Пример анализа диаграммы разброса
Методы менеджмента качества
План:
- Классификация методов менеджмента качества
- Методы контроля качества
- Методы управления качеством
- Классификация методов менеджмента качества
Метод – способ достижения конечных результатов деятельности.
Методы менеджмента качества | |
Методы контроля качества | Методы управления качеством |
1. контрольный листок 2. гистограмма 3. диаграмма разброса 4. диаграмма Парето 5. стратификация (расслоение) 6. диаграмма Исикавы 7. контрольная карта | 1. диаграмма сродства 2. диаграмма связей 3. древовидная диаграмма (дерево решений) 4. матричная диаграмма (таблица качества) 5. стрелочная диаграмма 6. диаграмма процесса осуществления программы 7. матрица приоритетов |
Основное назначение – контроль протекающего процесса и предоставление участнику процесса фактов для корректировки и улучшения процесса. | - позволяют облегчить задачу управления качеством при анализе различного рода фактов. |
Методы контроля качества
Контрольный листок –инструмент для сбора данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.
Контрольный листок является главным инструментом контроля качества, т.к. применение статистических методов всегда начинается со сбора исходных данных. Порядок сбора и регистрации данных таит в себе много возможностей допустить ошибки. Исключению возможностей таких ошибок способствует контрольный листок.
Контрольный листок – бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, соответственно которым можно заносить данные с помощью пометок или простых символов. Он позволяет автоматически упорядочить данные без их последующего переписывания.
При составлении контрольных листков следует обратить внимание на то, чтобы было указано, кто, на каком этапе процесса и в течение какого времени собирал данные, а также, чтобы форма листка была простой и понятной без дополнительных пояснений. Важно и то, чтобы все данные добросовестно фиксировались, с тем, чтобы собранная в контрольном листке информация могла быть использована для анализа процесса.
Контрольный листок
На основании собранных с помощью этих контрольных листков данных не представляет труда составить таблицу суммарных отказов:
По всем моделям | Число отказов | Процент от общего числа отказов |
Интегральные схемы | 6,8 | |
Конденсаторы | 65,2 | |
Сопротивления | 3,4 | |
Трансформаторы | 6,8 | |
Переключатели | 15,3 | |
Трубки | 2,5 | |
Итого |
Гистограмма – инструмент, позволяющий зрительно оценить закон распределения статистических данных.
Применяется для наглядного представления тенденции изменения наблюдаемых значений.
Гистограмма
Диаграмма разброса (рассеивания) – инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.
Эти две переменные могут относиться к:
- характеристике качества и влияющему на нее фактору;
- двум различным характеристикам качества;
- двум факторам, влияющим на одну характеристику качества.
Для выявления связи между ними и служит диаграмма разброса, которую также называют полем корреляции.
Построение диаграммы разброса выполняется в следующей последовательности.
Этап 1. Сбор парных данных (х, у), между которыми хотят исследовать зависимость, и расположение их в таблице (желательно не менее 25-30 пар данных).
Этап 2. Нахождение максимальных и минимальных значений для х и у. Выбор шкалы на горизонтальной и вертикальной осях так, чтобы обе длины рабочих частей получились приблизительно одинаковыми, тогда диаграмму будет легче читать.
Этап 3. Черчение графика и нанесение на него данных. Если в разных наблюдениях получаются одинаковые значения, указание этих точек.
Этап 4. Указание всех необходимых обозначений (названия диаграммы, интервал времени, число пар данных, название и единиц измерения для каждой оси, имя автора диаграммы).
Использование диаграммы разброса не ограничивается только выявлением вида и тесноты связи между парами переменных. Она может быть использоваться для выявления причинно-следственных связей показателей качества и влияющих факторов при анализе причинно-следственной диаграммы.
Так, с помощью диаграммы разброса очень удобно наблюдать характер изменения параметров качества во времени при воздействии тех или иных факторов.
Диаграмма разброса
Пример анализа диаграммы разброса
Метод стратификации (расслаивание данных) – инструмент, позволяющий произвести селекцию данных, отражающих требуемую информацию о процессе.
Наиболее простой и эффективный метод. В соответствии с этим методом производят расслаивание статистических данных, т.е. группируют данные в зависимости от условий их получения и производят обработку каждой группы данных в отдельности. Данные, разделенные на группы в соответствии с их особенностями, называют слоями – стратами, а сам процесс разделения на слои – рассеиванием – стратификацией.
Существуют различные методы расслаивания, применение которых зависит от конкретных задач.
Факторы расслаивания:
- расслаивание по исполнителям – по квалификации, полу, стажу работы и т.д.;
- расслаивание по машинам и оборудованию – по новому и старому оборудованию, марке, конструкции, выпускающей фирме и т.д.;
- расслаивание по материалу – по месту производства, фирме-производителю, партии, качеству сырья и т.д.;
- расслаивание по способу производства – по температуре, технологическому приему, месту производства и т.д.;
- расслаивание по измерению – по методу измерения, типу измерительных средств и их точности и т.д.
