Этапы перечитывания и анализа художественного произведения

На седьмом этапе, осознав учебную задачу и приняв ее, дети вновь обращаются к тексту произведения, чтобы решить постав­ленную перед ними проблему и выполнить творческую работу. Зная содержание произведения в целом, ребенок будет более вни­мательным к тексту, к его деталям, тем более что перечитывание вызвано необходимостью решения учебной задачи. Если произве­дение большого объема, то перечитывать его можно по частям. Перед повторным чтением учитель может дать детям конкретное задание или задать вопрос, ответ на который нужно найти, ос­мыслив прочитанный эпизод или все произведение.

Повторное перечитывание предшествует анализу текста или со­провождает его. Это восьмой этап урока. Часто его не отделяют от предшествующего, так как перечитывание является основой ана­лиза. (об организации анализа текста на уроке см. в следующем разделе).

Этап обобщения

Принцип синтеза обусловливает необходимость девятого эта­па — обобщения. Формы обобщения могут быть самыми разными:выделение темы и основных проблем, поставленных в произведе­нии, анализ иллюстраций к тексту, выразительное чтение, соот­несение литературного произведения с произведениями других видов искусств и т. п. Важно, чтобы дети не только освоили идею произведения, но и осознали путь, который привел их к цели, учились быть читателями. Таким образом, особенностью этапа обоб­щения на уроке литературы в начальной школе является его двухаспектность: мы предлагаем детям задания, которые подталкива­ют их как к интерпретации произведения, выражению его идеи, так и к осознанию пути, который помог им это сделать.

10. Этап объяснения домашнего задания

Десятый этап урока — объяснение домашнего задания. Домаш­нее задание предполагает закрепление умений, которые получи­ли дети на уроке, повторение литературоведческих и речеведческих знаний, но в то же время оно должно побуждать детей к перечитыванию текстапод новым углом зрения, открывать им что-то новое в тексте, быть новой ступенькой в их литературном развитии. Таким образом, при выполнении домашнего задания мы активизируем как зону актуального развития ребенка, так и зоны его ближайшего и перспективного развития. Целесообразно использовать для домашней подготовки задания и аналитическо­го, и творческого характера, оставляя ребенку право выбора од­ного из них.

Например: 1) запомнить определение эпитета (реп­родуктивное задание, опора на память); 2) найти в стихотворе­нии примеры эпитетов (аналитическое задание, требующее зна­ний и понимания); 3) сочинить стихотворение или миниатюру в прозе, обязательно включив в свое произведение эпитеты (твор­ческое задание). Первое задание обязательное, а второе или третье задание выполняется по выбору ученика; можно выполнить все.

Домашнее задание должно разъясняться детям подробно: в ка­кой форме, к какому сроку, обязательно или по желанию оно вы­полняется, устно или письменно, наизусть или по книге готовится выразительное чтение, в рабочих тетрадях на печатной основе или в тетрадях для самостоятельной работы, называются страницы учеб­ника, которые нужно прочитать. Дети должны знать, с чего начать выполнение домашнего задания, в какой последовательности его выполнять, что должно стать результатом их работы, могут ли они пользоваться помощью родителей. Очевидно, что для этого нужно время, что должен учесть учитель, планируя урок.

Теперь мы можем составить таблицу, в которой покажем взаи­мосвязи структуры урока с принципами изучения литературного произведения (табл. 1).

Если произведение изучается в течение нескольких уроков, то этапы подготовки к восприятию, самостоя­тельного восприятия, проводятся только один раз. При работе с объемными произведениями учебная задача в аналитической форме ставится на каждом уроке, творческая работа может занимать все время изучения произведения, или сменяться новыми задания­ми, или чередоваться с аналитической. Один раз проводится и этап обобщения, а вот домашнее задание задается на каждом уроке.

Самый большой по времени — этап перечитывания и анализа текста, на него следует отводить не менее 20 минут урока,от 3 до 10 минут может длиться этап самостоятельного восприятия про­изведения (это зависит от объема текста: чтение стихотворения занимает не более 3 минут, на чтение рассказа или сказки нужно гораздо больше времени). На проведение остальных этапов у учи­теля остается иногда не более 15 минут. Распределить время, не скомкать каждый этап - непростая задача.

Итак, выделяются 10 принципов изучения литературного произве­дения в школе и 10 этапов в структуре урока литературы. Именно принципы школьного изучения произведения обусловливают, определяют струк­туру урока. Девять этапов урока расположены в четкой последова­тельности. Их нельзя переставить или изъять из урока. Этап проверки домашнего задания подвижен, хотя чаще всего предваряет этапы изу­чения произведения. Но способы организации каждого этапа урока, его содержание могут быть разнообразными.

Наши рекомендации