Уголовная ответственность специалиста по охране труда за несчастный случай на производстве Т.А. Герасимова
ель настоящей статьи состоит не в том, чтобы научить кого-то избежать ответственности за причинение вреда здоровью работающих. Большое количество несчастных случаев происходит в сфере бизнеса, направленного на получение максимальной прибыли с нарушением норм законодательства, прав граждан на безопасные условия труда. Нынешние работодатели, не обременные знанием законов и ведущие бизнес «по понятиям», искренне считают: специалист по охране труда отвечает за всю охрану труда. И не только за охрану труда, но за пожарную, промышленную, экологическую безопасности, а также безопасность дорожного движения. Для этого он и принят на работу. К большому сожалению, такой же точки зрения придерживаются и некоторые представители надзорного и судейского корпусов.
Зачастую специалист по охране труда не может повлиять на ситуацию, но защитить себя он обязан.
«Несчастные случаи в исправительных колониях вовсе не редкость, скорее закономерность. Осужденных привлекают к работам по различным направлениям хозяйственной деятельности: ремонт зданий, строительство хозпостроек, мелкий ремонт и др. Такая работа является трудоохраняемой и подпадает подо все требования охраны труда.
В г. Заводоуковске Тюменской области при ремонте крыши в следственном изоляторе произошел несчастный случай со смертельным исходом: работник упал с высоты. Вину за происшедшее возложили на инженера по охране труда, который должен был, по мнению следствия, обеспечить безопасность проведения работ и соблюдение правил охраны труда.
Согласно материалам расследования ремонт выполняли заключенные тюменской исправительной колонии № 4, с которыми были заключены контракты.
В июне 2015 года один из осужденных, мужчина 37 лет, поскользнулся и упал. Высота в месте падения 8 м. Бетонная плита, на которую приземлился пострадавший, усугубила падение. Пострадавший умер не сразу, в исход вмешалась имеющаяся болезнь сердца, которая спустя две недели стала причиной его смерти.
Расследование областной прокуратуры выявило множественные нарушения требований охраны труда. Инженер, по мнению следствия ответственный за выполнение работ, был обязан до начала ремонта провести организационные мероприятия в виде инструктажа, выдать средства защиты от падения с высоты, оформить наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности. Не были назначены и лица, которые бы отвечали за организацию и безопасное выполнение работ.
Прокуратура утвердила обвинительное заключение и направила дело в суд. Инженера обвиняют по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека», теперь ему грозит штраф в размере до 400 тыс. рублей либо обязательные работы на срок до 240 ч или, того хуже, лишение свободы на срок до 2 лет.».[1]
Городской суд (г. Чайковский) за групповой несчастный случай с тремя смертельными исходами приговорил специалиста по охране труда к двум годам лишения свободы.
Такие сообщения в средствах массовой информации стали появляться все чаще. Специалисты по охране труда встревожены подобными расследованиями, на различных форумах обсуждают создавшееся положение. При возросших функциях, возложенных на них государственными нормативными требованиями, к дополнительным функциям, возлагаемым работодателями (промышленная безопасность, пожарная безопасность, электробезопасность, гражданская оборона, охрана окружающей среды, иногда и функции специалиста отдела кадров), в то же время прибавляется ответственность, включая административную и уголовную. (По той пословице - «и швец и жнец и на дуде игрец» и за крайне низкую оплату труда.) Не секрет, что большинство работодателей не относят специалиста по охране труда к значимой фигуре и что оплата для такой категории работников назначается из остаточного принципа. Профессия «специалист по охране труда» в соответствии со Справочником востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, утвержденных приказом Минтруда России от 2.11.2015 № 832, оказалась в числе востребованных, но вряд ли перспективных в связи с таким отношением работодателей к этому направлению деятельности.
По данным статистики, привлечение к уголовной ответственности специалистов по охране труда составляет около 2%.
ТК РФ установил ст. 212 основные обязанности работодателя, ст. 217 - порядок создания службы охраны труда или введения в должность специалиста по охране труда, ст. 419 - виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности: «лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности».
