Работа над осознанностью чтения
а) работа над осознанность чтения в начальных классах
Средней школы
Осознанность - понимание прочитанного.В методике термин употребляется в двух значениях:
- применительно к овладению самим процессом чтения;
- применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).
Осознанное чтение в первом значении - это сознательное выполнение ребенком необходимых операций, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.
Осознанное чтение во втором значении - многоуровневыйтермин по содержанию:
- первый уровень предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста. Первый уровень часто совпадает с аналитическим этапом становления навыка чтения;
- второй уровень сознательного восприятия текста предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейно-художественного содержания, образной системы, художественных средств (осмысление значения каждой языковой единицы текста), а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому;
- третий уровень сознательного чтения - когда читатель сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности, т.е. осознает себя как читателя.
На уроке чтения должен состояться диалог между автором произведения и читателем-учеником. Для этого неопытному читателю нужно помочь:
- подготовиться к восприятию текста;
- понять форму и содержание произведения;
- выработать свое собственное отношение к читаемому.
Подготовка учащихся к восприятию произведения:
Беседаиспользуется в том случае, если дети уже владеют определенными знаниями по теме чтения и у них есть по этой теме минимальный читательский опыт:
- например, в III классе детям предстоит чтение басен И.А.Крылова. Во вступительной беседе учитель актуализирует имеющиеся знания детей, обращаясь к их читательскому опыту, приобретенному во II классе;
- в беседе следует опираться и на личный житейский опыт детей. Допустим, перед чтением рассказа Л.Толстого «Котенок» уместно предложить учащимся рассказать о своем домашнем животном, о том, как они ухаживают за ним, как к нему относятся.
Рассказ учителяцелесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало. Особенно это уместно при чтении произведений, например, на историческую тему, так как жизненный опыт детей мал и сведения из истории у них ограничены или отсутствуют.
Иногда необходимо сочетание беседы и рассказа учителя. В IV классе системы I-IV дети знакомятся с новым для них фольклорным жанром - былиной. При подготовке к восприятию текстов былин уместно вспомнить с детьми, что они знают об устном народном творчестве, какие жанры читали, чем они интересны, в чем их специфические черты. После такой беседы, актуализирующей знания детей, следуетрассказ учителя о былине как особом фольклорном жанре.
Словарная работадолжна обязательно присутствовать на уроке чтения.
В структуре урокасловарная работа может присутствовать или на подготовительном этапе, или на этапе анализа произведения. Учителю важно знать 1) из каких элементов складывается словарная работа, и 2) уметь отбирать слова для каждого названного этапа урока.
Компоненты словарной работы:лексическая работа; работа по предупреждению ошибочного чтения; работа над изобразительно-выразительными средствами.
На подготовительный этап отбираются:
- трудночитаемые слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных. В III—IV классах, когда навык чтения детей соответствует синтетическому этапу или даже этапу автоматизации, этот компонент словарной работы уже не нужен;
- слова с неизвестным лексическим значение, и незнание может повлечь за собой непонимание общего смысла текста.
Например, если третьеклассники не знают, что такое мачта парусного судна, они не смогут понять весь драматизм ситуации рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок». Однако не нужно объяснять детям все непонятные слова, т.к. лексическое значение некоторых непонятных слов раскрывается в контексте.
Для объяснения значения слов могут быть использованы приемы (учитель должен уточнить лексическое значение слова по словарю):
- объяснение значения слова путем подбора синонимов;
- объяснение значения через антоним;
- объяснение значения через развернутое описание;
- объяснение значения слова путем показа предмета, его изображения;
-объяснение значения слова через его словообразовательный анализ;
- выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или
по толковому словарю[8].
На подготовительном этапе (для «вхождения» в тему и эмоционального настроя) рекомендуется применять дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме; показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото; прослушивание музыкальных произведений или отрывков из них.
Для повышения роли ученика в подготовке к чтению текстанадо проводить целенаправленную работу. Например, предстоит читать рассказ Б.Житкова «На льдине»[9].
Сначала проводим работу с названием произведения.
Учитель: Кто автор рассказа, который будем читать?
