ПРОТОКОЛ № 3 - НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

ПРОТОКОЛ № 1 - НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРОЯВЛЕНИЯМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Цель: определить динамику проявлений познавательных мотивов ученика.
Фамилия, имя ученика: ____________________________________________________________
Класс(возраст): _________________________ Предмет ______________________________________________
Тема урока: ___________________
Шкала оценки (в баллах): 2 - показатель проявляется постоянно; 1 - показатель проявляется иногда; 0 - показатель отсутствует.

Показатели познавательного интереса балл примечание
1. Задает вопросы (каков их характер)    
2. Отличается интеллектуальной самостоятельностью в работе    
3. Проявляет инициативу и поиск при выполнении творческих заданий    
4. Включается успешно в обсуждение дискуссионных вопросов    
5. Без принуждения и активно участвует в объяснении учителем нового материала    
6. Проявляет стремление высказать свое соображение, поделиться своей информацией    
7. Стремиться выполнять задания различными способами    
8. Участвует активно в обсуждении учебных проблем и вопросов    
9. Дополняет и рецензирует ответы товарищей    
10. Владеет логическими приемами мышления    
11. Обходится без помощи учителя    
12. Работает сосредоточенно, не отвлекаясь    
13. Проявляет организованность в работе    
14. Доводит начатое дело до конца    
15. Не отказывается от сложных заданий    
16. Проявляет упорство при выполнении трудных заданий    
17. По собственной инициативе выбирает трудные задачи    
18. Быстро включается в работу на уроке    
19. Владеет учебно-организационными умениями    
20. Не успокоится, пока не поймет возникший вопрос    
21. Оказывает помощь товарищам    
22. Проявляет недовольство, если вынужден прервать работу    
23. Возвращается к проверке выполнения задания    
24. Увлекается при выполнении учебных заданий    
25. Проявляет возбужденность, оживленность, если задание требует интеллектуального напряжения    
26. Проявляет недовольство, если задание не получается    
27. Откровенно радуется своим успехам    
28. Эмоционально реагирует на неудачи    


Выводы: познавательные интересы (не сформированы/сформированы), проявления интереса (эпизодические/постоянные) (быстро отвлекается, переключаясь на внеурочные темы/ внимание устойчивое, работоспособность высокая).

___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________

Фамилия, имя студента ____________________________________________

ПРОТОКОЛ № 2 - НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УМСТВЕННОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Цель: наблюдение за умственной самостоятельностью ученика.

Фамилия, имя ученика: ____________________________________________________________
Класс(возраст): ____________________________ Предмет ___________________________________________
Тема урока: ___________________
Шкала оценки (в баллах): 2 - показатель проявляется постоянно; 1 - показатель проявляется иногда; 0 - показатель отсутствует.

Проявления умственной самостоятельности Балл Примечание
1. Излагать текст своими словами    
2. Делить текст на логические части и составлять план    
3. Систематизировать материал    
4. Делать вступление, сопоставление, выводы к своему сообщению    
5. Пользоваться первоисточниками, привлекать их в ответе    
6. Пользоваться справочной литературой    
7. Текст, поддающийся схематизации, изобразить графически    
8. Строить логически законченный рассказ    
9. Раскрывать материал в сравнении    
10. Формулировать познавательную задачу, содержащуюся в изучаемом тексте    
11. Высказывать собственное отношение к фактам и событиям    
12. Самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала    
13. Проводить элементарные исследования по изучаемой теме    
14. Находить разные способы решения одной познавательной задачи    
15. Находить способы применения полученных в школе знаний на практике    

Выводы: НАПРИМЕР: проявления умственной самостоятельности выражены слабо, навыки самостоятельной умственной работы не развиты; нет привычки к глубокой умственной деятельности, суждения поверхностны, собственное мнение по теме вызвано только интересом к материалу; пассивность на уроке.

___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________

Фамилия, имя студента ____________________________________________

ПРОТОКОЛ № 3 - НАБЛЮДЕНИЕ ЗА УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

Цель: наблюдение за умственной деятельностью ученика.

Фамилия, имя ученика: _______________________________________________________________
Класс(возраст): _________________________ Предмет ___________________________________
Тема урока: __________
Критерии наблюдения:

1. Быстро ли реагирует на вопрос учителя (поднимает руку или нет, может ли отвечать сразу после вопроса учителя или долго обдумывает)?
2. Какой материал лучше запоминает (наглядный или словесный)?
3. Запоминает осмысленно или механически, может ли самостоятельно приводить примеры?
4. Может ли сделать выводы самостоятельно?

Описание: (Примерное) На вопросы учителя обычно не реагирует, руку не поднимает. При обращении учителя к нему долго обдумывает, ответ редко четкий, чаще сопровождается комментариями не по теме.
Проявляет интерес при демонстрации наглядного материала, лучше запоминает такой материал. При словесном объяснении часто отвлекается, если не интересен материал, не всегда может повторить то, что только что сказал учитель.
Как правило, запоминание механическое, может привести пример, но не всегда удачно, что связано с невнимательностью, отвлекаемостью на уроке.
Самостоятельные выводы формулирует плохо, не всегда правильно выделяет главное.
Выводы: навыки умственной деятельности не сформированы.


ВЫВОДЫ:___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________


Наши рекомендации