Урок литературного творчества
На этих уроках, близких к урокам развития речи, а иногда и совпадающих с ними, ребенок, как отмечают Г.Н.Кудина и 3.Н. Новлянская, ставится в позицию автора. Материалом для детского творчества становится не конкретное литературное произведение, а прежде всего его собственный жизненный опыт: он сочиняет стихи, рассказы, делится своими впечатлениями от увиденного или прочитанного как в устной, так и в письменной форме. Организовать такие уроки очень сложно, так как у каждого ребенка свой запас впечатлений, знаний и умений. Важно выбрать общую учебную цель такого урока — сочиняем сказку для братика или сестренки (нет своей — для соседской), учимся писать стихи, учимся сравнивать, учимся работать со звукописью. Внешняя деятельность учителя на таких уроках должна быть сведена к минимуму, и лучше, если он сам тоже будет сочинять. Методика работы подробно освещена в параграфе 12.4.7 (раздел 4).
Работа в малых группах
На самом деле работа в малых группах может занимать не весь урок, а небольшие его фрагменты. Вопросы, поиск ответов на которые требует обсуждения; взаимопроверка; редактирование; творческие задания — придумать иллюстрации, подобрать произведения для сборника и т. п. — все эти виды деятельности можно использовать для групповой работы. Учить детей работать в группах необходимо с I класса. Важно правильно подобрать пары: нельзя соединять двух холериков, двух лидеров и т. п. Работая в парах, дети учатся слушать друг друга и помогать друг другу.
Затем группу можно увеличить до 4—5 человек. Организуя такие группы, учитель должен определить принципы формирования группы: по сходству или разнообразию типов мышления, репрезентативной системы. В зависимости от того, по каким принципам сформированы группы, следует подбирать материал для групповой работы. Так, если в группе собраны дети-мыслители, то им целесообразно предложить задания аналитического характера; художникам, в свою очередь, — задания творческие. Можно поступить и наоборот: аналитики выполняют творческую работу, а художники — аналитическую. В данном случае детям необходимо приложить немалые усилия, но таким образом мы стимулируем гармоничное развитие школьников. Если же группа смешанная, то ей следует предлагать задания синтетические, требующие проявления как аналитических, так и творческих способностей.
Задания могут быть одинаковыми для всех групп и разными. Кроме того, следует учесть, что для каждого участника группы должно найтись задание, которое будет ему по силам.
Естественно, что урок-игра в некоторых случаях может объединяться с уроком-работой в группах (например, командная игра по станциям). Работа в группах может иметь место и на уроке-беседе, но особенно часто — на уроке-исследовании.
Модуль 3.
Методика работы над навыками чтения.
Качества навыка чтения
Навык чтения - автоматизированное умение озвучивать, воспринимать печатный текст, осознавать идейно-художественное содержание воспринимаемого произведения и вырабатывать собственное отношение к читаемому.
Основными характеристиками навыка чтения являются четыре его качества: правильность, беглость, осознанность и выразительность:
- правильность - плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого;
- беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту);
- осознанность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному;
- выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
У начинающего читателяэти действия протекают последовательно, у опытного читателя они синтезируются и протекают одновременно (Т.Г.Егоров).Об этом же писал и С.П.Редозубов: «Еще и теперь можно встретить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уроки «техники» чтения и уроки сознательного и выразительного чтения. Такое деление уроков в самой основе своей порочно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения»[3] (1954).
Т.о., в 1950-е в методике закрепляется мнение о том, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. С этого времени термином техника чтения обозначаются все три компонента процесса чтения, описанные Т.Г. Егоровым: восприятие, произнесение, понимание. Усилия учителя на уроке чтения в первую очередь должны быть направлены на синтезирование этих компонентов у маленького чтеца и на их функционирование в процессе чтения.