Противопожарная профилактика в лесах

С целью предупреждения и профилактики природных пожаров ограничиваются площади их распространения, осуществляется эвакуация населения из опасной зоны, производится защита животного и растительного мира. Для обеспечения успешного тушения пожаров разработана и реализуется единая система государственных и общественных мероприятий, названная пожарной профилактикой.

Пожарная профилактика достигается:

- разработкой, внедрением и контролем за соблюдением пожарных норм, правил и ГОСТов;

- совершенствованием системы подготовки специалистов, населения, технических средств пожаротушения;

- проведением регулярных пожарно-технических обследований территорий и объектов;

- проведением пропаганды пожарно-технических знаний среди населения.

Выполнение противопожарных мероприятий обеспечивается всеми владе­льцами лесного фонда, а предприятия, учреждения и организации, деятель­ность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, также обязаны проводить мероприятия, направленные на охрану лесов.

Противопожарная профилактика в лесах предусматривает проведение ком­плекса мероприятий, направленных на предупреждение возникновения лес­ных пожаров, ограничение их распространения и создание условий для обес­печения успешной борьбы с ними.

Мероприятия по противопожарному устройству лесов проводятся на осно­ве планов, составленных при лесоустройстве, или специальных планов проти­вопожарного устройства лесной территории региона. При составлении указан­ных планов виды противопожарных мероприятий и объемы выполняемых работ по каждому лесхозу основываются на данных об уровне развития эконо­мики района, степени хозяйственного освоения лесов, интенсивности лесного хозяйства, фактической горимости лесов. На основе этих материалов все вла­дельцы лесного фонда разрабатывают годовые оперативные планы текущих противопожарных мероприятий. При этом учитываются происходящие изме­нения в лесном фонде, причины возникновения лесных пожаров, социаль­но-демографический состав виновников их возникновения, корректируется работа в соответствии с динамикой погодных условий.

В соответствии с Основами лесного законодательства Российской Федера­ции соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы власти районов в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними:

• ежегодно организуют разработку и выполнение учреждениями и организа­циями, на которые возложена охрана и защита лесов, и лесопользователями мероприятий по противопожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготовке и указанных предприятий, учреждений и орга­низаций к пожароопасному сезону;

• организуют широкое проведение противопожарной пропаганды, регуляр­ное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения ле­сов, соблюдение правил пожарной безопасности в лесах;

• оказывают содействие в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертоле­тов, используемых при выполнении работ по авиационной охране лесов, а также выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государствен­ных органов управления лесным хозяйством в качестве дежурного транс­порта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспорт­ных средств;

• ежегодно утверждают до начала пожароопасного сезона оперативные пла­ны борьбы с лесными пожарами;

МПС России, Минтранс России, Минсвязи России и Минэнерго Рос­сии обеспечивают проведение комплекса противопожарных мероприятий в пределах полос отвода вдоль федеральных автомобильных и железных дорог, а также охранных зон линий электропередачи и связи, магистральных нефте- и газопроводов, прилегающих к землям лесного фонда.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления:

- обеспечивают координацию действий организаций при проведении меро­приятий по борьбе с лесными пожарами и привлечение для тушения лес­ных пожаров населения, рабочих и служащих, а также противопожарной техники и транспортных средств этих организаций;

- изыскивают возможность оказания финансовой помощи территориальным органам МПР России для обеспечения охраны лесов от пожаров в периоды высокой пожарной опасности и создания резерва горюче-смазочных мате­риалов, техники и оборудования;

- обеспечивают выполнение мероприятий по защите от пожаров населенных пунктов и объектов экономики, расположенных в лесном фонде Россий­ской Федерации и на прилегающих к нему территориях;

- своевременно устанавливают в периоды высокой пожарной опасности ограничения и запреты на посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств;

- осуществляют контроль над подготовкой организаций к пожароопасному се­зону, а также за соблюдением противопожарных правил при проведении отжига травы и стерни на территориях, прилегающих к землям лесного фонда;

- проводят инвентаризацию земельных участков с наличием торфа на землях различных категорий для установления их потенциальной пожарной опас­ности и разработают совместно с заинтересованными федеральными орга­нами исполнительной власти планы действий по рекультивации и консер­вации выработанных и выведенных из эксплуатации месторождений торфа и их противопожарному обустройству;

- принимают меры по совершенствованию системы охраны лесов от пожаров на землях поселений. В 2003 году на тушение лесных пожаров было выделено 970 млн рублей из федерального бюджета и 19 млн 600 тыс. рублей выделили регионы. Отмеча­лось снижение финансирования противопожарных мероприятий из средств субъектов Федерации.

