Орфоэпические нормы в области гласных, согласных. произношение отдельных грамматических форм, заимствованных слов и аббревиатур
Орфоэпические нормы в области согласных:
1. Звуки [г] и [г`] в литературном языке (в отличие от южных говоров) — взрывные, а не щелевые. Лишь в нескольких словах нужно произносить заднеязычные щелевые (похожие на [х] и [х`], но только звонкие) звуки, которые принято транскрибировать как [h] и [h`]: бухгалтер [буhалт`ир], разговорные междометия ага [аhа], ого [оhо], угу [уhу], эге [эh`э]. Кроме того, старшей нормой допускается произношение звука [h] в словах Господь [hаспот`], Господи [hоспъд`и], в формах слова Бог: Бога [боhъ], Богу [боhу] и т. д., а также произношение мягкого звука [h`] в форме о Боге [а-боh`и]; согласно младшей норме, в этих случаях произносится по общему правилу взрывной звук [г] (или соответственно мягкий [г`]).
2. Долгий мягкий звук [ж`], согласно старшей норме, произносится в словах и формах слов: брезжить [бр`эж`ит`], брызжет [брыж`ит], брюзжать [бр`уж`ат`], взгромозжу [взгръмаж`у], а также визжать, вожжи, дребезжать, дожди, дождик, дрожжи, езжу, жжет, жужжать, поезжай, позже, размозжить, сожженный. Младшая норма допускает в перечисленных словах произношение твердого долгого [ж] ([брыжът], [бр`ужат`], [взгръмажу]) или — в словах дожди, дождик — сочетания звуков [жд`] ([дажд`й], [дожд`ик]).
3. На месте сочетания букв чн рекомендуется произносить звуки [шн] в словах: двоечник, конечно, очечник, прачечная, пустячный, скворечник, скучно, яичница (в отличие от слов вечный, отличник, прочный, точный и многих других, где произносится [чн]). В ряде случаев допустимы варианты произношения — как с [шн] (старшая норма), так и с [чн] (младшая норма): булочная, подсвечник, сливочный, стрелочник и др. Наконец, иногда произношение [чн] или [шн] зависит от значения и сочетаемости: каша — моло[чн]ая и моло[шн]ая, но кислота — только моло[чн]ая; разг. друг серде[шн]ый, но серде[чн]о-сосудистые заболевания.
Орфоэпические нормы в области гласных:
1. Русское литературное произношение — «акающее»: в безударном слоге звук [о] в нейтральном стиле произношения невозможен (в отличие от северных диалектов, где говорят: [вода], [городок]). Аканье как орфоэпическая норма проявляется прежде всего в том, что после твердых согласных в соответствии с ударными [о] и [а] в первом предударном слоге произносится безударный звук [а] ([вада] вода, [сад`ит`] са-дить), а в других безударных слогах — редуцированный гласный непереднего образования [ъ]: водяной [въд`аноj], горо-док [гърадок], садовод [съдавот], верно [в`эрнъ]. Но в некоторых словах (лошадей; жалеть, к сожалению, жакет, жасмин; двадцати, тридцати) после звуков [ш], [ж] и [ц] рекомендуется в первом предударном слоге перед мягким согласным произносить не [а], а [ы]: [лъшыд`эj], [жык`эт], [двъцыт`и].
2. Для безударных гласных в позиции после мягких согласных характерна «икающая» норма произношения, поэтому буквы и, е, я, служащие для обозначения безударных гласных, читаются в этой позиции одинаково — как [и]; ср.: листок [л`исток], летать [л`итат`], пятёрка [п`ит`оркъ].
Орфоэпия отдельных грамматических форм:
1. Согласно старшей орфоэпической норме, имена прилагательные на -кий, -гий, -хий и глаголы на -кивать, -гиватъ, -хивать полагалось произносить с твердыми заднеязычными согласными (это произношение еще сохранилось в речи многих известных артистов и дикторов): русс[къj], стро[гъj], ти[хъj]; растал[къ]вать, дотра[гъ]ваться, встря[хъ]вать. Младшая норма разрешает произношение во всех подобных словах мягких заднеязычных [к`], [г`], [х`]: русс[к`иj], стро[г` иj], встря[х`и]вать.
2. Если при написании показателя грамматической формы (например, окончания) используется буква я, то она читается как [ъ]: Коля [кол`ъ], землям [з`эмл`ъм], играя [играjъ], укройся [укроjс`ъ]. Если же окончание включает буквы е или и, то они читаются как [и]: к Коле [к-кол`и], земли [з`эмл`и], играет [играjит] (или, в быстрой речи, без [j]: [игра-ит]).
3. В возвратных, страдательных и безличных глаголах, оканчивающихся на -ся/-сь, эта часть слова произносится следующим образом:
а) если перед -ся находится звук [с], то нужно произносить долгий твердый звук [с]: несся [н`осъ], трясся [тр`асъ];
б) если перед -ся — звуки [т] или [т`] (смеются, учиться), следует произносить долгий твердый звук [ц] ([см`иjуцъ], [учицъ]);
в) после звука [л] возможны варианты произношения -ся: с твердым и мягким звуком [с] или [с`] ([см`иjалсъ] и [см`иjалс`ъ], [училсъ] и [училс`ъ]);
г) в остальных случаях, согласно младшей норме, требуется произносить -ся/-сь с мягким согласным: мой[с`ъ], убравший[с`ъ], уча[с`], смеяла[с`], строя[с`].
Орфоэпия заимствованных слов:
1. Нормами высокого стиля допускается произношение безударного [о] в словах типа бомонд, портмоне, сонет, адажио и т. п. (в обычном, нейтральном стиле и в разговорной речи произношение подобных слов акающее).
2. В заимствованных словах, которые воспринимаются как книжные, допустимо произношение безударного звука [э] после твердых согласных и в начале слова: корд[э]балет, аст[э]роид, [э]кстракт, [э]мбрион. Если слово вошло в активный словарный запас и не воспринимается как книжное, то произносятся по общему правилу после твердых согласных звуки [ы] или [ъ] (бизнесмен [б`изнысм`эн], теннисист [тън`ис`ист]), а в начале слова — [и] (экономист [икънам`ист]).
3. Только в заимствованных словах возможно произношение перед звуком [э] твердых парных согласных [т], [д], [с] и др.: о[тэ]ль, мо[дэ]ль, шос[сэ], ти[рэ]. В то же время орфоэпическими нормами категорически запрещается произношение твердых согласных в словах, которые давно освоены русским языком, например бассейн, брюнет, музей, пионер, редукция, рейд, рельсы, фанера, шинель.
СТИЛИ ПРОИЗНОШЕНИЯ:
Нейтральный стиль произношения - это речь в нормальной, обычной обстановке, в среднем темпе, при спокойном состоянии говорящего, который хочет передать или получить какую-либо информацию. Говорящий не ставит перед собой в данном случае каких-то дополнительных задач: выразить свои чувства, подчеркнуть что-либо.
По отношению к нейтральному выделяются еще два стиля: сниженный и высокий. К сниженному стилю (его еще называют неполным) относится небрежная речь, при убыстренном из-за волнения или по другим причинам темпе говорения.
Высокий (полный) стиль используется в торжественных случаях; для него характерен замедленный темп, тщательное проговаривание. Говорящий в этом случае обычно ставит перед собой какие-то особые, дополнительные задачи, например, стремится подчеркнуть важность сообщаемого, привлечь внимание слушателей и т.д.