Николаева М.А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов.- М.: Норма, 2006
Матюхина З.П. Королькова Э.П. «Товароведение пищевых продуктов» М., 2003
9. технический регламент ТС (ТР ТС 022/2011) «О пищевой продукции в части ее маркировки»
Дополнительная литература:
1. Драмшева С.Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. - М.: Экономика, 2006.
2. Елизарова Л. Г., Николаева М.А. Алкогольные напитки/ Товарный справочник.- М.: Экономика, 1997.
3. Пучкова Ю.С., Криштафович В.И. Новое в производстве,
ассортименте, контроле качества маргариновой продукции и майонеза / Лекция. -М.: МУПК, 2000.
4. Теплов В.И. и др. Коммерческое товароведение : Учебник.- М.: Издательский дом «Дашклв и К»,2000.- 620 с.
5. Буядапов А.С. Пищевые добавки. Справочник. – Санкт-Петербург. “Иt”, 1996 г.
6. Жебелева И.А. Классификация кодирование продовольственных товаров. Лекция. – М.: МУПК 1998г.
7. Жебелева И.А. Качество и сертификация продовольственных товаров. Лекция. – М.: МУПК 1998г.
8. Жиряева Е.В. Товароведение, Сп-б: Питер, 2004 г.
9. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, метрологии, сертификации,. – учебник для вузов. М. Аудит Юнити,– 2001 г.
Лифиц И.М. Стандартизация, метрология, сертификация. –Учебник, 4-е изд. М.: 2005 г.
Политика курса
- Соблюдать технику безопасности при работе в лаборатории.
- Для лабораторных занятий наличие белых халатов.
- Не опаздывать на занятия.
- Не отвлекаться на посторонние разговоры, отключать мобильный телефон.
- Не пропускать занятия, в случае пропуска представлять определенный документ.
- Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.
- Активно участвовать в учебном процессе.
- Заниматься научно-исследовательской работой
- Бережно относится к оборудованию, лабораторной мебели
Информация по оценке знаний
Текущий контроль-посещение и работа на лекционных занятиях, выполнение лабораторных и семинарских работ, выполнение заданий СРС.
Промежуточный контроль –проводится в форме тестовых заданий, защиты рефератов, письменных работ и др. Промежуточный контроль проводится два раза в семестр.
Итоговый контроль- экзаменпо дисциплине (тесты или билеты)
Политика выставления оценок
Политика выставления оценок основывается на 100 (100%) балльной системе и предусматривает следующее распределение баллов.
На текущий и промежуточный контроль отводится в общей сумме 60 баллов, на итоговый контроль -40 баллов. При выставлении итоговой экзаменационной оценки по предмету учитывается балл, полученный на экзамене и средний балл текущей успеваемости в течение семестра. Весовые доли в итоговой оценке: 40% составляет результат, полученный на экзамене и 60% - результаты текущей успеваемости.
Схема оценки знаний по дисциплине
Виды занятий и работ бакалавра | Количество баллов Min/max | |
I | Текущий контроль: -Лекции -Семинарские, практические, лабораторные и расчетно-графические занятия -СРС (выполнение заданий) | 5/10 (0,67*15 нед=10) 7,5/15 (1*15 нед=15) 7,5/15 (1*15 нед=15) |
Итого: | 20/40 баллов | |
II | Промежуточный контроль: В семестре два контроля по 10 баллов за каждый | 10/20 (10*2=20) |
Итого Т и ПК | 30/60 баллов | |
III | Итоговый контроль Экзамен | 20/40 |
Всего | 50/100 баллов | |
Удов | 20-29 | |
Хорошо | 30-35 | |
Отлично | 36-40 |
Шкала оценки знаний бакалавра
Окончательная оценка знаний студента (сумма баллов по текущему, промежуточному и итоговому контролю) выставляется в соответствии с кредитной технологией:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | % содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95-100 | отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | |
В+ | 3,33 | 85-89 | хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | |
В- | 2,67 | 75-79 | |
С+ | 2,33 | 70-74 | удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | |
С- | 1,67 | 60-64 | |
Д+ | 1,33 | 55-59 | |
Д | 1,0 | 50-54 | |
F | 0-49 | неудовлетворительно |
Тезисы лекции
Лекция № 1
Тема лекции: Теоретические основы товароведения продукции
Вопросы лекции:
1. Предмет, цели и задачи и история развития товароведения
2. Состояние потребительского рынка
3. Понятие о потребительной и меновой стоимости.
Товароведение (от слов «товар» и «ведать») – научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизация, факторы, формирующие качество товаров, и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру.
Объектом товароведения является товар – продукт труда, произведенный для купли-продажи.