- устанавливают порядок привлечения населения, работников колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, рабочих и служа­щих, а также противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров;

- предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечи­вают их готовность к немедленному выезду в случае возникновения лесно­го пожара;

- обеспечивают координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожа­рами на территориях субъектов Российской Федерации, создавая в необхо­димых случаях специальные комиссии для этой цели.

На местах мероприятия по охране лесов от пожаров находятся в компетен­ции районных (городских) администраций, а их выполнение возложено на вла­дельцев лесного фонда. Практическое выполнение мероприятий по охране ле­сов от пожаров, в том числе по противопожарной профилактике от пожаров, предупреждению и пресечению нарушений, возложено на государственную лесную охрану и ее подразделения, а также ведомственную охрану.

Мероприятия по противопожарной профилактике в лесах подразделяют­ся на три основные группы:

- предупреждение возникновения лесных пожаров,

- ограничение распространения лесных пожаров,

- организационно-техниче­ские и другие мероприятия, обеспечивающие пожарную устойчивость лесного фонда.

Предупреждение возникновения лесных пожаров осуществляется посред­ством:

- лесной пропаганды и агитации,

- регулирования посещаемости лесов на­селением,

- контроля за соблюдением правил пожарной безопасности,

- органи­зационно-технических и лесоводственных мероприятий, снижающих вероят­ность возникновения пожаров.

Ограничение распространения пожаров заключается в повышении пожаро-устойчивости насаждений за счет регулирования состава древостоев, очистки их от захламленности и своевременного проведения выборочных и сплошных санитарных рубок и рубок ухода, очистки лесосек от порубочных остатков, противопожарного обустройства лесов, включающего создание системы про­тивопожарных барьеров, сети дорог и водоемов, а также в контролируемом вы­жигании не покрытых лесом участков лесного фонда.

Организационно-технические и другие мероприятия, повышающие пожар­ную устойчивость лесного фонда, заключаются в закреплении участков леса за населенными пунктами, организациями, предприятиями, подготовке мест­ного населения к работам по вопросам предупреждения, обнаружения, туше­ния лесных пожаров, строительство и ремонт противопожарных объектов, ра­бота с органами власти, арендаторами и т. д.

По времени и оперативности проведения профилактические мероприятия подразделяются на:

- плановые, выполняемые по заранее разработанному проек­ту, независимо от уровня текущей пожарной опасности (ПО) в лесу (противо­пожарная пропаганда, благоустройство лесной территории, устройство мине­рализованных полос, противопожарных дорог и водоемов),

- регламентированные текущим уровнем ПО в лесу (дежурство пожарных команд, регулирование посещаемости лесов населением, патрулирование и др.).

Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев (около 80%) лесные пожары возни­кают из-за неосторожного обращения людей с огнем во время отдыха или вы­полнения работ, государственные органы управления лесным хозяйством обя­заны обеспечить:

- широкое проведение лесопожарной пропаганды среди населения в насе­ленных пунктах, общественном транспорте, местах выполнения работ и массового отдыха людей по соблюдению правил пожарной безопасности;

- организацию лесной рекреации в целях сокращения неорганизованного притока людей, обеспечения пожарной безопасности в местах отдыха;

- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах, установление причин возникновения лесных пожаров, выявление наруши­телей и виновников возникновения лесных пожаров.

Лесопожарная пропаганда ведется для выполнения требований пожарной безопасности в лесу и формирования у населения более глубоких знаний о лесе, взаимодействия человека с лесом, необходимости активных действий по охране леса.