Д е т и: Борис Житков.
У.: Какие его произведения вы уже читали?
Д.: «Как слон спас хозяина от тигра», «Галка», «Обвал».
У.: О чем обычно пишет Борис Житков?
Д.: О необыкновенных событиях.
У.: В книгах Бориса Степановича Житкова можно прочитать удивительные истории об интересных и смелых людях, о дальних странах и путешествиях, об опасных приключениях и отважных поступках. Прочитайте заглавие рассказа.
Д.: «На льдине».
У.: О чем может идти речь в этом рассказе?
Д.: Наверное, будем читать о каком-то событии, которое произошло зимой. Видимо, кто-то оказался на льдине, что-то случилось с героями на льдине.
Предварительное рассматривание иллюстраций поможет уточнить предположения о теме предстоящего чтения.
У.: Что изображено на иллюстрации?
Д.: Льдина, со всех сторон окруженная водой. На льдине - люди, в небе -самолет. Люди машут ему руками и что-то кричат. Наверное, хотят, чтобы их заметили. Летчик увидел их, так как с самолета сбрасывают мешок. Наверное, в нем необходимые вещи, продукты. Людям на льдине помогут.
Для определения «горизонта ожиданий» - определения ориентирующих слов, полезно смотреть, как напечатан текст в хрестоматии: разделен ли он на части, снабжен ли подзаголовками, есть ли к нему вопросы. Следует приучить детей прочитывать первое и последнее предложения текста или каждой части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят на диалог с текстом.
В рассказе «На льдине»: первое предложение: Зимой море замерзло(«Будем читать о зиме, о море. То, что описано в произведении, случилось в море, на льдине»); последнее предложение: Летчик нашел рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти(«Будем читать о рыбаках, им помогли летчик и капитан парохода»); вопросы по тексту в книге:
1. Расскажи, что случилось с рыбаками («Будем читать о случае с рыбаками»).
2. Как ты думаешь, зачем Андрей поставил на льдине флаг? («Узнаем, кто такой Андрей; зачем и как он установил флаг на льдине»).
Общий вывод может звучать так: «Мы будем читать о том, как зимой на море рыбаки попали на льдину, что с ними случилось. Узнаем, кто такой Андрей, как рыбаков нашел летчик и как им помог капитан парохода».
Такой вид работы задает читателю определенный тип деятельности с текстом. Затем ребенок сможет повторить все действия самостоятельно, без посторонней помощи. Такие действия помогут учащимся подготовить себя к восприятию произведения. Без использования приемов работы второй группы ребенка можно научить озвучиванию текста, но сформировать читателя нельзя.
На заключительном этапе работы с текстом следует использовать приемы, помогающие ребенку осознать свое собственное отношение к прочитанному: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение. Все виды деятельности предлагаются учащимся после анализа произведения.
Чтение по ролям применяется при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Детей для чтения диалога надо подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. После этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключение эпизод читается по ролям учениками, вызванными к доске.
Пересказ текста - упражнение для развития как логического, так и образного мышления.
С точки зрения ребенка, пересказывать текст «просто так» бессмысленно. Можно предложить учащимся представить, что сказку - они хотят рассказать своим младшим братьям и сестрам; а понравившийся рассказ - посоветовать прочитать товарищу или поделиться впечатлениями о прочитанном произведении с мамой и бабушкой.
Для пересказа нужно составить план:
1) подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;
2) определить, на сколько частей можно разделить текст;
3) сказать, о чем будет говориться в каждой части;
4) предложить озаглавить каждую часть;
5) выбрать (обсудив) оптимальный вариант заглавий.
Следует соблюдать единую синтаксическую конструкцию заглавий. Работа по выбору заглавий может проводиться поэтапно:
- самая простая форма - вопросы к каждой части текста;
- затем нужно учить составлять заголовки в форме двусоставных предложений;
- после этого можно использовать для заголовка назывные предложения;
- в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста.
Не надо смешивать в работе над планом два учебных действия:
- деление текста на части и выделение в них главного;
- формулирование заголовков каждой части.