Основными задачами товароведения как науки и учебной дисциплины являются:
· выявление и исследование общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров на современном этапе развития общества;
· исследование и дальнейшая разработка методов и средств управления ассортиментом и качеством товаров;
· исследование закономерностей формирования и прогнозирования ассортимента товаров;
· исследование и разработка научных принципов формирования терминологии, классификации, кодирования различных групп товаров;
· совершенствование существующих и разработка новых методов исследования товаров, условий их хранения и транспортирования;
· изучение потребительских свойств товаров из новых видов сырья и материалов;
· определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров.
Товароведение потребительских товаров как учебная дисциплина подразделяется на общее и частное товароведение.
В общей части товароведения рассматриваются общие теоретические вопросы:
§ Определение категорий товароведения
§ Разработка и совершенствование классификации товаров
§ Установление требований к товарам
§ Разработка перечня потребительских свойств
§ Оценка факторов, влияющих на сохранение качества товаров
§ Определение показателей качества товаров, и факторов, влияющих на качество
§ Оценка конкурентоспособности товаров
§ Выбор нормативов показателей качества
§ Определение сроков, способов и условий хранения, потребления и транспортировки товаров
§ Изучение проблем формирования оптимального ассортимента товаров
§ Улучшение способов выявления фальсифицированного товара
§ Правила и порядок сертификации товаров
Специальная часть товароведения состоит из отдельных разделов, посвященных изучению потребительных стоимостей товаров в соответствии с принятой классификацией.
Частное товароведение занимается анализом состояния рынка, классификацией и ассортиментом отдельных групп товаров, их товароведной характеристикой.
Товароведение как научная дисциплина призвана активно участвовать в управлении качеством и ассортиментом товаров на всех стадиях жизненного цикла:
§ Стадия потребления — определение требований
§ Стадия проектирования — конкретизация потребительских требований в виде моделей и оценка их эффективности
§ Стадия производства — контроль качества изготовления товаров
§ Стадия обращения — оценка общественной потребительской стоимости и обеспечение условий сохранения их качества
§ Стадия потребления — разъяснение правил пользования товарами.
В общей части товароведения рассматриваются теоретические вопросы, являющиеся основой частных разделов товароведения.
Товароведение потребительских товаров как научная и учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки специалистов (товароведов-экспертов, коммерсантов, маркетологов, и др.), тесно связано межпредметными связями с другими дисциплинами (технологией, материаловедением, химией, физикой, биологией, микробиологией, математикой и др.).
Задача технологии как науки – выявление физических, химических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных производств и процессов. Изучение потребительских свойств сырья и вспомогательных материалов с точки зрения технологических требований, т. е. качества ожидаемого сортового продукта, представляет предмет материаловедение. Материаловедение как бы «предшествует» технологии, а товароведение является его продолжением.
Товароведение тесно связано со многими общенаучными и смежными дисциплинами: техническими, естественными и экономическими. В первую очередь оно базируется на данных физики, химии и биологии. Только на их основе можно выявить полезные свойства пищевых продуктов и товаров народного потребления. В зависимости от того, насколько глубоко в товароведении используются достижения этих научных дисциплин, во многом зависит научный уровень товароведения. Физика и химия дают общие сведения о веществах, их строении и происходящих в них процессах. Из микробиологии товароведение черпает сведения о возбудителях порчи продуктов и товаров и методах предупреждения развития на них микроорганизмов. Микробиологические процессы лежат в основе переработки многих продуктов, в производстве витаминов, ферментов, белков и др. Математика и математическая статистика имеют большое значение в товароведении при обработке экспериментальных данных. Для товароведения важны политическая экономия, экономика и организация торговли, а также ряд других дисциплин.
Следовательно, товароведение – естественно-техническая дисциплина, предметом которой является потребительная стоимость.
Возникновение товароведения относят к XVI в. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 г. в Италии в Падуанском университете.
В России в 1575 г. было издано одно из первых пособий по товароведению – «Торговая книга». Как самостоятельную учебную дисциплину товароведение ввели в программы высших и средних учебных заведений в конце XVIII в. В некоторых странах (США, Великобритания) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров. Основоположниками научного товароведения в были М. Я. Киттары (1825-1880), П. П. Петров (1850-1920), Я. Я. Никитинский (1854-1924). Под их редакцией в 1906-1908 гг. вышел учебник по товароведению, в котором рассматривались строение, состав, свойства, технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве. В XX в. Товароведение в разных странах дифференцировалось. В Казахстане наиболее широкое развитие получило товароведение товаров народного потребления, которое занимается изучением новых видов сырья и материалов, а также новых групп товаров.