Рекомендуются следующие формы лесопожарной пропаганды:

- предприятиям, учреждениям, организациям в местах лесозаготовительных и других работ, а также в местах проведения культурно-массовых и иных мероприятий в лесу чтение лекций и бесед на темы о значении леса, необ­ходимости осторожного обращения с огнем и соблюдении других требова­ний пожарной безопасности в лесах. При этом особое внимание должно быть уделено вопросам о причинах возникновения пожаров в лесу и спосо­бах устранения этих причин, о порядке оповещения о пожарах в лесу рабо­тников государственной и ведомственной лесной охраны, милиции и мест­ных органов власти для организации тушения, о способах тушения лесных пожаров, в том числе о применении подручных средств. Передача таких лекций, докладов и бесед проводится также по местным радиотрансляци­онным сетям и телевидению;

- проведение индивидуальных бесед на указанные выше темы с занятыми в лесу рабочими, гражданами в населенных пунктах и отдыхающими в лесу, туристами, экскурсантами, школьниками и т. д.;

- создание кино- и видеофильмов, киноплакатов о вреде, наносимом лесны­ми пожарами, причинах возникновения лесных пожаров и мерах борьбы с ними. Организация широкого показа этих фильмов, киноплакатов в ки­нотеатрах, клубах, домах культуры, санаториях, домах отдыха и школах;

- опубликование в местной периодической и стенной печати выступлений, бесед, статей научных работников, работников государственной и ведомст­венной лесной охраны и других специалистов лесного хозяйства на указан­ные выше темы. Издание массовыми тиражами и распространение плака­тов, листовок и других материалов печатной пропаганды;

- размещение у дорог, на участках, где ведутся работы, в местах отдыха тру­дящихся в лесу периодически обновляемых плакатов и объявлений, предупреждающих о пожарной опасности в данное время, о необходимости заботливого отношения к лесам, осторожного обращения с огнем и выпол­нения других требований пожарной безопасности в лесах. Изготовление, размещение у дорог и распространение в населенных пунктах лесопожарных эмблем, мобилизующих внимание на предупреждение лесных пожаров;

- ежедневная передача по местному радио в течение всего пожароопасного се­зона сведений о пожарной опасности в лесах одновременно с метеосводками и прогнозами, а начиная с III класса пожарной опасности по условиям пого­ды — систематическая передача соответствующих предупреждений в населен­ных пунктах, пригородных поездах, автобусах, троллейбусах и на железнодо­рожных станциях, пристанях водного транспорта в лесных районах, а также с помощью мегафонов и звукоусилительных устройств на автомашинах, само­летах и вертолетах при наземном и авиационном патрулировании; изготовление и распространение наклеек на спичечных коробках и других предметах массового потребления с соответствующими рисунками и тек­стами, содержащими призывы к сбережению лесов и предупреждению лес­ных пожаров; использование для распространения таких призывов штам­пов для печатания соответствующих текстов на конвертах в почтовых отделениях и т. п.;

- противопожарная пропаганда через световые газеты, агитационные авиа­рейсы, проведение телевизионных и редакционных встреч «За круглым столом», «Служба-01», «Русский лес и его охрана» и другие; организация при конторах лесхозов, лесничеств и других работающих в ле­сах предприятий, учреждений, организаций, в сельских клубах, школах и т. д., а также в местах массового отдыха трудящихся в лесу выставок и устройство стендов по вопросам о значении леса, вреде, наносимом лесам пожарами, способах и средствах предупреждения лесных пожаров и борьбе с ними.

Противопожарная пропаганда, разъяснительная и воспитательная работа среди населения может производиться и в иных формах, обеспечивающих ее доходчивость до широких масс сельского и городского населения.

Лесхозы обязаны обеспечить постоянный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, находящихся в их ведении.

Для осуществления контроля за соблюдением правил пожарной безопасно­сти в лесах и выполнением установленных противопожарных мероприятий лесхозы организовывают постоянное наблюдение в местах лесозаготовитель­ных и других работ в лесах, а также патрулирование лесов по дорогам и на уча­стках, наиболее посещаемых населением.

Патрулирование производится по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров, периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения. В первую очередь патрулирование лесов обеспечива­ется в участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности.

По мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватываются участки, отнесенные к последующим классам.