Как известно, УК РФ должен рассматривать в качестве преступления только те деяния, которые действительно опасны для общества и с которыми нужно вести борьбу. Действующее законодательство предусматривает привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении правил охраны труда.
Вопросы назначения уголовной ответственности регулируются УК РФ, в котором отдельные составы преступлений, нарушающих конституционное право на труд в безопасных условиях, отражены в:
· ст. 143 «Нарушение правил охраны труда»;
· ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»;
· ст. 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных и иных работ»;
· ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах».
Статья 143 УК РФ является общей по отношению к статьям 215-217 и направлена на охрану труда в любой отрасли, а статьи 215-217 являются специальными и направлены на охрану труда в конкретных сферах производства. Потерпевшими от преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, могут быть лица, постоянно или временно связанные с организацией трудовых отношений и пострадавшие при исполнении трудовых обязанностей. Потерпевшим при совершении преступления, предусмотренного статьями 215-217 УК РФ, может быть любое лицо (работник данной организации или лицо, не имеющее к нему отношения), пострадавшее в результате нарушения правил безопасности.
В УК РФ предусмотрена ответственность за действия, которые грубо попирают закрепленное в международных правовых актах и Конституции РФ (ст. 37) право каждого человека на благоприятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены труда, а также положения законодательства о труде и охране труда, которые повлекли за собой значительные негативные последствия, например, причинение вреда здоровью либо гибель людей.
Какую ответственность устанавливает УК РФ за подобные преступления? Статья 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда» предусматривает:
«1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.».
Спецификой уголовной ответственности является то, что, в отличие от гражданско-правовой и административной, к уголовной ответственности могут быть привлечены только физические лица. Исходя из требований статей 143 и 216 УК РФ субъектами данных преступлений могут быть лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, если они не приняли меры к устранению нарушения правил охраны труда либо дали указание, противоречащее этим правилам. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 23.04.1991 № 1 «О судебной практике по делам о нарушении правил охраны труда и безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (в ред. постановления* Пленума Верховного суда РФ от 21.12.1993 № 11, с изм. от 6.02.2007) обращает внимание судов на перечень лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за подобные нарушения. К ним относят руководителей организаций (предприятий), заместителей руководителей организаций (предприятий), главных инженеров, главных специалистов организаций (предприятий).
За нарушение законодательства об охране труда должны привлекаться, в первую очередь, лица, отвечающие за обеспечение охраны труда на участке, где произошел несчастный случай, т.е. непосредственный руководитель работ. Руководители организаций и (или) должностные лица могут быть привлечены к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ). Ответственность по данному преступлению предусмотрена за действия (бездействие) по неосторожности, в результате которых при нарушении правил охраны труда был причинен тяжкий вред здоровью. Неосторожность может быть в форме легкомыслия или небрежности. Статья 26 УК РФ определяет, является ли это легкомыслием (лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий) или небрежностью (лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия).
Необходимо различать, что при нарушении правил охраны труда субъектом является лицо, наделенное специальными обязанностями обеспечивать соблюдение или соблюдать правила охраны труда.
Различия же в субъектах рассматриваемых преступлений, так же как и при должностной халатности, заключаются в том, была ли возложена на лицо, нарушившее правила охраны труда, обязанность обеспечить соблюдение или самому соблюдать определенные правила охраны труда.
Разграничение таких преступлений как нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ) и преступлений, предусмотренных статьями 285 и 293 УК РФ, должно проводиться исходя из обязанностей, возложенных на конкретное должностное лицо. Субъектом (виновным лицом) преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, будет лицо, на которое непосредственно возложена обязанность за обеспечение безопасных условий труда и которое игнорировало либо недобросовестно исполняло эти обязанности. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, будет лицо, которое в силу своего служебного положения обязано было иметь информацию, каким образом обстоят дела по обеспечению безопасности на каждом участке работ, и принимать меры, чтобы не произошел несчастный случай на производстве.
