Морфологический разбор глагола
Контрольная работа
Глагол
Схема разбора (в вузе)
• Начальная форма (инфинитив).
• Вид (оттенок видового значения, на какой вопрос отвечает, число временных форм, наличие парного глагола другого вида, способ образования),
• Переходность.
• Возвратность,
• Залог, у средневозвратного залога ‒ оттенок
• Спряжение, способ определения спряжения
• Наклонение.
• Время, формальный показатель
• Лицо, формальный показатель
• Число, формальный показатель
• Род, формальный показатель
• Основа инфинитива и настоящего (будущего) времени, формы, которые от этих основ образуются.
• От какой основы и как образована данная глагольная форма.
• Способ словообразования анализируемого глагола.
• Функция в предложении.
• Орфографические особенности.
Образец разбора (в вузе)
Учиться - что грести против течения: только перестанешь - тебя гонит назад Учиться
• Начальная форма учиться, глагол.
• Несовершенный вид. Отвечает на вопрос «что делать?», имеет три формы времени, обозначает действие, не ограниченное пределом, парный глагол совершенного вида, с добавочным лексическим оттенком: выучиться, образуется с помощью префикса вы-.
• Непереходный.
• Возвратный.
• Средне-возвратный залог, собственно-возвратный.
• 2-е спряжение, определяется по суффиксу инфинитива.
• -
• -
• -
• -
• -
• Основа инфинитива (прошедшего времени) ‒ глагола: учи - ся,. От этой основы образуются: формы прошедшего времени ‒ учился, училась, училось, учились; сослагательное наклонение ‒ учился бы, училась бы, училось бы, учились бы; причастия прошедшего времени действительные ‒ учившийся, учившаяся, учившееся, учившиеся; страдательные причастия прошедшего времени от этой основы не образуются; деепричастие ‒ учившись. Основа настоящего времени ‒ уч- ся (от словоформы учатся). От этой основы образуются: формы настоящего времени‒ учусь, учимся, учишься, учитесь, учится, учатся ; повелительное наклонение ‒ учись, учитесь; причастие настоящего времени действительное ‒ учащийся, учащаяся, учащееся, учащиеся, страдательные причастия не образуются; деепричастие ‒ учась..
• –
• Данный глагол образован с помощью постфикса СЯ от глагола учить ( морфологический способ, постфиксация).
• В предложении является подлежащим.
• Орфографические особенности ‒ правописание мягкого знака перед постфиксом СЯ.
Причастие
Схема разбора (в вузе)
• Начальная форма причастия. От какого глагола образовано (инфинитив).
• Действительное или страдательное.
• Время, формальный показатель.
• Вид, формальный показатель.
• Способ образования (от какой основы, с помощью какого суффикса).
• Возвратность (если действительное).
• Переходное или непереходное (если действительное).
• Краткое или полное (если страдательное).
• Род, формальный показатель .
• Падеж, формальный показатель.
• Число, формальный показатель .
• С каким словом согласуется.
• Имеет ли при себе зависимые слова.
• Роль в предложении.
• Орфографические особенности.
Образец разбора (в вузе)
Дома, когда мама увидела Славу, она так и бросилась оттирать побелевшие от мороза щеки сына.(В. Чаплина «Лесная кормушка»)
Побелевшие
• Причастие, начальная форма побелевший, образовано от глагола побелеть.
• Действительное.
• Прошедшее время, формальный показатель ‒ суффикс –вш-.
• Совершенный вид, формальный показатель ‒ префикс по-.
• Образованно от основы инфинитива побеле - тъ с помощью суффикса -вш-.
• Невозвратное.
• Непереходное.
• -
• Рода не имеет, так как стоит во множественном числе.
• Стоит в винительном падеже, формальный показатель -флексия -ие.
• Стоит во множественном числе, формальный показатель -флексия–ие.
• Согласуется со словом щеки.
• Зависимое слово ‒ от мороза.
• В предложении является согласованным определением.
• Орфографические особенности: приставка по-, безударная гласная е, проверяемая ударением, - побелевшие - белый, суффикс -вш-.
Деепричастие
Схема разбора (в вузе)
• От какого глагола образовано (инфинитив).
• Вид, формальный показатель.
• Возвратность, формальный показатель.
• Переходное или непереходное.
• Способ образования (от какой основы, с помощью какого суффикса).
• Имеет ли при себе зависимые слова.
• От какого слова зависит.
• Роль в предложении.
• Орфографические особенности.
Образец разбора (в вузе)
Подплывая к люку, вижу бескрайнее черное небо и звезды
(А.Леонов. Я выхожу в космос)
Подплывая
• Деепричастие, образовано от глагола подплывать.
• Несовершенный вид, формальный показатель ‒ суффикс –ыва-
• Невозвратное. формальный показатель ‒ отсутствие постфикса -ся.
• Непереходное.
• Образовано от основы настоящего времени подплываj- с помощью суффикса –а- (графическое-я-).
• Зависит от сказуемого ‒ вижу.
• Имеет при себе зависимое слово ‒ к люку.
• В предложении является обстоятельством.
• Орфографические особенности: приставка под-
Упр. 18Выполните морфологический разбор подчёркнутых слов
1. Небо то вдруг заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. 2. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы. 3. В течение дня он не раз заговаривал со мною, услуживая мне без раболепства, но за барином наблюдал как за ребенком. 4. Под громадными парусиновыми зонтиками и дощатыми навесами, трепеща и сверкая, лежаливываленные напоказ живые богатства Черного моря (Катаев).
Практическое занятие 9