Принцип изучения произведения в единстве его формы и содержания

Данный принцип говорит о том, что анализу подлежит не жиз­ненная ситуация, изображенная в произведении, а изображение этой ситуации. Этот принцип вытекает из известного положения о един­стве формы и содержания художественного произведения. Однако младший школьник, будучи наивным реалистом, игнорирует ху­дожественную форму, обращая внимание преимущественно на содержание. Ребенку еще неведом этот литературный закон, он не понимает, что смысл рождается не только из того, о чем говорят, но и как об этом говорят, хотя в его личном опыте уже есть дос­таточно примеров жизненных ситуаций, в которых именно форма помогает принять важное решение. Например, мама называет сына дурашкой, а он почему-то на нее не обижается, понимая, что если бы она сердилась, то назвала бы его по крайней мере дура­ком. Интонация, выбор словесной формы оказываются значимы­ми для ребенка даже на бытовом уровне. Опыт различения подоб­ных явлений у младшего школьника уже есть, значит, он в состо­янии освоить и роль более сложной, художественной формы. Итак, мы стремимся показать ребенку, что в литературном произведе­нии важно не только содержание, но и его художественная форма. Этот принцип требует от учителя тщательного обдумывания во­просов и заданий к уроку.

Принцип избирательности

Анализ произведения должен быть избирательным.

Дело в том, что на одном уроке и даже на нескольких уроках литературное произведение не может быть рассмотрено во всех его аспектах и на всех уровнях его организации. Очевидно, что невозможно на уроке проанализировать все стилистические дета­ли текста, выделить все особенности его композиционной струк­туры, рассмотреть все затрагиваемые автором проблемы. Принцип избирательности подсказывает, что из всего разнообразия худо­жественных элементов мы должны отобрать для анализа лишь те, которые наиболее ярко выражают идею автора. Следовательно, организация анализа текста на уроке зависит от особенностей изу­чаемого произведения.

Например, восприятию произведений, рас­крывающих процесс становления характера персонажа (рассказы о Дениске В.Драгунского, «Цветок хлеба» Ю.Яковлева и др.), помогут выявление причинно-следственных связей между эпизо­дами, наблюдения над развитием образа героя.

При изучении рассказов, основу которых составляет одно со­бытие, ярко раскрывающее жизненные позиции героев, их ха­рактеры («Акула», «Прыжок» Л.Толстого, «Рыцарь Вася» Ю.Яков­лева), лучше использовать приемы, помогающие глубже проник­нуть в эмоциональную тональность произведения, отчетливее уви­деть героев, нацеливающие на осмысление позиции каждого пер­сонажа в рассказе и на отделение точки зрения автора от точки зрения его героя. «Застревание» на отдельных деталях текста, же­лание показать детям все, что есть в произведении, зачастую при­водит к дроблению текста на ряд мало связанных между собой элементов, а это, в свою очередь, уводит ребенка от осмысления литературного текста как единого целого.

Принцип избирательности реализуется в разной степени под­робности освещения элементов произведения, в существовании разных планов — от крупного до общего — в рассмотрении лите­ратурных явлений.

Учитель всегда стоит перед проблемой выбора материала для ана­лиза и осуществляет его, руководствуясь дидактическими принципами целесообразности, доступности и перспективности для развития ре­бенка. Поэтому уроки разных учителей по одному и тому же произве­дению (по одной и той же программе) могут быть очень разными.

Принцип целостности

Анализ произведения, будучи избирательным, должен оставаться целостным. Этот принцип оз­начает, что литературный текст должен рассматриваться на уроке как единое целое, как система, все элементы которой взаимосвя­заны. Художественную идею можно освоить, только приведя уче­ников к постижению всех этих связей.

Отбирая материал для анализа, мы должны помнить о том, что наша цель — освоение идеи произведения, которая растворе­на в художественной форме и содержании. Авторский замысел определяет как выбор событий, характеров персонажей, так и лексики и синтаксиса для их воплощения, архитектонику произ­ведения, способы выражения своего отношения к персонажам и событиям. Поэтому каждый элемент произведения рассматрива­ется как носитель идеи.Анализ пейзажа, портрета, поступка, со­бытия вне контекста приводит к искажению художественной идеи. Об этом следует помнить и не предлагать детям изучать отрывки из произведений или произведения, данные в сокращении, не обращаться к пейзажу только для того, чтобы отметить мастер­ство писателя, а к портрету только для того, чтобы представить себе внешность героя.



Наши рекомендации