; в этом случае произносятся звуки [j] или [i] ([j] – в позиции перед ударным гласным, [i] – в остальных позициях).
Обозначение фонемы ‹j› | |
↓ | ↓ |
не перед гласной фонемой | перед гласной фонемой |
↓ | ↓ |
й | е, ё, ю, я |
"Йотированные" буквы е, ё, ю, я обозначают две фонемы ‹j+гласная фонема›, два звука [j или i + гласный] в следующих позициях: после гласных, в начале слова, после твердого и мягкого знаков:
е – [jэ] поел – [пΛjэΛл], если – [jэΛс’л’и], объел – [ΛбjэΛл],
ё – [jo] поёт – [пΛjоΛт], ёлка – [jоΛлкъ], объём – [ΛбjоΛм],
ю – [jy] поют – [nΛjyΛт], юноша – [jуΛнъшъ], ладью – [лΛд’jуΛ],
я – [jа] паяц – [nΛjaц], яма – [jамъ], моя – [мΛjа].
е, ё, ю, я обозначают ‹j + гласную фонему› | ||
↓ | ↓ | ↓ |
после шипящих | в начале слова | после твердого и мягкого знаков |
[пΛjэΛл] | [jэΛс’л’и] | [ΛбjэΛл] |
В заимствованных словах фонема ‹j› может быть обозначена буквой й и перед гласной фонемой: йот, фойе, фейерверк, что возможно в начале слова и после гласных. После согласных сочетание фонем ‹j+o› обозначается буквами ъо: бульон, лосьон, павильон.
Фонематический принцип
Фонографическая графика может быть основана на трех принципах:
1) фонетическом: буква соответствует звуку – Б~З,
2) фонематическом, фонологическом: буква соответствует сильной фонеме – Б~СФ,
3) традиционном: буква не соответствует ни звуку, ни сильной фонеме, а пишется по традиции – Б~З, Б~СФ.
В русской графике реализуются все три принципа: фонетический – расписать, буква с, звук [с], сильная фонема ‹з›, ср. [ръзыграт’]; фонематичекий, фонологический – воды, вод, буквы о, д, звуки [л], [т], сильные фонемы ‹j›, ‹д›, ср. [воды]; традиционный – вокзал, буквы о, к, звуки ‹г›, сильных фонем нет.
Если бы русская графика была традиционной, то написание и произношение, а значит, и транскрипция, не совпадали бы, не было бы и соответствий между буквами и фонемами, допускались бы дублетные буквы. Дублетные буквы, как было указанно ранее, были устранены реформами русской графики 1708-1710 и 1917-1918 годов.
Основным принципом русской графики является фонематический, фонологический.
Принципы фонографической графики | ||
↓ | ↓ | ↓ |
Фонетический Б~З | Фонематический, Фонологический Б~СФ | Традиционный Б~З, Б~СФ |
Расписать с – [с] – ‹з› | Воды, вод о – [Λ] – ‹о›, д – [т] – ‹д› | Вокзал о – [Λ] – ‹-›, к – [г] – ‹-› |