Критерии литературного развития.
Судить о литературном развитии можно по качеству восприятия ребенком литературных произведений и степени сформированности читательских и эстетически-оценочных умений.
В.Г.Маранцман, Г.И.Кудина и З.Н.Новлянская выдвигают целый ряд критериев:
1) начитанность, круг чтения ребенка, мотивы чтения;
2) качество чтения (уровень восприятия литературного произведения и степень сформированности читательских аналитических умений);
3) объем теоретико-литературных знаний и умение пользоваться этими знаниями на практике;
4) литературно-творческие умения.
Способы выявления уровня литературного развития школьников
Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней четыре части:
- выявление круга чтения ребенка и его потребности в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями. Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя;
- выявление качества самостоятельного чтения и уровня восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степени сформированности у него читательских умений;
- проверка теоретических знаний о литературных жанрах и умения определять жанр произведения;
- проверка литературно-творческих способностей и речевых умений учеников.
Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне лит. развития ученика. Ведущим, основным показателем будет качество самостоятельного чтения, а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину, покажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.
В методике пока нет четкой картины уровней литературного развития, т. е. не соотнесены между собой показатели по всем четырем критериям. Условно можно говорить о четырех уровнях ЛР:низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству показателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опережение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение возрастной нормы по все показателям).
ЦЕЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ
В процессе литературного образования ребенок получает систему научных знаний о литературе как виде искусства и литературоведении как науке, вырабатывает систему ценностей в области литературы как искусства, овладевает умениями, необходимыми для общения с литературой как видом искусства, и умениями, необходимыми для осмысления литературных явлений, а также развивает свои творческие литературные способности, расширяет свой культурный кругозор, благодаря изучению литературы в культурном контексте.
Первым этапом ЛО является начальная школа. Авторы всех современных программ по литературе для начальной школы отказались от идеологического воспитания как главной цели. Практически во всех программах звучит мысль о необходимости воспитания читателя и введения его в мир художественного слова, в мир литературы как искусства.
В «Учебных стандартах школ России» (авторский коллектив под рук. Г.И. Беленького) общая цель ЛО представлена следующим тезисом: «...через подготовку квалифицированного читателя к формированию духовно богатой личности».
Цели первого этапа литературного образования
1. Совершенствование навыков чтения (правильное, сознательное, беглое и выразительное) — деятельностный компонент.
2. Расширение круга чтения, формирование осознанной мотивации чтения (возможность узнать новое и получить эстетические переживания) — когнитивный и эстетический компоненты.
3. Формирование системы читательских умений, необходимой для полноценного общения с художественным произведением, — деятельностный и коммуникативный компонент.
4. Формирование основ теоретико-литературных знаний и умений ими пользоваться на практике — когнитивный и деятельностный компоненты.
5. Развитие воображения и мышления в процессе читательской и литературно-творческой деятельности — деятельностный и творческий компоненты.
6. Формирование основ оценочной деятельности, умения вести беседу о прочитанном — деятельностный, ценностный и коммуникативный компоненты.
7. Расширение культурного кругозора ребенка при изучении литературы — когнитивный и ценностный компоненты.
8. Развитие устной и письменной речи — деятельностный, коммуникативный и творческий компоненты.
9. Формирование основ системы нравственных и эстетических ценностей — ценностный компонент.
Достижение этих целей будет залогом потребности детей в чтении, сформированности у них основных умений, необходимых для чтения произведений разных жанров и мотивированного высказывания собственных оценок, а также литературно-творческой деятельности, и готовности выпускников начальной школы к восприятию более сложных по художественной форме и содержанию литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ
Учителя обычно вкладывают в этот термин очень узкое содержание — произведения, которые включаются в программу. Очевидно, что содержание образования не сводится только к кругу чтения:целью является воспитание духовного читателя, а для этого необходимо развивать литературные способности, формировать культуру ребенка и определенные читательские умения. Это невозможно сделать, не передав юным читателям теоретико-литературные знания, без которых восприятие литературного произведения останется на бытовом уровне, тогда как хотелось бы, чтобы читатель относился к литературе именно как к искусству.
1. Ведущий элемент содержания литературного образования — система читательскихи речевых умений.
Читательские умения.
Умение анализировать художественное произведение — умение сложное, так как любое художественное произведение — сложное системное единство. Умение анализировать — это, по сути, система частных умений, ориентированных на постижение отдельных элементов произведения (композиции, образов, языка и т. п.) как частей художественного целого:
а) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их ролью в произведении, т.е.1) воспринимать, т. е. реагировать, видеть художественную деталь в тексте, эмоционально откликаться на нее; 2) осознавать ее роль в структуре образа и текста в целом;
б) умение воссоздавать в воображении образы, созданные писателем;
в) умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпосе, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме. Это умение связано с постижением композиции произведения — важнейшего элемента художественной формы. Младшие школьники еще не могут освоить понятие «композиция» в его полном объеме, но важно приучать маленького читателя размышлять над связью между эпизодами, прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта, устанавливать связи между поступками персонажа и его характером, осмыслять роль пейзажа, портрета, речевой характеристики. Важно, чтобы ребенок осознал, что в литературном произведении нет случайных деталей, эпизодов, характеристик.
г) умение целостно воспринимать образ персонажав эпосе, образ-переживание в лирике, характер в драме как элементы, служащие раскрытию идеи произведения.
д) умение видеть авторское отношение, оценку во всех элементах текста.
е) умение осваивать авторскую идею произведения. К адекватному освоению авторской идеи приводит только установление связи между всеми элементами произведения. Это умение — синтез всех перечисленных читательских умений, которые представлены в системе от более простых, базовых к более сложным, синтетическим.
Полноценное восприятие не сводится к выражению идеи, а предполагает переживание, приятие или неприятие авторской позиции. А к этому при самостоятельном чтении младший школьник еще не готов и нуждается в помощи, в обучении. В то же время только логическое осознание образов и идеи обедняет восприятие, так как с помощью логики нельзя передать все богатство образного обобщения, присутствующего в художественном произведении: не случайно появляется множество интерпретаций шедевров литературы в других видах искусства — музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
В реальной читательской деятельности все частные аналитические умения сосуществуют и действуют в комплексе. Однако в основе системы лежит умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языкав соответствии с их ролью в произведении.
Тексты, которые предлагаются ученикам начальной школы, должны подбираться с учетом специфики целей и содержания ЛО. На первых уроках ребенок должен работать с произведениями, в которых идея выражена с помощью минимума художественных средств, с элементарной фабулой, простейшей композицией, однозначным авторским отношением, и очень маленькими по объему. В то же время они должны быть:
- интересны детям;
- доступны по идейному содержанию (т. е. искажение в понимании авторского отношения и идеи минимальны);
- содержать яркий художественный элемент, способствующий выражению авторского отношения к изображаемому.
Этим требованиям отвечают малые жанры фольклора и детская игровая поэзия, с яркостью их художественной формы и несложностью идейного содержания. На загадках, скороговорках, пословицах и поговорках, небылицах и т.п., на детских сюжетных стихах легко показать младшим школьникам роль изобразительно-выразительных деталей, композиции, способы проявления авторского отношения, активизировать детское воображение, обучить приемам анализа текста. При этом, безусловно, произойдет коррекция читательского восприятия: оно станет более глубоким и точным. Затем можно приступать к изучению более сложных по художественной форме и идейному содержанию произведений.