После завершенияработы над планом предложить детям подумать:
- зачем план составлялся (для продуктивного пересказа);
- чем может помочь при пересказе каждый пункт плана (поможет выделить главное в каждой части, соблюдать последовательность при рассказе).
Типы пересказа:подробный; близкий к тексту; выборочный; краткий; творческий.
Подробный пересказ- наиболее доступный детям вид пересказа: он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. Учитель должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запоминание текста.
Пересказ, близкий к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием.
Рекомендуется обратить внимание детей на особую лексику произведения и поэтические приемы (образы): слова и обороты из текста, синтаксические конструкции, включать их в пересказ. Критерий оценки - умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоциональный тон произведения, воспользовавшись изобразительно-выразительными средствами.
Выборочный пересказ удобен, если надо:
- привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, например к кульминации повествования;
- учить маленьких читателей вычленять в произведении отдельные события;
- помочь проследитьотдельные мотивы;
- отобрать материал для характеристики героя и т.п.
Удачным следует считать тот пересказ, в котором наиболее точно выполнена указанная учебная задача.
Краткий пересказ - наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи.
Два варианта работы над сокращением текста:
- логическая переработка текста, основанная на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;
- расширении составленного плана до объема «малого текста».
Учитель должен обращать внимание на сохранение идейной направленности произведения при пересказе, логическую последовательность и взаимосвязь отобранных отрывков, а также на их речевое оформление.
б) Осознанность чтения (коррекционная школа 8 вида)
Осознанность чтения является основным качеством, при овладении которым достигается наиболее полное понимание информационной, смысловой и идейной сторон текста.
В коррекционной школеважную роль в достижении осознанности чтения играют те же виды занятий, что и в массовойшколе, а именно: подготовка учащихся к восприятию текста, словарная работа, выразительное первоначальное чтение произведения педагогом или детьми, вторичное чтение текста школьниками, анализ прочитанного при повторном чтении, составление плана, пересказ, работа над выразительными средствами художественного произведения, характеристика героя, обобщение прочитанного материала.
Однако в коррекционной школе эти виды работы имеют свою специфику- подготовка учащихся к восприятию текста не может ограничиваться предварительной беседой:
- в младших классах подготовительная работа часто требует создания наглядной конкретной ситуации, лежащей в основе текста: экскурсии в природу, на производство, демонстрация натуральных предметов, картинок, изготовление макетов, анализ возможной ситуации имеют первостепенное значение для правильного понимания читаемого. В ряде случаев подготовку можно проводить в виде беседы, в процессе которой будут актуализироваться и уточняться имеющиеся в опыте детей представления, понятия, устанавливаться связи между уже знакомым материалом и новым;
- в старших классах характер подготовки учащихся к чтению художественных произведений несколько меняется: основными средствами наглядности в процессе подготовки к чтению в старших классах служат картины, кино-, видео- и диафильмы, экскурсии в музеи, к памятным местам и др.Это связано, во-первых, с ростом познавательных возможностей школьников и, во-вторых, с особенностями текстов, которые им предлагаются. Часто литературная ситуация, причинная зависимость явлений бывают далеки от жизни детей и окружающих их взрослых. Естественно, что при усвоении таких произведений школьники не могут опираться на наглядно-практическую деятельность и собственный опыт. Несравненно большую роль в раскрытии такой ситуации играет слово и прежде всего образный рассказ учителя, сопровождаемый демонстрацией наглядных пособий.
Не менее важна для понимания читаемого словарная работа, которую следует проводить на разных этапах урока. При этом для каждого этапа отбирают не более двух-четырех слов. В противном случае дети не усваивают их семантики. Значения слов, несущих большую смысловую нагрузку в тексте и совершенно незнакомых школьникам, учитель объясняет в процессе подготовительной работы. Ряд слов анализируется во время подготовительных упражнений к правильному чтению (1—3-й классы) или на специальном этапе словарной работы после чтения текста учителем. Значения других слов и образных выражений разбираются во время чтения текста или его анализа. К объяснению педагог привлекает детей. Более того, необходимо приучить школьников самостоятельно выбирать из текста незнакомые слова и спрашивать учителя или товарищей об их смысле. Выработка этого навыка требует от педагога настойчивости и терпения, так как умственно отсталые дети часто не замечают непонятные для них слова. Вместе с тем развитие самостоятельности школьников способствует повышению уровня осознанности в работе над текстом.
Особенно сложен в специальной школе анализ изобразительных средствхудожественного произведения:общее недоразвитие абстрактного мышления затрудняет перенос признаков с одного явления на другое, а недостатки образного мышления, обедненность конкретного чувственного опыта детей не позволяют им ясно представить то, что описывается в произведении.
Умственно отсталым детям оказывается недостаточнымпросто объяснить значение и роль выразительных средств в тексте, им необходиманаглядность в широком смысле слова:
- сравнение слов, употребленных в прямом и переносном значениях (в процессе экскурсий, демонстрации наглядных пособий);
- составление картинного плана, широкое использование приема зарисовок в значительной мере способствуют преодолению недостатков в понимании младшими школьниками образных выражений.
В старших классахразбор изобразительных средств художественных произведений проводится не только с опорой на наглядность, но и путем вербального сопоставления признаков двух сравниваемых предметов, явлений, актуализации имеющихся у детей представлений, элементарного объяснения метафор, сравнений и др.
Первоначальное чтениепроизведения играет большую роль в правильном восприятии текста. Нередки случаи, когда выразительно прочитанный рассказ помогал учащимся правильно почувствовать эмоциональный настрой произведения без достаточного еще осознания всех связей, лежащих в его основе.
Все художественные произведения в младших классах читает учитель, а дети слушают, закрыв книги. Открытый учебник отвлекает внимание ребенка: темп чтения педагога ученику недоступен, и следить по книге он не может. Пытаясь найти слово, прочитанное педагогом, ученик теряет нить рассказа, не видит мимики и жестов читающего.
В старших классах первый раз текст могут читать сами школьники. Однако и в этом случае значимую часть текста, выражающую эмоциональную напряженность событий, основную идею произведения, читает педагог. Если техника чтения у детей отработана достаточно хорошо, можно разрешать им следить за чтением по книге, но при этом необходимо несколько замедлять его темп.
Анализ текстапроизводится в процессе повторного чтения или совмещается с первичным чтением произведения учащимися (учитель текст уже прочитал):
- в младших классах текст анализируется, как правило, индуктивным путем, т.е. от частного к общему. Этот путь легче для детей. В ходе последовательного разбора содержания внимание акцентируетсяна отдельных существенно важных моментах и дети постоянно подводятся к пониманию всего произведения в целом. В некоторых случаях, когда основная мысль дана в готовом виде, при разборе произведения можно использовать и метод дедукции;
- в старших классах в связи с большим объемом текстов и развитием у школьников способности лучше понимать его информационный план предлагаемые вопросы прежде всего ориентированы на выяснение смысла поступков героев, связи событий, их причинной обусловленности.
Однако иногда и в старших классах возникает необходимость вернуться к дробным вопросам и выяснить понимание информации, заложенной в тексте. Причиной является или слабая подготовленность класса, или сложное содержание произведения (о событиях далекой эпохи, не имеющих параллелей ни в знаниях, ни в опыте детей).
Например, при анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» необходимо разобрать, какое историческое событие описывается в стихотворении, как сначала сложилась война с французами для русской армии (предложить ученикам найти эти строчки в тексте), где должны были дать бой русские солдаты армии неприятеля, сколько дней длилась перестрелка, чем были недовольны русские солдаты и т.п.
Закрепление содержания прочитанного текстаосуществляется:
- в виде выборочного чтения и сравнения с материалом других текстов, показа диа-, видео- и кинофильмов на эту же тему;
- посредством соотнесения отдельных мест текста с иллюстрациями, помещенными в книге;
- изготовления макетов, лепки и зарисовки персонажей;
- установления сходства и различия между прочитанным произведением и конкретной жизненной ситуацией.
Такой характер работы помогает старшеклассникам образно представить сюжет рассказа, четко установить связи между явлениями и поступками действующих лиц, соотнести литературный материал с их собственным жизненным опытом.