В результате расслаивания обязательно должны соблюдаться следующие два условия:
1. различия между значениями случайной величины внутри слоя (дисперсия) должны быть как можно меньше по сравнению с различиями ее значения в нерасслоенной исходной совокупности;
2. различие между солями (различия между средними значениями случайных величин слоев) должно быть как можно больше.
Диаграмма Парето – инструмент, позволяющий распределить усилия для разрешения возникающих проблем и выявить основные причины, с которых нужно начинать действовать.
В повседневной деятельности по контролю и управлению качеством постоянно возникают всевозможные проблемы, связанные, например, с появлением брака, неполадками оборудования, увеличением времени от выпуска партии изделий до ее сбыта, наличием на складе нереализованной продукции, поступление рекламаций. Разрешить эти проблемы и установить факторы, с которых нужно начинать действовать, позволяет диаграмма Парето.
Виды диаграмм Парето | |
по результатам деятельности | по причинам |
предназначена для выявления главной проблемы и отражает следующие нежелательные результаты деятельности: - качество: дефекты, поломки, ошибки, отказы, рекламации, ремонт, возвраты продукции; - себестоимость: объем потерь, затраты; - сроки поставок: нехватка запасов, ошибки в составлении счетов, срыв сроков поставок; - безопасность: несчастные случаи, трагические ошибки, аварии. | отражает причины проблем, возникающих в ходе производства, и используется для выявления главной из них: - исполнитель работы: смена, бригада, возраст, опыт работы, квалификация, индивидуальные характеристики; - оборудование: станки, агрегаты, инструменты, оснастка, организация использования, модели, штампы; - сырье: изготовитель, вид сырья, завод-поставщик, партия; - метод работы: условия производства, заказы-наряды, приемы работы, последовательность операций; - измерения: точность (указаний, чтения, приборная), верность и повторяемость (умение дать одинаковое указание в последующих измерениях одного и того же значения), стабильность (повторяемость в течение длительного периода), совместная точность, т.е. вместе с приборной точность и тарирование прибора, тип измерительного прибора (цифровой или аналоговый). |
Построение диаграммы Парето:
1. Классификация возникающих проблем по отдельным факторам (например, проблемы, относящиеся к браку или работе оборудования или исполнителя и т.п.).
- Какого типа проблемы необходимо исследовать?
- Какие данные надо собрать и как их классифицировать?
- Установить метод и период сбора данных
2. Сбор и анализ статического материала по каждому фактору, чтобы выяснить, какие из этих факторов являются превалирующими при решении проблем.
- Разработка контрольного листка для регистрации данных с перечнем видов собираемой информации.
- Заполнение листка регистрации и подсчет итогов.
- Разработка бланка таблицы для проверки данных.
3. Построение гистограммы в прямоугольной системе координат, где по оси абсцисс (х) откладывают равные отрезки, соответствующие рассматриваемым факторам, а по оси ординат (у) – величину вклада в решаемую проблему. При этом порядок расположения факторов таков, что влияние каждого последующего фактора уменьшается по сравнению с предыдущим. В результате получается диаграмма в виде столбчатого графика, столбики которого соответствуют отдельным факторам, являющимся причинами возникновения проблемы, и высота столбиков уменьшается слева направо.
4. Построение кривой Парето или диаграммы Парето, для этого суммируют последовательно высоту всех столбиков гистограммы и строят ломанную кумулятивную кривую.
Советы по построению диаграммы Парето:
1. Воспользуйтесь разными классификациями и составьте много диаграмм Парето. Суть проблемы можно уловить, наблюдая явление с разных точек зрения, поэтому важно опробовать различные пути классификации данных, пока не выявятся немногочисленные существенно важные факторы, что и служит целью анализа Парето.
2. Нежелательно, чтобы группа ”прочие” факторы составляла большой процент. Если такое происходит, значит, объекты наблюдения расклассифицированы неправильно и слишком много объектов попало в одну группу. В этом случае надо использовать другой принцип классификации.
3. Если данные можно представить в денежном выражении, лучше всего показать это на вертикальных осях диаграммы Парето. Если нельзя оценить существующую проблему в денежном выражении, само исследование может оказаться неэффективным. Затраты – важный критерий измерения в управлении.
Советы по использованию диаграммы Парето:
1. Если нежелательный фактор можно устранить с помощью простого решения, это надо сделать незамедлительно независимо от того, каким бы незначительным он ни был. Поскольку диаграмма Парето расценивается как эффективное средство решения проблем, следует рассматривать только немногочисленные существенно важные причины. Однако, если относительно неважная причина устраняется простым путем, это послужит примером эффективного решения проблемы, а приобретенный опыт, информация и моральное удовлетворение окажут большое воздействие на дальнейшую процедуру решения проблем.
