Акцентологические нормы русского языка

Практическое занятие №4

АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

1. Особенности русского ударения

2. Функции ударения.

3. Причины изменения и колебания ударения.

4. Основные тенденции в развитии русского ударения.

5. Акцентные типы.

6. Акцентологические варианты.

7. Трудные случаи постановки ударения.

Задание:

1. Ознакомиться со вспомогательным материалом в Приложении и подготовить теоретические вопросы темы.

2. Письменно выполнить задания № 1, 2, 3, 6.

Задание 1. Прочитайте вслух следующие слова, следя за правильной постановкой ударения. Выпишите те из них, которые вы раньше произносили с ошибками. Запомните нормативное произношение.

Квартал, каталог, нефтепровод, партер, обеспечение, цемент, столяр, гравёр, шарфы, банты, тортов, областей, украинский, кухонный, оптовый, красивее, завидно, ходатайствовать, приняла, назвала, начата, созданы, избалованный, свёкла, афера, аналог.

Задание 2. Поставьте ударение в следующих иностранных словах. Уточните значение незнакомых вам слов по словарю.

Арахис, дебаркадер, апостроф, сабо, алкоголь, дефис, триптих, догмат, форзац, жалюзи, маркетинг, фортель, эксперт, фетиш, оникс, феномен, дискант, генезис, дебет, факсимиле, стенография, асимметрия.

Задание 3. Используя словарь, поставьте ударение в следующих словах. Отметьте слова, в которых допустимы два акцентологических варианта.

Кремень, творог, договор, квартал, щавель, досуг, туфля, роженица, танцовщица, хвоя, слепень, страховщик, петля, пригоршня, одновременно.

Задание 4. В приведенных ниже словах помимо нормативного ударения возможны варианты; а) устаревший; б) социально-профессиональный; в) просторечный, диалектный или народно-поэтический. Назовите эти варианты.

А. Библиотека, кладбище, толпами, избранный, револьвер, музыка, нужда, тигровый, принцип, добыча, даришь.

Б. Компас, осужденный, флюорография, коклюш, Мурманск, искра, шасси, рапорт, вахтер, шприцы, возбуждено, инсульт, рудник.

В. Девица, случай, злоба, шелковый, магазин, свекла, молодец, доцент, далеко, инструмент, корысть, весело, молодежь, соболезнование, столяр, портфель, людям, облегчить, родится, засуха, ходатайство, километр.

Задание 5. Прокомментируйте приведенные ниже омографы. Составьте словосочетания с каждым из них.

Атлас, глазки, выкупать, ирис, характерный, хлопок, мука, вычитать, орган, парить, безобразный, пахнуть, кружки, видение, острота, лавровый, трусить, клубы.

Задание 6. Расставьте ударения в приведенных ниже именах существительных. Отметьте возможные акцентологические варианты.

А. Флоты, шрифты, ломти, плуты, стопы, мозги, краны, аэропорты, угли, сироты, средства, гербы.

Б. Простыней, прорубей, отраслей, крепостей, должностей, ведомостей, скатертей, плоскостей, степеней, яслей, госпиталей, шарфов, областей, новостей, щелей, углей, повестей.

Задание 7. Поставьте ударения в приведенных ниже глаголах и причастных формах. Отметьте случаи, когда норма допускает варианты ударения. Определите основную тенденцию в перемещении ударения в глаголах на ИРОВАТЬ.

А. Звонить, прибыть, облегчить, начать, ржаветь, искриться, присовокупить, углубить.

Б. Бомбардировать, формировать, запломбировать, гримировать, маскировать, форсировать, утрировать, буксировать, нормировать, маркировать, меблировать, гравировать, инсценировать, пломбировать.

В. Побеленный, загнутый, пролитый, допитый, погруженный, увезенный, закормленный, премированный, начатый, воткнутый.

Задание 8.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ. КАКОЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД РУКОПИСЬЮ ПРЕДЛАГАЕТ Н. В. ГОГОЛЬ? СОСТАВЬТЕ ЕГО, НАЗОВИТЕ ЭТАПЫ ОБРАБОТКИ ТЕКСТА.

Сначала нужно набросать всё как придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно всё, и забыть об этой тетради. Потом, через месяц, через два, иногда более (это скажется само собою), достать написанное и перечитать; вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-чего и не достает. Сделайте поправки и заметки на полях — и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре ее — новые заметки на полях, и где не хватит места — взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда будет все таким образом исписано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно.

Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое. Придет час — вспомнится заброшенная тетрадь; возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом, и когда снова она будет измарана, перепишите ее собственноручно. Вы заметите при этом, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз как бы крепчает и ваша рука; буквы ставятся тверже и решительнее. Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой переписки, непременно собственною рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания. Дальнейшие поправки и пересматриванье, пожалуй, испортят дело; что называется у живописцев: зарисуешься. Конечно, следовать постоянно таким правилам нельзя, трудно. Я говорю об идеале. Иное пустишь и скорее. Человек все-таки человек, а не машина.

