Урок литературного творчества

На этих уроках, близких к урокам развития речи, а иногда и совпадающих с ними, ребенок, как отмечают Г.Н.Кудина и 3.Н. Новлянская, ставится в позицию автора. Материалом для дет­ского творчества становится не конкретное лите­ратурное произведение, а прежде всего его собственный жизнен­ный опыт: он сочиняет стихи, рассказы, делится своими впечат­лениями от увиденного или прочитанного как в устной, так и в письменной форме. Организовать такие уроки очень сложно, так как у каждого ребенка свой запас впечатлений, знаний и умений. Важно выбрать общую учебную цель такого урока — сочиняем сказку для братика или сестренки (нет своей — для соседской), учимся писать стихи, учимся сравнивать, учимся работать со звукописью. Внешняя деятельность учителя на таких уроках должна быть сведе­на к минимуму, и лучше, если он сам тоже будет сочинять. Мето­дика работы подробно освещена в параграфе 12.4.7 (раздел 4).

Работа в малых группах

На самом деле работа в малых группах может занимать не весь урок, а небольшие его фрагменты. Вопросы, поиск ответов на которые требует обсуждения; взаимопроверка; редактирование; творческие задания — придумать иллюстрации, подобрать произ­ведения для сборника и т. п. — все эти виды деятельности можно использовать для групповой работы. Учить детей работать в груп­пах необходимо с I класса. Важно правильно подобрать пары: нельзя соединять двух холериков, двух лидеров и т. п. Работая в парах, дети учатся слушать друг друга и помогать друг другу.

Затем группу можно увеличить до 4—5 человек. Организуя та­кие группы, учитель должен определить принципы формирова­ния группы: по сходству или разнообразию типов мышления, реп­резентативной системы. В зависимости от того, по каким принци­пам сформированы группы, следует подбирать материал для груп­повой работы. Так, если в группе собраны дети-мыслители, то им целесообразно предложить задания аналитического характера; ху­дожникам, в свою очередь, — задания творческие. Можно посту­пить и наоборот: аналитики выполняют творческую работу, а ху­дожники — аналитическую. В данном случае детям необходимо приложить немалые усилия, но таким образом мы стимулируем гармоничное развитие школьников. Если же группа смешанная, то ей следует предлагать задания синтетические, требующие про­явления как аналитических, так и творческих способностей.

Задания могут быть одинаковыми для всех групп и разными. Кроме того, следует учесть, что для каждого участника группы должно найтись задание, которое будет ему по силам.

Естественно, что урок-игра в некоторых случаях может объ­единяться с уроком-работой в группах (например, командная игра по станциям). Работа в группах может иметь место и на уроке-беседе, но особенно часто — на уроке-исследовании.

Модуль 3.

Методика работы над навыками чтения.

Качества навыка чтения

Навык чтения - авто­матизированное умение озвучивать, воспринимать печатный текст, осознавать идейно-художественное содержание воспринимаемого произведе­ния и вырабатывать собственное отношение к читаемому.

Основными характеристиками навыка чтения являются четыре его качества: правильность, беглость, осознанность и выразительность:

- правильность - плавное чтение без иска­жений, влияющих на смысл читаемого;

- беглость - это скорость чтения, обусловливающая понима­ние прочитанного. Скорость измеряется количеством пе­чатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно коли­чеством слов в 1 минуту);

- осознанность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному;

- выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

У начинающего читателяэти действия протекают последо­вательно, у опытного читателя они синтезируются и протекают одновременно (Т.Г.Егоров).Об этом же писал и С.П.Редозубов: «Еще и теперь можно встре­тить учителей, которые делят уроки чтения на две категории: уро­ки «техники» чтения и уроки сознательного и выразительного чтения. Такое деление уроков в самой основе своей порочно. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения»[3] (1954).

Т.о., в 1950-е в методике закре­пляется мнение о том, что без понимания прочитанного вообще нельзя говорить о чтении. С этого времени термином техника чтения обозначаются все три компонента процесса чтения, описанные Т.Г. Егоровым: восприятие, произнесение, понимание. Усилия учителя на уроке чтения в первую очередь должны быть направлены на синтезирование этих компонентов у маленького чтеца и на их функционирование в процессе чтения.



Наши рекомендации