2. Не упускайте возможности составить диаграмму Парето по причинам.
После выявления проблемы путем составления ДП по результатам важно определить причины возникновения проблемы, чтобы решить ее. Поэтому, если необходимо улучшение, важно составить ДП по причинам.
Диаграмма Парето.
Диаграмма Исикавы (причинно-следственная) – инструмент, позволяющий вывить наиболее существенные факторы (причины) влияющие на конечный результат (следствие).
Результат процесса зависит от многочисленных факторов, между которыми существуют отношения типа причина – следствие (результат). Определить структуру или характер этих многофакторных отношений можно путем систематических наблюдений. Диаграмма причин и следствий – средство, позволяющие выразить эти отношения в простой и доступной форме.
Диаграмма причин и результатов показывает отношение между показателем качества и воздействующими на него факторами.
Построение диаграммы Исикавы:
1. Определение показателя качества (тот результат, который необходимо достичь).
2. Написать выбранный показатель качества в середине правого края чистого листа бумаги. Слева направо провести прямую линию (”хребет”), а показатель заключить в прямоугольник. Написать главные причины, которые влияют на показатель качества, заключить в прямоугольник и соединить с ”хребтом” стрелками в виде ”больших костей хребта” (главных причин).
3. Написать (вторичные) причины, влияющие на главные причины (”большие кости”) и расположить их в виде ”средних костей”, примыкающих к ”большим”. Написать причины третьего порядка, которые влияют на вторичные причины, и расположить их в виде ”мелких костей”, примыкающих к ”средним”.
4. Проранжировать причины (факторы) по их значимости, использую для этого диаграмму Парето, и выделите особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
5. Нанести на диаграмму всю необходимую информацию: ее название, наименование изделия, процесса или группы процессов, имена участников процессов, дату и т.д.
Диаграмма Исикавы
2 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
12
1 – система причинных факторов;
2 – основные факторы производства;
3 – материалы;
4 – операторы;
5 – оборудование, включая инструменты;
6 – методы операции;
7 – измерения;
8 – процесс;
9 – следствие;
10 – параметры качества продукта;
11 – показатели качества;
12 - контроль процесса по фактору качества.
Качество продукта | Услуги | Функционирование системы заказов | ||||||
Потребители неудовлетворены | ||||||||
Выполнение заказов | Система распределения | |||||||
Услуги | Менеджеры | Неопытность | ||
Знание потребителя | ||||
Надежность | необученность | |||
плохая система | ||||
информации | ||||
обучение | ||||
ясные инструкции | результаты продажи | эксплуатационная информация | ||
Потребители неудовлетворены |
Контрольные карты – инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявляемых к процессу требований.
Все рассмотренные методы дают возможность зафиксировать состояние процесса в определенный момент времени. В отличие от них метод контрольных карт позволяет отслеживать состояние процесса во времени и более того – воздействовать на процесс до того, как он выйдет из-под контроля.
При построении контрольных карт на оси ординат (х) откладываются значения контролируемого параметра, а на оси абсцисс (у) – время взятия выборки (или ее номер). Контрольная карта состоит из трех линий.
Центральная линия представляет собой требуемое среднее значение характеристики контролируемого параметра качества.
Верхняя линия – верхний контрольный предел, нижняя – нижний контрольный предел. Эти линии представляют собой максимально допустимые пределы изменения значений контролируемой характеристики (показателя качества), чтобы считать процесс удовлетворяющим предъявляемым к нему требованиям. Если все точки, соответствующие выборочным средним значениям контролируемого параметра и его изменчивости, полученные по результатам обследования выборок, оказываются внутри контрольных пределов, не проявляя каких бы то ни было тенденций, то процесс рассматривается как находящийся в контролируемом состоянии. Если же, напротив, они попадут за контрольные пределы или примут какую-нибудь необычную форму расположения, то процесс считается вышедшим из-под контроля. Процесс считается контролируемым, если систематические составляющие его погрешности регулярно выявляются и устраняются, а остаются только случайные составляющие погрешностей.
Контрольные карты
Распределение выборочных данных
t | ||||
Абсолютные значения | ||||
контролируемого параметра | ||||
возрастают |
х-карта
● | ||||
● | ||||
● | ||||
х-карта указывает на смещение | ||||
● |
R-карта
R-карта не указывает на смещение | ||||
● | ● | |||
● | ● | |||
Для успешного внедрения на практике контрольных карт важно не только овладеть техникой их составления и ведения, но и научиться правильно читать карту. Контрольная карта помогает не только выявить несоответствие процесса требованиям потребителя, но и предвидеть возможности его появления в будущем.
В зависимости от вида показателя и цели различают семь типов контрольных карт: