Николаева М.А. Товарная экспертиза. Учебник для вузов.- М.: Норма, 2006

Матюхина З.П. Королькова Э.П. «Товароведение пищевых продуктов» М., 2003

9. технический регламент ТС (ТР ТС 022/2011) «О пищевой продукции в части ее маркировки»

Дополнительная литература:

1. Драмшева С.Т. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. - М.: Экономика, 2006.

2. Елизарова Л. Г., Николаева М.А. Алкогольные напитки/ Товарный справочник.- М.: Экономика, 1997.

3. Пучкова Ю.С., Криштафович В.И. Новое в производстве,
ассортименте, контроле качества маргариновой продукции и майонеза / Лекция. -М.: МУПК, 2000.

4. Теплов В.И. и др. Коммерческое товароведение : Учебник.- М.: Издательский дом «Дашклв и К»,2000.- 620 с.

5. Буядапов А.С. Пищевые добавки. Справочник. – Санкт-Петербург. “Иt”, 1996 г.

6. Жебелева И.А. Классификация кодирование продовольственных товаров. Лекция. – М.: МУПК 1998г.

7. Жебелева И.А. Качество и сертификация продовольственных товаров. Лекция. – М.: МУПК 1998г.

8. Жиряева Е.В. Товароведение, Сп-б: Питер, 2004 г.

9. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, метрологии, сертификации,. – учебник для вузов. М. Аудит Юнити,– 2001 г.

Лифиц И.М. Стандартизация, метрология, сертификация. –Учебник, 4-е изд. М.: 2005 г.

Политика курса

  1. Соблюдать технику безопасности при работе в лаборатории.
  2. Для лабораторных занятий наличие белых халатов.
  3. Не опаздывать на занятия.
  4. Не отвлекаться на посторонние разговоры, отключать мобильный телефон.
  5. Не пропускать занятия, в случае пропуска представлять определенный документ.
  6. Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.
  7. Активно участвовать в учебном процессе.
  8. Заниматься научно-исследовательской работой
  9. Бережно относится к оборудованию, лабораторной мебели

Информация по оценке знаний

Текущий контроль-посещение и работа на лекционных занятиях, выполнение лабораторных и семинарских работ, выполнение заданий СРС.

Промежуточный контроль –проводится в форме тестовых заданий, защиты рефератов, письменных работ и др. Промежуточный контроль проводится два раза в семестр.

Итоговый контроль- экзаменпо дисциплине (тесты или билеты)

Политика выставления оценок

Политика выставления оценок основывается на 100 (100%) балльной системе и предусматривает следующее распределение баллов.

На текущий и промежуточный контроль отводится в общей сумме 60 баллов, на итоговый контроль -40 баллов. При выставлении итоговой экзаменационной оценки по предмету учитывается балл, полученный на экзамене и средний балл текущей успеваемости в течение семестра. Весовые доли в итоговой оценке: 40% составляет результат, полученный на экзамене и 60% - результаты текущей успеваемости.

Схема оценки знаний по дисциплине

  Виды занятий и работ бакалавра Количество баллов Min/max
I Текущий контроль: -Лекции -Семинарские, практические, лабораторные и расчетно-графические занятия -СРС (выполнение заданий) 5/10 (0,67*15 нед=10) 7,5/15 (1*15 нед=15)     7,5/15 (1*15 нед=15)
  Итого: 20/40 баллов
II Промежуточный контроль: В семестре два контроля по 10 баллов за каждый 10/20 (10*2=20)
  Итого Т и ПК 30/60 баллов
III Итоговый контроль Экзамен 20/40
  Всего 50/100 баллов
     
Удов 20-29
Хорошо 30-35
Отлично 36-40

Шкала оценки знаний бакалавра

Окончательная оценка знаний студента (сумма баллов по текущему, промежуточному и итоговому контролю) выставляется в соответствии с кредитной технологией:

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов % содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
Д+ 1,33 55-59
Д 1,0 50-54
F 0-49 неудовлетворительно

Тезисы лекции

Лекция № 1

Тема лекции: Теоретические основы товароведения продукции

Вопросы лекции:

1. Предмет, цели и задачи и история развития товароведения

2. Состояние потребительского рынка

3. Понятие о потребительной и меновой стоимости.

Товароведение (от слов «товар» и «ведать») – научная дисциплина, изучающая потребительские свойства товаров, их классификацию, стандартизация, факторы, формирующие качество товаров, и условия сохранения качества, закономерности формирования ассортимента и его структуру.

Объектом товароведения является товар – продукт труда, произведенный для купли-продажи.