Итак, объективной стороной состава преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, является нарушение требований охраны труда (правил техники безопасности), выражающееся в форме действий либо бездействия. Другими словами, нарушить установленные нормы можно как активно (например, поручив работнику выполнять операции, сопряженные с риском для жизни и здоровья, в необорудованном месте либо негодным инструментом), так и пассивно (например, не приняв меры к ограждению вращающихся частей станка защитными кожухами или не выдав работнику защитных средств). При этом, законодательство не содержит перечня проявлений нарушения правил охраны труда, отсылая к правилам охраны труда или иным правилам, принимаемым в производственной или иной сфере, т.е. диспозиция ст. 143 УК РФ является бланкетной[2].
Согласно статье 211 ТК РФ и постановлению Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к государственным нормативным требованиям относят:
¾ стандарты безопасности труда;
¾ правила и типовые инструкции по охране труда;
¾ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса (далее - акты, содержащие требования охраны труда).
При расследовании подобных преступлений следственные органы должны устанавливать, а суды с соответствующей оценкой фиксировать в приговорах нормативные акты, регулирующие в данной ситуации требования безопасности труда, и доказанные отступления от их исполнения (с обязательной ссылкой на нарушенные субъектом пункты и параграфы требований охраны труда).
Как уже было сказано, уголовную ответственность влечет не любое нарушение требований охраны труда, а только то, которое причинило вред здоровью либо повлекло смерть человека. Между такими последствиями и допущенным нарушением требований охраны труда должна существовать причинная связь. Отсутствие таковой между допущенными нарушениями правил охраны труда и наступившими, указанными в ст. 143 УК РФ, последствиями также исключает уголовную ответственность. Так, по одному из уголовных дел, возбужденных по ст. 143 УК РФ, в постановлении о прекращении уголовного дела говорилось: установленные нарушения, отмеченные ведомственной комиссией по расследованию причин несчастного случая, не находятся в прямой причинной связи с наступившими вредными последствиями. Причины несчастных случаев бывают технические и организационно-технологические.
К техническим причинам относят:
¾ неисправность оборудования;
¾ нарушение освещенности рабочего места, звуко-, термо-, токо- и виброизоляции;
¾ неисправность систем защиты;
¾ иные неисправности и поломки, напрямую не зависящие от деятельности конкретных лиц.
К организационно-технологическим относят:
¾ нарушение правил, инструкций и норм по охране труда;
¾ нарушение технологического процесса;
¾ отсутствие разработанных и утвержденных инструкций;
¾ невыполнение должностных обязанностей, приказов по организации;
¾ допуск к работе необученного и непроинструктированного персонала;
¾ отсутствие надлежащего технического руководства и надзора за безопасностью выполнения работ.
Следствием же является причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ) и его смерть (части 2 и 3 ст. 143 УК РФ).
Яркий пример отсутствия причинно-следственной связи при расследовании несчастного случая и рассмотрении дела в суде привел адвокат К.В. Бубон.
«20.02.2000 г. в одно из МУП КХ (муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства) г. Хабаровска поступило сообщение об отсутствии отопления в одном из жилых домов на обслуживаемой территории. На место выехала ремонтная бригада в составе мастера Н. и рабочих К. и 3. Осмотрев здание и прилегающую площадь, указанные лица не обнаружили каких-либо повреждений. Повреждена оказалась труба, расположенная примерно в ста метрах от дома, недалеко от технического колодца, из которого фонтанировал крутой кипяток. Подойдя к колодцу, Н. и К. приняли решение: перекрыть поступление воды. Внутри колодца также стояла вода, но ее температура не была никем проверена. Н. поручил К. перекрыть вентиль, а сам страховал его снаружи, удерживая на канате за страховочный пояс. К. поскользнулся и упал в воду, оказавшуюся кипятком. Несмотря на медицинскую помощь через некоторое время он скончался от обширных ожогов. В процессе расследования уголовного дела, возбужденного по данному факту, прокуратура установила, что повреждение, локализовать которое пытались Н., К. и 3., не находится на территории, обслуживаемой данным МУП. Более того, злосчастная труба официально никому не принадлежит — ни предприятиям коммунального хозяйства города, ни теплосетям. Кроме того, следствием была изъята на МУП документация о деятельности главного подозреваемого по делу — Н., а именно: приказ о приеме на работу и функциональные обязанности. Ни один из данных документов ему (под роспись), как оказалось, не объявлялся.
