Принцип направленности анализа на литературное развитие ребенка, на формирование специальных читательских умений, на совершенствование навыка чтения
Школьный анализ литературного произведения призван способствовать литературному развитию детей. Наблюдая в процессе анализа за спецификой произведения, ученики осваивают первоначальные литературоведческие представления и читательские умения, а значит, развиваются как читатели и как личности. Задача учителя — выстроить систему литературного развития своих учеников, понимать, какие знания и для чего им необходимы, какие умения и как нужно развивать на каждом уроке, чтобы своей деятельностью не затормозить процесс литературного развития, а, напротив, обеспечить его эффективность.
Можно быть прекрасным литературоведом, но не стать учителем. Ведь учитель всегда отбирает тот литературоведческий, культурологический, искусствоведческий материал, который под его руководством смогут освоить именно его ученики. Если он ошибается в выборе, то ученикам становится неинтересно на уроках — и вместо любви к литературе мы получаем активное ее неприятие.
Принцип синтеза
Анализ текста завершается синтезом. Разложив текст на его элементы для того, чтобы осознать их роль в структуре целого, в итоге следует вернуться к произведению как художественному целому, т.е. к его идее. Синтез можно понимать как интерпретацию произведения, его толкование, подкрепленное аргументами, полученными в процессе анализа.
Модуль 2
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ, ВИДЫ И ФОРМЫ УРОКОВ.
Структура урока литературы в начальной школе
В начальной школе детям для чтения предлагаются небольшие по объему литературные произведения, поэтому их изучение обычно занимает один-два урока. Это связано и с тем, что чаще всего в прозаических текстах решается одна проблема. Если этап анализа переносится на второй урок, то он строится «вслед за автором», от эпизода к эпизоду, и на втором уроке мы продолжаем работу с текстом. На изучение стихотворений обычно отводится один урок: оно и становится объектом изучения. Поэтому тема урока почти всегда звучит одинаково — «Изучение произведения...». Но если учитель хочет дать уроку имя, он, безусловно, имеет на это право.
Организационный этап
Общая дидактика говорит о необходимости перед каждым уроком проводить организационный этап, на котором учитель проверяет готовность детей к работе и помогает им успокоиться и переключиться с игры на перемене на учебную деятельность. Способы организации этого этапа известны из курса педагогики.
2. Этап проверки домашнего задания.
Этот этап — единственный из всех, который может «передвигаться» в структуре урока, все остальные строго закреплены. Этап проверки домашнего задания не должен занимать больше четверти урока (10 минут).
Именно с проверки домашнего задания чаще всего начинаются уроки литературы в начальной школе. Действительно, дети готовились дома, им очень важно, чтобы учитель оценил их работу, и ждать этой оценки до конца урока им трудно. Кроме того, в начальной школе обычно произведение изучается в течение одного—трех уроков, поэтому, прежде чем переходить к рассмотрению нового текста, необходимо подвести итоги уже проделанной работы.
В начальной школе этот этап вызывает у учителя ряд трудностей. Главная из них — сколько учеников нужно спросить? Некоторые считают, что если заданы чтение наизусть, творческая работа, то спрашивать необходимо всех, чтобы не лишать детей стимула выполнять домашнее задание. На практике это приводит к тому, что после ответа третьего ученика класс перестает следить за происходящим.
Проверяя, например, чтение наизусть, важно помнить о том, что главная цель этого задания — научить детей выразительности исполнения. Если текст плохо выучен, то и выразительность теряется. Если текст вызубрен, но прочитан механически, без эмоций или с эмоциями, неадекватными авторскому замыслу, то такое исполнение не может быть оценено как качественное. Поэтому ребенок должен сознавать, что оценка ставится не за то, что плохо или хорошо он выучил текст, а за то, что плохо или хорошо исполнил произведение.
Детей нужно учить оценивать чтение друг друга. Для этого каждый вариант прочтения разбирается учителем вместе с учениками. При таком подходе выслушивается 2—3 ученика, а остальным предлагается поработать дома, учтя все замечания. Дети могут спрашивать друг друга (работа в парах) и давать не количественную (в баллах), а качественную оценку. Можно выслушать подготовившихся после уроков, предложив другим ученикам (по их желанию) остаться и послушать одноклассников.
Творческие работы нужно собирать и оформлять стенды, альбомы, газеты — тогда все желающие смогут с ними ознакомиться и оценить, а у исполнителей будет формироваться чувство ответственности за качество работы и удовлетворение от того, что их труд востребован.
3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения
Третий этап урока (подготовительный) в методике называют этапом создания установки на чтение и восприятие произведения (в начальной школе более распространен термин «подготовка к восприятию»). Этот этап — необходимое, обязательное звено в структуре урока литературы как в начальной, так и в средней школе, его необходимость следует из принципа непосредственного эмоционального восприятия произведения. На восприятие нельзя воздействовать, направляя его в русло определенного толкования, но мотивировать прослушивание текста необходимо -с помощью:
- рассказа о событиях, связанных с созданием произведения;
- беседы по личным впечатлениям учеников (об их чувствах, вызванных каким-либо природным явлением, перед чтением лирического стихотворения);
- различных произведений искусства (музыки, живописи), близких по теме к изучаемому произведению.
Этап первого восприятия
Четвертый этап. Для начальной школы характерно изучение небольших по объему произведений, поэтому в большинстве своем их прочитывают целиком на.
Кто должен читать текст произведения? На этот вопрос в методике можно найти противоположные ответы.
1. Так, Р.Бунеев и Е.Бунеева рекомендуют учителю самому читать на уроках чтения как можно меньше: «На этих уроках дети должны прежде всего учиться читать и понимать текст, поэтому и в первый раз читать незнакомый текст дети по большей части должны самостоятельно» (?).
2. В.Левин предлагает разделить все уроки на те, на которых формируется навык чтения, и те, на которых происходит литературное развитие ребенка. Он справедливо полагает, что техника чтения не должна отрабатываться на художественных произведениях, так как монотонное тренировочное и контрольное перечитывание литературного произведения вызывает у детей неприязнь к литературе, чтению и урокам чтения.
3. М.П.Воюшина отмечает, что читать незнакомый текст на уроке в первый раз должен учитель, так как из-за слабой техники чтения ученик начальной школы не сможет выразительно прочитать произведение, донести сложные эмоции текста, авторскую идею до слушателей. От невыразительного, затрудненного чтения невозможно получить эстетическое удовольствие. Однако по мере развития техники чтения учитель может поручать ученикам самостоятельно прочитать незнакомый текст про себя или дома. Любое чтение вслух на уроке литературы должно быть подготовленным.
Позиция М.П.Воюшиной представляется научно обоснованной. Добавим, что на этом этапе дети не должны следить по тексту за чтением учителя: это тоже будет мешать непосредственности их восприятия — все внимание детей должно быть сосредоточено на самом произведении.