Патрулирующие обеспечиваются средствами транспорта (мотоцикл, мопед, велосипед, автомашина, мотолодка, катер, верховая лошадь и др.), имеют при себе ранцевые огнетушители, противопожарный инвентарь и средства радио­связи.

В период высокой пожарной опасности по условиям погоды (IV класс и выше) рекомендуется создавать у дорог при въездах в лес контрольные посты с целью предупреждения водителей транспорта, а также граждан о соблюдении правил пожарной безопасности при нахождении в лесах.

В районах, где осуществляется авиационное патрулирование лесов, наряду с проводимой с борта самолетов или вертолетов противопожарной пропаган­дой с помощью звукоусилительных установок, должно также осуществляться наблюдение с воздуха за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах с передачей через звукоусилительную установку требований о прекращении нарушений.

При обнаружении нарушений правил пожарной безопасности в лесах рабо­тники лесной охраны принимают меры к прекращению нарушений, составля­ют протокол по установленной форме и передают его в лесничество или непо­средственно лесхозу для привлечения виновных к ответственности в соответст­вии с Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации.

При невыполнении предприятиями, организациями, учреждениями и дру­гими лесопользователями требований лесхозов о прекращении нарушений правил пожарной безопасности в лесах местные органы власти, по представлению лесхозов, могут приостанавливать работу в лесу на участках и объектах, где допущены нарушения до их устранения.

Предупреждение и ограничение распространения пожаров в лесах достига­ется проведением мероприятий по повышению пожароустойчивости лесов пу­тем регулирования их состава, санитарных рубок и очистки их от захламленно­сти, а также путем создания на территории лесного фонда системы противопо­жарных барьеров, ограничивающих распространение возможных пожаров, устройства сети дорог и водоемов, позволяющих быстрее обеспечить их лока­лизацию.

Особое внимание уделяется созданию системы противопожарных барье­ров, которые должны разделить пожароопасные хвойные лесные массивы на изолированные друг от друга блоки разной величины.

В зависимости от назначения, устраиваются лесохозяйственные и противо­пожарные лесные дороги. Лесохозяйственные дороги устраиваются в основ­ном в освоенных лесах с интенсивным ведением лесного хозяйства в участках, где эти дороги необходимы не только для борьбы с лесными пожарами, но и для других нужд лесного хозяйства и будут широко использоваться. Устрой­ство таких дорог осуществляется в соответствии с типовыми проектами, рас­считанными на обеспечение свободного проезда всех видов автотранспорта для перевозки противопожарных грузов, оборудования, лесокультурного ин­вентаря, древесины и пр. Дороги противопожарного назначения устраиваются в дополнение к имеющейся сети лесных дорог, чтобы обеспечить проезд авто­транспорта к участкам, опасным в пожарном отношении, и к водоемам. Все лесные дороги строятся таким образом, чтобы они одновременно служили пре­градами распространению возможных низовых пожаров и опорными линиями при локализации действующих очагов.

Для эффективного использования при борьбе с лесными пожарами средств водного пожаротушения проводится соответствующая подготовка естествен­ных водоисточников (речек, озер и т. п.) и строительство специальных искус­ственных водоемов. Подготовка естественных водоисточников для целей по­жаротушения заключаются в устройстве к ним подъездов, оборудовании специальных площадок для забора воды пожарными автоцистернами и мото­помпами, а в необходимых случаях также в углублении водоемов или создании запруд. Эффективный запас воды в лесных противопожарных водоемах должен быть в самый жаркий период лета не менее 100 куб. м.

Предусматривается также проведение организационно-технических меро­приятий, в основной состав которых входят:

- разработка и представление на утверждение органам власти мероприятий по пожарной профилактике, противопожарному обустройству и подготов­ке предприятий, учреждений и организаций, на которые возложена охрана лесов к противопожарному сезону;

- разработка и представление на утверждение органам власти оперативных планов борьбы с лесными пожарами;

- проведение совещаний-семинаров государственной и ведомственной лес­ной охраны, а также организация подготовки руководителей тушения лес­ных пожаров из числа работников наземной и авиационной охраны лесов;

- устройство временных посадочных площадок для вертолетов и учет естест­венных площадок, пригодных для посадки вертолета;