Основными задачами товароведения как науки и учебной дисциплины являются:

· выявление и исследование общих закономерностей формирования и проявления потребительной стоимости товаров на современном этапе развития общества;

· исследование и дальнейшая разработка методов и средств управления ассортиментом и качеством товаров;

· исследование закономерностей формирования и прогнозирования ассортимента товаров;

· исследование и разработка научных принципов формирования терминологии, классификации, кодирования различных групп товаров;

· совершенствование существующих и разработка новых методов исследования товаров, условий их хранения и транспортирования;

· изучение потребительских свойств товаров из новых видов сырья и материалов;

· определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров.

Товароведение потребительских товаров как учебная дисциплина подразделяется на общее и частное товароведение.

В общей части товароведения рассматриваются общие теоретические вопросы:

§ Определение категорий товароведения

§ Разработка и совершенствование классификации товаров

§ Установление требований к товарам

§ Разработка перечня потребительских свойств

§ Оценка факторов, влияющих на сохранение качества товаров

§ Определение показателей качества товаров, и факторов, влияющих на качество

§ Оценка конкурентоспособности товаров

§ Выбор нормативов показателей качества

§ Определение сроков, способов и условий хранения, потребления и транспортировки товаров

§ Изучение проблем формирования оптимального ассортимента товаров

§ Улучшение способов выявления фальсифицированного товара

§ Правила и порядок сертификации товаров

Специальная часть товароведения состоит из отдельных разделов, посвященных изучению потребительных стоимостей товаров в соответствии с принятой классификацией.

Частное товароведение занимается анализом состояния рынка, классификацией и ассортиментом отдельных групп товаров, их товароведной характеристикой.

Товароведение как научная дисциплина призвана активно участвовать в управлении качеством и ассортиментом товаров на всех стадиях жизненного цикла:

§ Стадия потребления — определение требований

§ Стадия проектирования — конкретизация потребительских требований в виде моделей и оценка их эффективности

§ Стадия производства — контроль качества изготовления товаров

§ Стадия обращения — оценка общественной потребительской стоимости и обеспечение условий сохранения их качества

§ Стадия потребления — разъяснение правил пользования товарами.

В общей части товароведения рассматриваются теоретические вопросы, являющиеся основой частных разделов товароведения.

Товароведение потребительских товаров как научная и учебная дисциплина, необходимая для профессиональной подготовки специалистов (товароведов-экспертов, коммерсантов, маркетологов, и др.), тесно связано межпредметными связями с другими дисциплинами (технологией, материаловедением, химией, физикой, биологией, микробиологией, математикой и др.).

Задача технологии как науки – выявление физических, химических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных производств и процессов. Изучение потребительских свойств сырья и вспомогательных материалов с точки зрения технологических требований, т. е. качества ожидаемого сортового продукта, представляет предмет материаловедение. Материаловедение как бы «предшествует» технологии, а товароведение является его продолжением.

Товароведение тесно связано со многими общенаучными и смежными дисциплинами: техническими, естественными и экономическими. В первую очередь оно базируется на данных физики, химии и биологии. Только на их основе можно выявить полезные свойства пищевых продуктов и товаров народного потребления. В зависимости от того, насколько глубоко в товароведении используются достижения этих научных дисциплин, во многом зависит научный уровень товароведения. Физика и химия дают общие сведения о веществах, их строении и происходящих в них процессах. Из микробиологии товароведение черпает сведения о возбудителях порчи продуктов и товаров и методах предупреждения развития на них микроорганизмов. Микробиологические процессы лежат в основе переработки многих продуктов, в производстве витаминов, ферментов, белков и др. Математика и математическая статистика имеют большое значение в товароведении при обработке экспериментальных данных. Для товароведения важны политическая экономия, экономика и организация торговли, а также ряд других дисциплин.

Следовательно, товароведение – естественно-техническая дисциплина, предметом которой является потребительная стоимость.

Возникновение товароведения относят к XVI в. Первая кафедра товароведения (растительных и животных фармацевтических материалов) была учреждена в 1549 г. в Италии в Падуанском университете.

В России в 1575 г. было издано одно из первых пособий по товароведению – «Торговая книга». Как самостоятельную учебную дисциплину товароведение ввели в программы высших и средних учебных заведений в конце XVIII в. В некоторых странах (США, Великобритания) товароведение изучается в расширенных курсах технологии различных групп товаров. Основоположниками научного товароведения в были М. Я. Киттары (1825-1880), П. П. Петров (1850-1920), Я. Я. Никитинский (1854-1924). Под их редакцией в 1906-1908 гг. вышел учебник по товароведению, в котором рассматривались строение, состав, свойства, технология переработки сырья и материалов, используемых в промышленном производстве. В XX в. Товароведение в разных странах дифференцировалось. В Казахстане наиболее широкое развитие получило товароведение товаров народного потребления, которое занимается изучением новых видов сырья и материалов, а также новых групп товаров.

Наши рекомендации