Задание 9.

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИ СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ УСТНОЙ ИПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ С ПОЯВЛЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРА, ИНТЕРНЕТА, МОБИЛЬНОГО ТЕЛЕФОНА, ВИДЕОСВЯЗИ, СКАЙПА И ДРУГИХ ПРИЛОЖЕНИЙ? ИЗЛОЖИТЕ СВОЕ МНЕНИЕ В ФОРМЕ ПИСЬМА К ДРУГУ.

Задание 10.

КОНКРЕТИЗИРУЙТЕ, ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, СИТУАЦИЮ (КОГДА, ГДЕ, С КЕМ, О ЧЕМ) ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ ВИДОВ КОММУНИКАЦИЙ. НАПИШИТЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ УМЕСТНА ТОЛЬКО КНИЖНАЯ РЕЧЬ, ТОЛЬКО РАЗГОВОРНАЯ, А В КАКИХ И ТА И ДРУГАЯ.

Публичное выступление, лекция, сообщение, разговор пациента с врачом, разговор ученика с учителем, интервьюирование, разговор пассажиров в автобусе, разговор покупателя с продавцом, беседа между друзьями, разговор за обеденным столом.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Акцентологические нормы русского языка

Особенности и функции ударения изучает раздел языкознания, который называется акцентологией (от лат. accentus — ударение).

Ударение в русском языке свободное,что отличает его от некоторых других языков, в которых ударение закреплено за каким-то определенным слогом. Например, в английском языке ударным бывает первый слог, в польском – предпоследний, в армянском, французском – последний. В русском языке ударение может падать на любой слог, поэтому его называютразноместным.Сопоставим ударение в словах:кОмпас, добЫча, докумЕнт, медикамЕнт. В этих словах ударение соответственно падает на первый, второй, третий, четвертый слоги. Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельно взятого слова.

Кроме того, ударение в русском языке бывает подвижным и неподвижным.Еслив различных формах одного слова ударение падает на одну и ту же часть,то такое ударение являетсянеподвижным (берегу, бережёшь, бережёт, бережём, бережёте, берегут – ударение закреплено за окончанием).Ударение, меняющее свое место в разных формах одного и того же слова,называетсяподвижным(могу, можешь, могут).

Ударение в русском языке выполняет различные функции:

  • От ударения зависит значение слова (хлОпок – хлопОк; гвОздики – гвоздИки).
  • Оно указывает на грамматическую форму (рУки - именительный падеж множественного числа, арукИ – родительный падеж единственного числа).
  • Ударение помогает различать значение слов и их формы: бЕлок – родительный падеж словабЕлка, абелОк – именительный падеж слова, которое называет составную часть яйца или часть глаза.

Сложность в определении места ударения в том или ином слове возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений.При этом есть варианты, которые не нарушают норму и считаются литературными, например,Искристый – искрИстый, лОсось – лосОсь, Иначе - инАче. В других случаях одно из ударений считается правильным (например, надо говоритькУхонный, инструмЕнт, ходАтайство), а другое - неправильным (нельзя говоритькухОнный, инстрУмент, ходатАйство).

Целый ряд вариантов ударения связан с профессиональной сферой употребления. Есть слова, специфическое ударение в которых традиционно принято только в узко­профессиональной среде, в любой другой обстановке оно воспринимается как ошибка. Например: Искра – в профессиональной среде искрА, эпилЕпсия – у медиков эпилепсИя,

флЕйтовый - у музыкантов флейтОвый, кОмпас – у моряков компАс.

В публичных выступлениях, деловом общении, обиходной речи довольно часто наблюдается отклонение от норм литературного языка. Так, некоторые считают, что надо говорить срЕдства производства, но денежные средствА, прошли два квартАла,

но второй квАртал этого года. СловасрЕдства и квартАл,независимо от значения, име­ют только одно правильное ударение.

Ошибки в ударении могут привести к искажению смысла высказывания. Например, в одной из телепередач демонстрировались произведения испанских художников. Показали картину, на которой был изображен берег реки, дерево с богатой кроной, сквозь листья которой просматpивaлоcь голубое небо и зелень других растений. Под деревом сидел монах. Ведущий передачи сказал: «Эта кар Акцентологические нормы русского языка - student2.ru тина называется «Отшельник в пустЫне». Каждый, кто смотрел передачу, вероятно, удивился и подумал: какая же это пустЫня? Все дело в том, что на картине изображена не пустыня, а уединенное, безлюдное место, где живет отшельник, которое называется пУстынь или пУстыня. Неправильно произнесенное слово создало впечатление о несоответствии названия картины ее содержанию.

Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Для этого рекомендуется обращаться к специальным словарям и справочникам. Лучше всего прибегать к помощи «Орфоэпического словаря русского языка».Ценным пособием является«Словарь ударений для работников радио и телевидения» (составители Ф. А. Агеенко, М. В. Зарва, под ред. Д. Э. Розенталя).Особенность данного словаря состоит в том, что он фиксирует только предпочтительный вариант. Правильное ударение дается также в орфографических, толковых словарях русского языка.

Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт - бинта, штрих - штриха, зонт - зонта.

В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне; ср.:

1) весна - весну, нора - нору, стопа - стопу;

2) гора - гору, доска - доску, цена - цену, щека - щёку.

С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести.

В родительном падеже множественного числа произносятся:

1) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей;

2) с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, новостей, повестей, скатертей, четвертей.

Различается произношение ступеней (в лестнице) и ступеней (ступень развития чего-либо).

Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без, например:

на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, надень, на два, на шесть, на сто;

за: за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за шесть, за сто;

под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое;

из: из лесу, из дому, из носу, из виду;

без: без вести, без толку, без году неделя.

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании:

брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.

У многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят - взята - взято - взяты; принят - принята - принято - приняты; продан - продана - продано - проданы; прожит - прожита - прожито - прожиты и т.д.

В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если вы вдруг засомневаетесь, как правильно произнести - правы или правы, вспомните пушкинские слова: Безумец я! Вы правы, правы!..

В публичных выступлениях, как и в бытовой речи, нередко возникают затруднения с употреблением мужских и женских имен и отчеств. В их произношении имеются особенности, которые следует учитывать. Достаточно вспомнить, как обычно в беглой речи произносятся имена и отчества типа Павел Павлович (Пал Палыч) или Марья Ивановна (Марь Иванна).

Многие из этих произносительных особенностей, свойственных разговорному стилю, в последнее время закрепляются и в речи публичной.

Вместе с тем необходимо учитывать обстановку, уместность или неуместность сокращенного произношения имен и отчеств. Так, в личной беседе, непосредственно обращаясь к человеку, мы говорим: Михал Иваныч, садитесь, пожалуйста. Но в официальной речи скажем: Вечер, посвященный памяти Федора Ивановича Шаляпина. Полное, максимально приближенное к написанию произношение находим также в чтении официальных документов, указов о награждении граждан нашей страны орденами и медалями, о присвоении им почетных званий и т.п.

Полное произношение распространяется на иноязычные имена-отчества, например:Фридрих Карлович (не Карлыч), Гуго Брунович (неБруныч) и т.п.

Имя, произносимое без отчества, читается полностью: Михаил.

Своеобразная экономия времени и усилий выражается и в том, что мужские имена с ударением на основе при их употреблении вместе с отчествами, в устной речи обычно не изменяются по падежам, например: был у Сергей Иваныча; обратитесь к Степан Петровичу беседовал с Максим Семенычем; речь шла о Федор Палыче, хотя на письме передается и склонение имен: у Сергея Ивановича.

В мужских отчествах от имен на твердый согласный на месте безударного суффиисса -ович произносится -ыч, например: Антоныч, Богданыч, Демьяныч, Платоныч, Семеныч, Степаныч, Тихоныч, Федорыч, Федотыч и т.п.

Вместо Александрович обычно звучит Алексаныч (реже Александрыч). Само имя Александр при сочетании с отчеством, начинающимся с согласного звука, обычно произносится без конечных согласных: Алексан Петрович, Алексан Матвеич. В просторечии на месте сочетанияАлександр Александрович встречаем Сан Саныч.

В мужских отчествах от имен на ударяемые -ей и -ай на месте суффикса -евич произносится -ич, например: Алексеич, Андреич, Евсеич, Ермолаич, Николаич.

В мужских отчествах от имен на безударное -ий на месте суффикса -евич обычно произносится -ич, например: Анатолии, Арсенич, Василич, Аркадич, Игнатич.

Иногда неправильно произносят некоторые имена, например неверно ставят ударение в имени Алексий - его древнее звучание отличается ударением на последнем слоге.

Женские отчества от имен на -ей произносятся со стяжением - одним гласным е на месте сочетания ее, например: Андревна, Алексевна, Матвевна, Сергевна. Однако отчества от более редких имен могут произноситься без стяжения: Дорофеевна, Евсеевна, Евстигнеевна, Корнеевна, Патрикеевна.

Женское отчество Николаевна произносится со стяжением - Николавна.

Сочетание -ов- во многих отчествах не произносится: Владиславна, Вячеславна, Святославна, Ярославна.

В женских отчествах от имен на н и м безударный слог -ов, следующий непосредственно за ударяемым слогом, не произносится: Антонна, Богданна, Демьянна, Иоанна, Акимна, Ефимна, Максимна, Трофимна.

Женское отчество Александровна произносится как Алексанна, Михайловна - как Михална, Павловна - как Пална.

Более употребительные женские отчества от имен на -ий обычно произносятся без -ев: Васильна, Анатольна, Савельна, Арсеньна, Евгеньна, Аркадьна, Афанасьна, Григорьна, Юрьна.

Менее распространенные женские отчества от имен на -ий могут сохранять сочетание -ев: Валерьевна, Корнельевна, Меркурьевна, Геннадьевна.


Наши рекомендации