К материалам дела было приобщено заключение службы охраны труда, составленное по факту несчастного случая на производстве, согласно которому к нарушениям правил безопасности отнесены:
Отсутствие у потерпевшего резиновых сапог (вместо них были кирзовые).
Отсутствие у потерпевшего брезентовой спецодежды.
Отсутствие надлежащего инструктажа.
Заключение службы охраны труда не устанавливает причинной связи с наступившими последствиями. Резиновые сапоги и брезентовая спецодежда, а также своевременный инструктаж не могли бы в данной ситуации спасти жизнь человека, а отсутствие этих вещей, следовательно, не является причиной наступивших опасных последствий.».[3]
В приведенном примере усматриваются элементы активных действий лица, руководившего работами, которые могли выразиться в том, что он поручил сотруднику задание, не проверив предварительно условия, в которых тому предстоит действовать, не определив степень возможной опасности.
Не всякое нарушение правил охраны труда влечет за собой возбуждение уголовного дела. Вопрос о его возбуждении должен решаться с учетом характера нарушений и наступивших или могущих наступить последствий. Прежде чем возбудить уголовное дело, как правило, необходимо проверить и установить:
¾ имел ли место сам факт нарушения правил охраны труда;
¾ каков характер этих нарушений и какие вредные последствия наступили (могли наступить) в результате их совершения;
¾ каковы причины, которые привели к нарушению правил охраны труда;
¾ кто допустил нарушение правил охраны труда и в силу каких обстоятельств, не было ли в действиях виновного преступного умысла и каково содержание этого умысла.
Каждое из названных выше обстоятельств, в свою очередь, может быть детализировано в зависимости от особенностей конкретного дела. Последовательность выяснения указанных выше обстоятельств также зависит от особенностей этого дела.
Нередко действия и бездействие тесно переплетаются: должностное лицо не только не принимает мер к соблюдению правил охраны труда, но и дает указание производить работу при таких условиях, при которых их производство запрещается. Поэтому необходимо установить, как конкретные действия должностного лица, совершенные в нарушение правил безопасности, так и обстоятельства, свидетельствующие о проявлении этим лицом бездействия.
Судебная практика показывает: отсутствие причинной связи между допущенными нарушениями правил охраны труда и наступившими (указаны в ст. 143 УК РФ) последствиями также исключает уголовную ответственность.
Для правильной организации работы требуется полная регламентация обязанностей участников трудового процесса. Выполнение работающими конкретных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом или трудовым договором, составляет сущность производственной дисциплины и является основанием для предъявления обвинения. Иначе говоря, субъект ст. 143 УК РФ - это лицо, которому (под роспись) объявлен приказ о закреплении за ним обязанностей по контролю за соблюдением правил безопасности и обеспечению соответствующих условий труда либо таковые обязанности закреплены за ним в силу трудового договора или специального соглашения.
ТК РФ не регламентирует обязанность работодателя разрабатывать должностные инструкции, но, как показывает практика, это - важный документ, содержанием которого является не только трудовая функция работника, квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности, но и круг обязанностей, пределы его ответственности.
Должностные инструкции содержат характеристики должностей и профессий, описанных в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов (далее - ЕТКС), а также специфические требования работодателей (с 1.07.2016 г. им необходимо внедрять профессиональные стандарты). Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а может быть утверждена как самостоятельный документ. На основании вышеизложенного можно порекомендовать: утверждать должностную инструкцию как самостоятельный документ, при этом в трудовом договоре, заключаемом с работником, прописать, что работник обязан исполнять требования должностной инструкции (с которой, разумеется, он должен быть ознакомлен под роспись). Это позволит избежать перечисления всех обязанностей в трудовом договоре и необходимости вносить каждый раз изменения в трудовой договор, оформляя дополнительные соглашения.
Какие обязанности у специалиста по охране труда и может ли он являться ответственным руководителем работ согласно приказу Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда», и приказу Минтруда России от 4.08.2014 № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «специалист в области охраны труда»?
Ни в одном документе нет требований в части исполнения функций распорядителя, организатора производства работ. Исходя из изложенного специалист по охране труда может быть привлечен к уголовной ответственности за должностную халатность, если будет доказана причинно-следственная связь с допущенным несчастным случаем.
