Обучение диалогической речи

Лекция 3

1. Речевые ситуации и способы их создания.

2. Характеристика диалогической речи.

3. Опоры для обучения диалогической речи.

4. Методика обучения диалогической речи.

1.Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации (условий, в которых осуществляется данное высказывание). Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.

Ситуация, как основа вербального общения – совокупность речевых и неречевых условий необходимых и достаточных для совершения речевого действия (Леонтьев А.А.).

Ситуация – система взаимоотношений собеседников (Пассов Е.И.).

В учебном процессе невозможно воссоздать все возможные ситуации общения. Поэтому учитель должен создавать учебно-речевые ситуации, которые служат единицей содержания обучения. Такая ситуация должна:

· быть максимально приближена к действительности,

· соответствовать жизненному опыту учащихся,

· моделировать ситуацию межкультурного контакта,

· быть принята учениками.

Учебная речевая ситуация призвана обеспечивать потребности учащихся в речевом общении и должна представлять собой совокупность жизненных условий, побуждающих к выражению мыслей и использованию при этом определенного языкового материала. В учебном процессе она должна служить: 1) единицей содержания обучения; 2) способом организации материала на уроке, в учебнике или учебном пособии; 3) критерием организации системы (или серии) упражнений.

Компоненты речевой ситуации:

· обстановка (конкретное время и место действия);

· действующие лица и отношения между общающимися;

· речевое побуждение – стимул (share, inform, ask, interview…)

· обмен высказываниями.

(Рогова Г.В. с. 123-126; Гальскова Н.Д. с. 199-201; лекция)

2. Диалогическая речь – процесс речевого взаимодействия двух или более участников коммуникации.

Психологические особенности диалогической речи: (Гальскова Н.Д. с. 203-204)

- носит двусторонний характер (экспрессивно-рецептивный вид речевой деятельности; аудирование+говорение);

- спонтанность (в основном это реакция на мысль партнера по общению, планирование только общих черт);

- инициативность:

а) двусторонне инициативное общение (парный диалог);

б) многосторонне инициативное общение (беседа);

в) односторонне инициативное общение (активен один участник: задает вопросы, ведет разговор, другой реактивен: отвечает на вопросы или по другому реагирует на реплики);

- контактность общающихся (учет речевого и неречевого поведения партнера по общению, знание обстоятельств, обращенность реплик, употребление имен);

- коммуникативная мотивированность (наличие цели, любая реплика – коммуникативно-обусловлена);

- ситуативность (понять содержание можно только из ситуации).

Лингвистические особенности диалогической речи: (Гальскова Н.Д. с. 203-204)

- реплицирование (членение речи на реплики – отдельные высказывания одного из собеседников связанные с другими высказываниями в структуре диалога);

- эллиптичность реплик (опущение чего-либо в речи);

- недоговоренность;

- неполносоставность речи;

- наличие жестов, мимики;

- наличие штампов и клише;

- простая грамматика;

- эмоциональность (проявляется чаще всего в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств и готовых образцов, разговорных формул, клише);

- чередование тем.

Психофизиологические механизмы диалогической речи:

1. упреждающий синтез;

2. выбор;

3. репродукция;

4. конструирование.

Коммуникативные функции диалогической речи: запрос информации; выражение отношения к ней; согласие; несогласие; сообщение новой информации; приветствие; прощание; благодарность …

При обучении диалогу обычно выделяются всего две разновидности: свободныеи стандартные (типовые). (Соловова Е.Н. с. 179-180)

3.Первоэлементами диалога являются реплики различной протяженности — от одной до нескольких фраз. Наиболее типична однофразовая реплика. Соединение реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической законченностью, принято называть диалогическим единством. Этот главный компонент диалога должен служить и исходной единицей обучения диалогической речи. Тесную логико-смысловую зависимость нескольких диалогических единств с учетом их синтаксической и коммуникативной завершенности принято называть структурой диалога.

Главной особенностью общения является его эвристичность, т.е. незапланированность, нестандартность, непредсказуемость, творческое начало, вероятностный характер. Это касается всех компонентов общения: выбора речевых задач, предмета, содержания, формы общения и его участников. Поэтому все, что делается на уроке обучения диалогической речи, должно развивать способность общающихся к эвристичности, незаученности высказываний, к умению осуществлять стратегию и тактику своего речевого поведения.

Одним из средств начального обучения тактике общения являются так называемые функциональные опоры. Они представляют собой названия речевых задач, расположенных в необходимой (предположительно, конечно) для высказывания последовательности. Это делается для каждого из речевых партнеров. (Пассов Е.И. с. 109-113)

4.Существует 3 пути обучения диалогической речи: (Рогова Г.В. с. 131-139; Соловова Е.Н. с. 180-184)

Пошаговый путь – поэтапное овладение диалогическими единствами. Предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. (см. Соловова с. )

Этапы работы: (Бабинская П.К. с. 84-85)

1. овладение учащимися отдельными репликами (переспрос, запрос информации, приветствие, благодарность, совет, вежливое обращение …) за счет фонетических и имитационных упражнений.

2. овладение учащимися умениями соотносить отдельные реплики друг с другом (что можно ответить и что нужно ответить (задача – воспитание культуры общения)).

3. овладение типами микродиалогов (односторонний или двусторонний диалог-распрос, диалог-обмен мнениями, диалог-волеизъявление) за счет чтения этих диалогов.

4. овладение умением вести развернутый диалог включающий различные типы микродиалогов (использование функциональных опор).

5. самостоятельное составление диалогов учащимися по ситуации, задаваемой учителем, на основе темы проблемы, картинки или серии картинок, прочитанного или прослушанного текста, просмотренного сюжета с использованием различных видов опор (ключевые слова, функциональные схемы, зачин и концовка диалога) или без них. (Маслыко Е.А. с. 82-84)

На основе диалога-образца(является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам).

Этапы работы: (Бабинская П.К. с. 85)

1. Прослушивание диалога и контроль понимания содержания.

2. Повторение отдельных реплик диалога за учителем или диктором.

3. Чтение диалога по ролям и заучивание реплик.

4. Воспроизведение диалога с опорами.

5. Замена компонентов реплики или целой реплики, самостоятельное расширение реплик.

6. Составление собственных диалогов в другой ситуации общения с другой речевой задачей. (Маслыко Е.А. с. 84-86)

С использованием ролевой игры (для обучения полилогу (форма говорения, адекватная общению в коллективе)).

Этапы работы: (Бабинская П.К. с. 85-86)

· подготовительный этап (определяется коммуникативная ситуация; ведется работа с языковым материалом, т.е. определяется его объем и характер; выбирается тип и вид игры; распределяются роли; подбираются дополнительные тексты и справочные материалы; подготовка реквизита и раздаточного материала – ролевые карточки, каталоги, афиши, планы, фотографии и т.д.)

· собственно игровой (вступительная беседа учителя, в которой он поясняет или уточняет цель и задачи; изучение учащимися ролевых заданий; разыгрывание ролевой ситуации; регулирование учителем хода игры)

· послеигровой (подведение итогов и оценка игры, анализ ошибок, выводы).

Наши рекомендации