Патронажи к детям первого года жизни
Алгоритм проведения учебного патронажа:
- Выяснить проблемы у матери и у ребенка.
- Собрать анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
- Провести анализ возрастного режима дня на основании беседы с мамой (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
- Оценить характер питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
- Провести объективное обследование:
· Ведущие линии НПР, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);
· Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя; у новорожденных отметить состояние пупочной ранки);
· Состояние костно-мышечной системы (размеры и состояние краёв большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания, мышечный тонус, двигательные умения);
· Определить частоту пульса, дыхания, температуру тела;
· Выяснить частоту и характер стула, частоту мочеиспускания;
· Оценить реакцию на вакцинацию БЦЖ (пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).
- Дать рекомендации матери по:
- Соблюдению возрастного режима дня;
- Рациональному питанию;
- Физическому воспитанию;
- Воспитательным мероприятиям;
- Подготовке к прививкам;
- Профилактике пограничных состояний (рахит, гипотрофия, анемия и т.д.);
- Устранению выявленных отклонений.
- Сделать запись в Ф № 112/у.
- О выявленных отклонениях в состоянии здоровья ребенка и матери информировать участкового педиатра.
ПЕРВЫЙ ПАТРОНАЖ НОВОРОЖДЕННОГО
Проводится совместно с врачом педиатром не позднее 2-го дня после вы-
писки ребенка из родильного дома, ребенку из группы риска – в 1-ые сутки.
Обратить особое внимание на:
режим матери и ребенка;
соблюдение гигиенических правил;
организацию грудного вскармливания и ухода за ребенком.
Подчеркнуть:
необходимость естественного вскармливания;
соблюдения режима кормления;
температурного и воздушного режимов;
проведения влажной уборки.
Показать матери:
как правильно кормить;
обрабатывать грудь;
прижигать пупочную ранку;
подмывать ребенка;
пеленать его
Обучить мать:
мероприятиям ухода за ребёнком80
Помочь матери:
организовать уголок ребенка.
ВТОРОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА ПРОВОДИТ-
СЯ НА 10-11 ДЕНЬ ЖИЗНИ
Тщательно осмотреть ребенка и проверить выполнение ранее данных реко-
мендаций.
Обратить внимание на значение естественного вскармливания и режима.
Рассказать матери о значении для ребенка прогулок на свежем воздухе.
Дать совет как одевать ребенка на прогулку в зависимости от времени года,
в какие часы и как долго следует гулять с ребенком.
ТРЕТЬЕ ПОСЕЩЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО НА 15-18 ДЕНЬ ЖИЗНИ
Осмотреть ребенка и проверить выполнение ранее данных рекомендаций по
вопросам режима, вскармливания, ухода.
Обратить внимание на вопросы профилактики рахита:
Рассказать о причинах возникновения рахита, его проявлениях и последст-
виях, методах специфической и неспецифической профилактики.
Подчеркнуть, что без соблюдения гигиенических условий внешней среды,
сбалансированного питания применение антирахитических средств оказыва-
ется неэффективным.
Объяснить матери, что ребенок во время получения витамина Д должен на-
ходиться под наблюдением медработников.
ЧЕТВЕРТОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО НА 21 ДЕНЬ ЖИЗ-
НИ РЕБЕНКА81
Совместно с врачом или самостоятельно назначить курс специфической
профилактики рахита.
Собственноручно дать ребенку витамин Д.
Объяснить матери технику и схему введения витамина Д.
Сделать запись в истории развития ребенка о начале курса специф. проф. ра-
хита. Указать дозировку.
Беседа: «Значение грудного вскармливания для правильного развития ре-
бенка, методы профилактики гипогалактии».
ПЯТОЕ ПОСЕЩЕНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО НА 28 ДЕНЬ РЕБЕНКА
Осмотреть ребенка, проверить уровень НПР, правильность проведения про-
филактики рахита.
Рассказать о нормах развития ребенка к концу первого месяца жизни.
Пригласить на профилактический прием маму с ребенком
Схема первого дородового патронажа
(выполняется в течение 10 – 14 дней с момент передачи сведений о бе-
ременной из женской консультации в детскую поликлинику)
Дата выполнения ---------------------------------------------------
Наблюдается в женской консультации № ---------------------
Ф. И. О. беременной------------------------------------------------
Адрес------------------------------------------------------------------
Возраст----------------------------------------------------------------
Профессия -----------------------------------------------------------
Место работы -------------------------------------------------------
Профессиональные вредности ----------------------------------
Прочие члены семьи, их здоровье ------------------------------
Бытовые условия, гигиена ----------------------------------------
Материальная обеспеченность -----------------------------------
Здоровье родителей и членов семьи ----------------------------
1. Туберкулёз___11
2. Венерические заболевания____
3. Нервно – психические заболевания___
4. Аллергические___
5. Наследственные____
6. Сердечно – сосудистые____
7. Эндокринные____
8. Онкологические____
Вредные привычки:
Алкоголизм отца: да, нет (подчеркнуть)
Алкоголизм матери: да, нет (подчеркнуть)
Курение отца: да, нет, количество сигарет в день -------------
Курение матери: да, нет, количество сигарет в день ----------
Применялись ли лекарственные средства (в какие сроки, указать какие)
--------------------------------------------------------------------------------------------
Акушерский анамнез:
Беременность по счёту -------------------
Закончились родами ---------------, живых детей -------------------------
Причины смерти ---------------------------------------------------------------
Выкидыши: да, нет (подчеркнуть), причина выкидыша --------------
Предполагаемый срок настоящей беременности -------------------------------
Дата взятия на учёт женской консультацией ------------------------------------
Течение беременности ----------------------------------------------------------------
Состояние здоровья -------------------------------------------------------------------
Самочувствие ---------------------------------------------------------------------------
Перенесённые острые заболевания в период беременности (какие, когда)
----------------------------------------------------------------------------------------------
Наличие анемии, показатели гемоглобина ---------------------------------------
Исключены ли профессиональные вредности: да, нет, с какого месяца ---
Соблюдается ли режим: да, нет, продолжительность прогулок -------------
Правильно ли организовано питание беременной с учётом рекомендаций
женской консультации ----------------------------------------------------------------12
Антенатальная профилактика рахита: УФО -----, гимнастика ---------------
Антенатальная профилактика анемии --------------------------------------------
Выводы медсестры по данному обследованию ---------------------------------
Вызов в школу матерей (дата) ------------------------------------------------------
Провести беседу с беременной по питанию, режиму, личной гигиене, подго-
товке к лактации ----------------------------------------------------------------
Схема второго дородового патронажа
(срок беременности 30 – 32 недели)
Выполнение данных ранее рекомендаций по режиму, питанию, соблюдению
личной гигиены -----------------------------------------------------------------------------
Самочувствие беременной ---------------------------------------------------------------
Осмотр молочных желёз и оценка готовности сосков к кормлению: да, нет
Обучение уходу за молочными железами --------------------------------------------
Приготовлены ли предметы ухода, аптечка и необходимые вещи к рожде-
нию ребёнка: да, нет
Проводится ли психофизическая подготовка к родам: да, нет
Рекомендации по организации комнаты или уголка для новорождённого -----
Приглашение посетить школу молодых матерей (сроки) --------------------------
Выводы медицинской сестры по данному обследованию --------------------------
Проведение беседы с родными по созданию благоприятного климата в семье
или беседы «Мы ждём ребёнка» ---------------------------------------------------------