Статья 293 УК РФ «Халатность»:
«1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
То же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.».
«Прокурором Кировского района г. Новосибирска возбуждено уголовное дело по редкой статье УК РФ «Нарушение правил охраны труда» в отношении инженера по технике безопасности одного из мебельных предприятий. По его вине одна из работниц фабрики лишилась руки. Как рассказал редакции следователь В. Кранов, 50-летняя женщина работала на литейной машине и во время процесса засунула руку в станок, чтобы достать заготовку. В этот момент на ее руку упал тяжеленный пресс - кисть руки пришлось ампутировать.
На предприятии было проведено внутреннее расследование. Виновницей несчастного случая была названа сама пострадавшая. Пострадавшая обратилась с жалобой в инспекцию труда и районную прокуратуру. Там провели расследование и установили, что в трагедии виновен инженер по технике безопасности: он знал, что станок не оборудован специальной системой защиты, но не предпринял никаких мер. Как сообщили в прокуратуре, по статье, возбужденной в отношении инженера по технике безопасности, ему грозит до года лишения свободы.».
Конечно, вина специалиста по охране труда присутствует, если он знал об отсутствии средств защиты и не написал предписание начальнику цеха (участка) или служебную записку руководителю предприятия, но как же быть с ответственностью непосредственного руководителя цеха?
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (4-е изд., дополненное), утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37, предусматривает обязанность руководителя участка «проводить мероприятия по выполнению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, технической эксплуатации оборудования и инструмента, а также контроль за их соблюдением». По всем правилам и нормам охраны труда именно непосредственный руководитель работ обязан осуществлять допуск к работам обученного персонала и на исправном оборудовании.
В связи с этим хотелось бы дать несколько практических советов специалистам по охране труда. Во-первых, охраняя труд других, позаботьтесь о собственной безопасности. Во-вторых, внимательно изучите свою должностную инструкцию и тщательно проанализируйте собственные полномочия, ею определенные. Ни в одном из приказов Минтруда России (от 17.05.2012 № 559н, от 4.08.2014 № 524н) не указаны полномочия специалиста по охране труда. В постановлении Минтруда России от 8.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (с изменениями и дополнениями) указано, что работники службы имеют право:
1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.
2. Предъявлять руководителям подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (рекомендуемая форма - приложение к настоящим Рекомендациям) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.
3. Требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, инструктажа по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.
4. Направлять руководителю организации предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда.
5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.
6. Привлекать по согласованию с руководителем организации и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверкам состояния условий и охраны труда.
7. Представлять руководителю организации предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.
8. Представительствовать по поручению руководителя организации в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.».
Исходя из вышеизложенного у специалиста по охране труда прав на остановку производственного оборудования нет, он только может предъявлять обязательное к исполнению предписание. В силу специфики своей работы специалист по охране труда не может ежедневно контролировать исправность оборудования, выполнения безопасности технологических процессов и т.п. В силу закона он осуществляет периодический контроль. Так, например, Правилами по охране труда в строительстве, утвержденными приказом Минтруда России от 1.06.2015 № 336н, такие проверки необходимо проводить в соответствии с утвержденными планами (графиками). Оборудование и инструмент могут выйти из строя в любое время, контролировать и поддерживать их в исправном состоянии — обязанность непосредственного руководителя работ, обязанность руководителя организации — обеспечивать необходимыми ресурсами. Имея утвержденный план (график) проверок и предписания, специалист по охране труда может доказать отсутствие факта бездействия, т.е. проявленной халатности при осуществлении своих прямых обязанностей. Наличие требуемых законом документов по охране поможет ему избежать наказания.
Нормативные правовые акты
«Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения»
Приказ Ростехнадзора от 21.07.2015 № 280.
Зарегистрирован Минюстом России 3.08.2015 № 38303.
«Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила контроля основного металла, сварных соединений и наплавленных поверхностей при эксплуатации оборудования, трубопроводов и других элементов атомных станций»
Приказ Ростехнадзора от 7.12.2015 № 502.
Зарегистрирован Минюстом России 10.03.2016 № 41366.