Квалификация при добровольном отказе от совершения преступления

1. В процессе расследования и судебного рассмотрения уголовных дел нередко приходится производить уголовно-правовую квалификацию неоконченной преступной деятельности, когда виновному не удается довести до конца задуманное преступление. Преступная деятельность прерывается на одном из этапов ее развития по причинам, не зависящим от виновного.

Для того чтобы при квалификации отразить тот факт, что преступление не было завершено, нужно дополнительно к статье Особенной части уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК РК) сослаться также и на статью 24 УК РК (приготовление или покушение).

Высказывалось мнение, что в качестве первой стадии развития преступной деятельности следует считать стадию обнаружения умысла т.е. выраженное вовне словесно, письменно или путем конклюдентных действий лица совершить преступление (профессор А.А. Пионтковский).

Правильная квалификация преступления должна отразить степень незавершенности преступного деяния. Это нужно, как для точной оценки содеянного, так и для назначения виновному справедливого наказания.

Проблема квалификации неоконченной преступной деятельности включает в себя, во – первых, отграничение приготовления, покушение от оконченного преступления и, во – вторых, разграничение приготовления и покушения.

При отграничении неоконченной преступной деятельности от оконченного преступления следует помнить, что оконченное преступление содержит в себе все признаки, указанные в соответствующей статье УК. При неоконченном преступлении всегда недостает каких-то элементов объективной стороны, в первую очередь, вредных последствий. При этом последствий, которые указаны в диспозиции закона в качестве необходимого признака состава оконченного преступления данного вида.

При квалификации неоконченной преступной деятельности имеется ввиду, что приготовление и покушение наказуемы в силу того, что они ставят в опасность, создают угрозу причинения вреда правоохраняемому объекту.

Однако следует помнить, что в отдельных случаях приготовительные действия или покушение могут носить характер, что они образуют состав самостоятельного оконченного преступления.

Это когда производится приготовление или покушение на одно преступление, в тоже время посягательство идет и на какой-либо иной родовой объект (например, нож для убийства: «жизнь либо хранение»).

Определение момента юридического окончания преступного деяния – важный элемент законодательной техники (важен вид состава: формальный, усечённый, материальный).

В оконченном преступлении имеется единство умысла и реального общественно-опасного действия.

Необходимо различать покушение на негодный объект, покушение негодными средствами и оконченное преступление.

Если несовпадение между задуманным, планируемым преступлением и реально совершенным не носит столь существенного различия, достигнутый преступный результат однороден: действия виновного должны квалифицироваться как состав оконченного преступления (Например, совершение кражи вместо предполагаемых 1000 тенге, украл 200 тенге).

Если виновному не удалось осуществить свое намерение о совершении квалифицированного вида преступления, налицо неоконченная преступная деятельность (Например, попытка убийства двух или более лиц, а оказалось простое убийство).

При квалификации общественно опасных деяний следует иметь ввиду, что о неоконченной преступной деятельности можно говорить лишь применительно к определенным видам преступлений.

Во – первых, невозможность приготовления и покушения может быть обусловлена особенностями объективной стороны преступления. В частности если законодатель определил преступление как чистое бездействие. При бездействии исключается приготовление и покушение.

Во – вторых, приготовление и покушение невозможны при совершении неосторожных преступлений.

2. Институт добровольного отказа имеет важное значение при квалификации преступлений. Он на практике реализует принцип гуманности.

Добровольный отказ – это окончательный отказ лица по собственной воле от продолжения преступной деятельности при осознании лицом фактической возможности довести преступление до конца.

УК РК в ст. 26 предусматривает Добровольный отказ от преступления, где говорится: «Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности лишь в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит состав иного преступления».

Применяя институт добровольного отказа необходимо четко установить, от доведения до конца какого именно преступления отказалось то или иное лицо.

Для применения добровольного отказа необходимо два условия:

1) Преступление еще не доведено до конца;

2) Лицо добровольно отказывается завершить начатое преступление.

Первое условие подчеркивает, что допускается возможность добровольного отказа на любой стадии неоконченного преступления то есть до того момента, пока совершенное деяние еще нельзя квалифицировать в качестве оконченного преступления.

При этом нужно учесть специфику квалификации в случае: если задуманный вредный результат должен быть действительно предотвращен. Причем возможны ситуации, когда лицу, несмотря на все его усилия, не удается предотвратить наступление вредных последствий. Здесь могут быть два варианта:

1) попытка предотвратить последствия оказалась полностью безуспешной;

2) предотвращающие действия лица оказались частично успешными – наступили значительно менее тяжкие вредные последствия по сравнению с задуманными виновным.

Квалификация неоконченной преступной деятельности при добровольном отказе зависит и от того совершено ли преступление одним лицом или в соучастии.

Так организатор и подстрекатель не подлежат уголовной ответственности, если эти лица сообщением государственным органам или иными предпринятыми мерами предотвратили доведения преступления до конца. Пособник преступления не подлежит уголовной ответственности, если до окончания исполнителем преступления откажет ему в заранее обещанном содействии или устранит результаты уже оказанной помощи, то есть нужно различать неудавшееся пособничество и активное противление действиям исполнителя.

Если действия организатора и подстрекателя не привели к предотвращению преступления исполнителем, то предпринятые ими меры могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами при назначении наказания.

При квалификации также нельзя путать добровольный отказ от деятельного раскаяния. При деятельном раскаянии лицо не подлежит уголовной ответственности только в случае, специально предусмотренном в статье Особенной части УК.

Наши рекомендации