Анализ образов персонажей как методический прием
В начальной школе на первом плане всегда остаются образы персонажей. Анализ образа персонажа всегда проводится в сопоставлении его с другими образами произведения: персонажами, пейзажами и т.д., — а не изолированно.
Осознать характер персонажа, мотивы и последствия его поступков— одна из главных задач читателя. Это невозможно сделать, если не обратиться к способам создания образа персонажа в системе его связей с другими образами и способам выражения отношения к нему как автора, так и других персонажей (композиционный и стилистический анализ). Составляющие образа персонажа:: портрет героя (описания внешности), речь, его поступки, внутренний мир, взаимоотношения с другими персонажами, т.е. его характер.
В основе анализа образа персонажа[15] — анализ композиции и стиля. Эти виды литературоведческого анализа никогда не являются самоцелью при изучении литературы в школе — они выполняют вспомогательную функцию в осознании образа персонажа и образа автора, их точек зрения.
Этапы работы над образом персонажа
1. Эмоциональное частично-мотивированное восприятие — выявление читательских впечатлений и оценок, вызванных образом персонажа.
2. Аналитическое восприятие:
- выделение основных черт характера персонажа с помощью анализа текста;
- выявление авторского отношения к персонажу;
- выделение типичного и индивидуального в образе персонажа.
3. Целостное восприятие образа:
- коррекция первых впечатлений и оценок;
- выявление роли персонажа в структуре произведения (сопряжение с авторской идеей).
Виды деятельности, в которых реализуется прием анализа образов персонажей:
- выявление поступков героя (план);
- выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя;
- анализ портрета героя;
- анализ речевой характеристики героя;
- расшифровка мимики, жестов, интонаций героя с целью выявления его внутреннего состояния;
- составление «партитуры» чувств, переживаний героя и сопоставление динамики его эмоций с обстоятельствами действий и поступками, которые он совершает;
- выявление отношения героя к природе, сравнение пейзажа с внешним и внутренним состоянием героя;
- устное словесное рисование: портреты героя в разные моменты его действий и состояний; описание сцен, в которых принимает участие герой;
- выявление отношения героя к другим персонажам и других персонажей к герою;
- сравнение поведения, мыслей и чувств героя с поведением, мыслями и чувствами других персонажей;
- выявление авторского отношения к герою: нахождение авторских ремарок, в которых содержатся прямые оценки героя или его поступков, нахождение косвенных приемов выражения авторского отношения к герою, составление плана для выявления изменений в отношении к герою читателя и других персонажей;
- составление плана-рассказа о герое;
- выразительное чтение по ролям;
- составление рассказа от лица героя или о герое от имени какого-либо персонажа с целью осмысления его характера и идеи произведения.
Формулировкивопросов и заданийдля анализа образов природы:
1. С какой целью автор включает в повествование описание природы?
2. Какое настроение создает у читателя этот пейзаж?
3. С чьей точки зрения он дан?
4. Какие детали выделяет повествователь? Что этот факт говорит о его настроении, характере, об отношении к миру и людям?
Формулировкивопросов и заданийдля анализа образов жилищ:
1. С какой целью автор включает в повествование описание жилища?
2. Чьими глазами дано это описание?
3. Какие детали жилища привлекают внимание повествователя?
4. Какое настроение создает это описание?
5. Что можно сказать об обитателе этого жилища по описанию помещения?
6. Как автор относится к хозяину жилища? Почему вы так считаете?
Формулировки вопросов и заданий для анализа образа автора:
1. От чьего лица ведется повествование?
2. Как автор относится к ...? Что в тексте помогает это увидеть и понять?
3. Одобряет ли автор поступок героя? Почему вы так считаете? Какие слова и выражения нам об этом говорят?
4. С какой целью автор помещает в текст описания природы и т. п.?
5. Нравится ли автору (что-либо)? Почему вы так считаете?
6. Разделяет ли автор позицию героя? Почему вы так думаете?