Некоторые главы больших по объему произведений можно предлагать для домашнего прочтения. В этом случае учитель диктует ученикам вопросы, на которые они должны ответить после чтения. Вопросы помогут учащимся не отклоняться от основной линии произведения, выявленной при чтении предыдущих отрывков в классе.
Подробный анализ прочитанного в старших классах проводят после чтения всего произведения: школьники приступают к характеристикеперсонажей, к выявлению некоторых языковых особенностей текста. Составление характеристики героя в специальной (коррекционной) школе должно быть самым элементарным. Дети разбирают отдельные события и устанавливают, как проявляется в них характер героев. Разбор может идти и в обратном порядке, когда коллективно выявленные черты характера действующего лица подтверждаются пересказом соответствующих эпизодов из произведения. Ни о какой более самостоятельной деятельности говорить не приходится.
Работа над составлением планапрочитанного в специальной школе начинается с 3-го класса, причем картинный или словесный план в младших классах составляется коллективно, при постоянной помощи со стороны учителя. Заголовки к частям рассказа подбираютсяв виде вопросительных, повествовательных и реже — назывных предложений.
В старших классах эта работа усложняется:
- пункты плана могут формулироваться в виде нераспространенных и назывных предложений, а также отдельных строк из текста.
Однако умственная недостаточность мешает детям составить план полностью самостоятельно. Поэтому используются произведения, которые легко разделить на части и в которых нетрудно выявить основную мысль.
Посильными для детей оказываются следующие виды работы: либо делитьтекст на части по готовому плану, либо озаглавливать части, разбивка которых определена текстом.
Самостоятельно пересказыватьпрочитанное учащиеся начинают с конца второго годаобучения, а в 1-м и 2-м классах они в основном передают содержание текста по вопросам. Ученики подкрепляют свой пересказ демонстрацией действий, показом соответствующих событий на картинках, самостоятельными зарисовками.
Необходимо использовать дополнительные приемы, активизирующие речь школьников и их заинтересованность:
- использование в качестве плана для пересказа предметных картинок, фиксирующих содержание каждого предложения текста, серии сюжетных картин;
- рассказывание по цепочке, по отдельным пунктам плана, определенным для каждого ряда, рассказывание на соревнование по рядам;
- пересказ отдельных эпизодов, когда задание одному из учеников предлагают сами дети;
- узнавание рисунка среди других на основе рассказа автора этого рисунка и др.
В старших классах учащиеся упражняются в различных формах пересказа (выборочный, полный, краткий, с изменением лица), что также в значительной степени способствует более полному осмыслению прочитанного.
Заключительной стадией работы над произведением является обобщающая беседа в связи со всеми текстами темы или по всему произведению. Эта работа часто сопровождается творческой деятельностью школьников. Виды творческой деятельности различны: выполнение рисунков к тексту, изготовление макетов, составление монтажей, альбомов, организация различного рода групп по защите окружающей среды, инсценировки, а в старших классах,кроме того, сочинения на различные темы, связанные с прочитанным, изложение коротких отрывков.
С целью формирования навыка осознанного чтения могут использоваться и другие приемы: например, содержание произведения может быть лучше понято слабыми по успеваемости учениками при условии изменения его названия таким образом, чтобы в заглавии отражалась основная мысль.
Работа, направленная на развитие у умственно отсталых детей навыков правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, протекает в единстве: школьники перечитывают тексты по частям для детального анализа; читают выборочно, отвечая словами автора на вопросы учителя; читают по ролям, про себя, отыскивая ответ на один или несколько вопросов, и др. Вся эта работа способствует более полному пониманию текста и одновременно развитию техники чтения.
Надо не забывать, что дети с нарушением работоспособности нуждаются в дополнительных стимулах, которые мобилизуют внимание: поощрении (если ученику удалось сохранить внимание хотя бы в течение небольшого промежутка времени), частых вызовах для ответа, в игровой форме занятий и др.
Методика чтения произведений различного жанра несколько различается. Работа над рассказами, стихотворениями, баснями, сказками имеет свои особенности. Методика чтения и анализа художественных произведений отличается от работы над статьями научно-популярного и делового характера.