Этапы перечитывания и анализа художественного произведения
На седьмом этапе, осознав учебную задачу и приняв ее, дети вновь обращаются к тексту произведения, чтобы решить поставленную перед ними проблему и выполнить творческую работу. Зная содержание произведения в целом, ребенок будет более внимательным к тексту, к его деталям, тем более что перечитывание вызвано необходимостью решения учебной задачи. Если произведение большого объема, то перечитывать его можно по частям. Перед повторным чтением учитель может дать детям конкретное задание или задать вопрос, ответ на который нужно найти, осмыслив прочитанный эпизод или все произведение.
Повторное перечитывание предшествует анализу текста или сопровождает его. Это восьмой этап урока. Часто его не отделяют от предшествующего, так как перечитывание является основой анализа. (об организации анализа текста на уроке см. в следующем разделе).
Этап обобщения
Принцип синтеза обусловливает необходимость девятого этапа — обобщения. Формы обобщения могут быть самыми разными:выделение темы и основных проблем, поставленных в произведении, анализ иллюстраций к тексту, выразительное чтение, соотнесение литературного произведения с произведениями других видов искусств и т. п. Важно, чтобы дети не только освоили идею произведения, но и осознали путь, который привел их к цели, учились быть читателями. Таким образом, особенностью этапа обобщения на уроке литературы в начальной школе является его двухаспектность: мы предлагаем детям задания, которые подталкивают их как к интерпретации произведения, выражению его идеи, так и к осознанию пути, который помог им это сделать.
10. Этап объяснения домашнего задания
Десятый этап урока — объяснение домашнего задания. Домашнее задание предполагает закрепление умений, которые получили дети на уроке, повторение литературоведческих и речеведческих знаний, но в то же время оно должно побуждать детей к перечитыванию текстапод новым углом зрения, открывать им что-то новое в тексте, быть новой ступенькой в их литературном развитии. Таким образом, при выполнении домашнего задания мы активизируем как зону актуального развития ребенка, так и зоны его ближайшего и перспективного развития. Целесообразно использовать для домашней подготовки задания и аналитического, и творческого характера, оставляя ребенку право выбора одного из них.
Например: 1) запомнить определение эпитета (репродуктивное задание, опора на память); 2) найти в стихотворении примеры эпитетов (аналитическое задание, требующее знаний и понимания); 3) сочинить стихотворение или миниатюру в прозе, обязательно включив в свое произведение эпитеты (творческое задание). Первое задание обязательное, а второе или третье задание выполняется по выбору ученика; можно выполнить все.
Домашнее задание должно разъясняться детям подробно: в какой форме, к какому сроку, обязательно или по желанию оно выполняется, устно или письменно, наизусть или по книге готовится выразительное чтение, в рабочих тетрадях на печатной основе или в тетрадях для самостоятельной работы, называются страницы учебника, которые нужно прочитать. Дети должны знать, с чего начать выполнение домашнего задания, в какой последовательности его выполнять, что должно стать результатом их работы, могут ли они пользоваться помощью родителей. Очевидно, что для этого нужно время, что должен учесть учитель, планируя урок.
Теперь мы можем составить таблицу, в которой покажем взаимосвязи структуры урока с принципами изучения литературного произведения (табл. 1).
Если произведение изучается в течение нескольких уроков, то этапы подготовки к восприятию, самостоятельного восприятия, проводятся только один раз. При работе с объемными произведениями учебная задача в аналитической форме ставится на каждом уроке, творческая работа может занимать все время изучения произведения, или сменяться новыми заданиями, или чередоваться с аналитической. Один раз проводится и этап обобщения, а вот домашнее задание задается на каждом уроке.
Самый большой по времени — этап перечитывания и анализа текста, на него следует отводить не менее 20 минут урока,от 3 до 10 минут может длиться этап самостоятельного восприятия произведения (это зависит от объема текста: чтение стихотворения занимает не более 3 минут, на чтение рассказа или сказки нужно гораздо больше времени). На проведение остальных этапов у учителя остается иногда не более 15 минут. Распределить время, не скомкать каждый этап - непростая задача.
Итак, выделяются 10 принципов изучения литературного произведения в школе и 10 этапов в структуре урока литературы. Именно принципы школьного изучения произведения обусловливают, определяют структуру урока. Девять этапов урока расположены в четкой последовательности. Их нельзя переставить или изъять из урока. Этап проверки домашнего задания подвижен, хотя чаще всего предваряет этапы изучения произведения. Но способы организации каждого этапа урока, его содержание могут быть разнообразными.