- устройство пунктов приема донесений от авиации, пунктов сосредоточе­ния пожарного инвентаря;

- согласование с органами власти разрешений на проведение ранней весной и поздней осенью контролируемого выжигания напочвенного покрова в целях предупреждения возникновения и распространения лесных пожа­ров в районах, подверженных возникновению ранневесенних лесных и других пожаров;

- проведение за одну - две недели до установления класса пожарной опасно­сти по условиям погоды облетов территории с целью контроля подготовки лесного фонда к пожароопасному сезону и соблюдения организациями, предприятиями, лесопользователями и другими работающими или имею­щими в лесу свои объекты требований пожарной безопасности. В состав противопожарной профилактики в лесах входит также регламента­ция работы лесопожарных служб.

В целях уменьшения риска возникновения чрезвычайных ситуаций и снижения возможного ущерба, обеспечения безопасности населения и устойчивого функционирования объектов экономики в пожароопасный период ежегодно принимаются следующие меры:

- проводится уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и торфяными пожарами, организации взаимодействия с привлекаемыми силами и средствами территориальных подсистем РСЧС конкретных территорий;

- поддерживается готовность личного состава и техники сводных мобильных отрядов, специальной техники, оснащения и вооружения, средств связи и оповещения к работам по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными и торфяными пожарами;

- уточняются объёмы и состав резервных запасов ГСМ, продовольствия, медикаментов, средств пожаротушения и других необходимых материально-технических средств.

Начальники (руководителям) органов, специально уполномоченных выносят на рассмотрение комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней вопросы:

- планирования и организации выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации лесных и торфяных пожаров в текущем году, определив конкретных исполнителей, с указанием сроков, периодичности и порядка контроля исполнения (ограничение доступа в пожароопасный период лесные массивы населения и транспортных средств, вырубка сухостоя, устройство минерализованных полос, пропаганда защиты лесов через СМИ и т.п.);

- обеспечения в течение пожароопасного периода проверок содержания защитных полос вдоль автомобильных и железных дорог, линий электропередачи и связи, магистральных нефте- и газопроводов;

- своевременного выявления, разведки и локализации очагов пожаров, особенно торфяных;

- уточнения необходимых объемов и номенклатуры запасов материально - технических средств и финансовых ресурсов на ликвидацию возможных ЧС и первоочередное жизнеобеспечение населения;

- проведения комплекса мер по обеспечению населенных пунктов, попадающих в районы наибольшего риска возникновения пожаров, гарантированной связью, запасами воды и пожарного инвентаря с его подворовым распределением;

- организации оповещения населения поселков, городов, районов, организаций о надвигающейся опасности с использованием средств массовой информации, средств звуковой и световой сигнализации, подвижных средств оповещения, подворового обхода и т.п.;

- проведения комплекса мер по подготовке населения к экстренной эвакуации в безопасные районы, установки и доведения до сведения каждого жителя сигналов об экстренной эвакуации и порядка действий по ним;

- создания в регионах и субъектах Российской Федерации систем взаимного информирования по изменению обстановки в угрожаемый период и в период возникновения чрезвычайных ситуаций;

- широкого освещения в средствах массовой информации вопросов предотвращения пожаров лесов и торфяников, защиты населения, жилья и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций, связанных с ними;

- обеспечения работы оперативных штабов и готовности выездных оперативных групп;

- проверки систем оповещения членов оперативных штабов и комиссий по чрезвычайным ситуациям, организации тренировок по их сбору;

- обеспечения взаимодействия с правоохранительными и следственными органами по вопросам выявления лиц, виновных в возникновении и распространении лесных пожаров для привлечения их к ответственности;

- разработки памяток администрациям посёлков (деревень, сёл, организаций) о порядке действий администрации в случае возникновения (распространения) на их территориях лесных и торфяных пожаров и доведения их до каждого руководителя местного самоуправления;

- недопущения отжига сухой травы на сельскохозяйственных землях, особенно на участках садовых товариществ и дачных посёлков;

- обеспечения с началом пожароопасного периода постоянного мониторинга лесных массивов в пределах подведомственных территорий.

Наши рекомендации