Отечественные записки» А. Л. Краевского

Центром идейной жизни 1840-х годов стал журнал «Отечественные записки». История этого издания началась в 1818г., когда чиновник и литератор П. П. Свиньин получил разрешение на издание сборника этнографических и краеведческих материалов, сведений о путеше­ствиях, изданиях, достопримечательностях различных местностей и народов России. С 1820 но 1830 г. он выходил как ежемесячный жур­нал, но успеха у подписчиков не имел, часто нарушая периодичность выхода. В 1838 г. Свиньин передал журнал сроком на пять лет в аренду А. А. Краевскому, и с этого времени началась новая история этого издания, утвердившего уникальный в мировой журналистике тин — энциклопедический, или «толстый», журнал.

В 1839 г. Свиньин умер, и Краевский стал хозяином журнала. С именем Краевского связан тридцатилетний период «Отечественных записок», самым замечательным временем которого стали сороко­вые годы, принесшие журналу заслуженную известность и уважение читающей России.

А. А. Краевский стал создателем первого в России издательского концерна, куда в 1840-х годах вошли журнал «Отечественные запис­ки», «Литературная газета» и «Русский инвалид». Деловой, пред­приимчивый издатель и редактор, он обладал талантом чувствовать запросы и настроения читательской аудитории. В изданиях Краев­ского работали лучшие журналисты того времени — В. Г. Бе­линский, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен, В. П. Боткин, А. И. Галахов и др. Здесь были опубликованы художественные произведения А. И. Турге­нева, А. И. Герцена, Ф. М. Достоевского, Н. А. Некрасова, А. В. Коль­цова. С «Отечественными записками» связано формирование «натуральной школы» — литературного направления, утвердившего прин­ципы реалистического искусства.

Приступая к изданию «Отечественных записок», А. А. Краевский не мог не учитывать опыта самых популярных журналов предшеству­ющего десятилетия — «Библиотеки для чтения» О. И. Сенковского и «Московского телеграфа» Н. А. Полевого, создавших в отечествен­ной журналистике тип энциклопедического издания. Под его руко­водством «Отечественные записки» стали классическим образцом такого журнала. Его успеху способствовала четкая общественная по­зиция. Правда, направление «Отечественных записок» сложилось не сразу.

В программном заявлении цель журнала определялась как «содей­ствие просвещению», поиск некоей абстрактной «истины» в науке, искусстве и жизни, ориентация на «все круги читателей». Неопреде­ленность позиции издания проявилась в характере первых опублико­ванных в нем материалов. Журнал открывался отделом «Современ­ная хроника России», где печатались переложения официальных документов, извлечения из правительственных сообщений, отчетов. Это была удачная находка А. Краевского как редактора: учесть инте­рес публики к политической информации, так как в соответствии с требованиями цензурного устава 1828 г. публикации этих материа­лов были сведены до минимума. Под этой же рубрикой публикова­лась экономическая, научная и техническая информация. В журнале были также следующие отделы: «Науки», «Словесность», «Художе­ства». «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность», «Кри­тика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь». Кра­евский гарантировал читателям строгую периодичность выхода журнала— 1-е число каждого месяца, и все годы издание не наруши­ло своего обязательства.

Первые номера журнала были с интересом восприняты современ­никами, хотя многие из них отмечали его излишний объем. Очень скоро сам А. А. Краевский почувствовал основной недостаток жур­нала — отсутствие «мнения», неопределенность позиции. Дело в том, что отдел критики и библиографии возглавлял бывший учитель сло­весности, специально приглашенный из Москвы, В. С. Межевич, ста­тьи которого не привлекали внимания читателей. Ведущий отдел жур­нала оказался безликим.

Особое отношение российского читателя к отделу критики, библио­графии, словесности объяснялось цензурными условиями XIX в., ког­да обсуждение в прессе общественных и политических проблем было запрещено и о насущных вопросах жизни журналисты вынужденыбыли говорить завуалировано, чаще всего под видом литературной критики, «в одежде теории», пользуясь эзоповым языком. Это во многом предопределило уникальный характер отечественной жур­налистики и литературы, воспринимаемой как «совесть народа, учеб­ник и толкователь жизни».

Взгляд Краевского обратился к В. Г. Белинскому, обладавшему к 1839 г. пятилетним опытом журнальной работы и уже имевшему из­вестность в литературных и журнальных кругах. Еще в 1838 г. сорат­ник Краевского но «Отечественным запискам» И. И. Панаев реко­мендовал ему Белинского на должность ведущего литературного критика. С середины 1839 г. по предложению Краевского Белинский стал московским корреспондентом «Отечественных записок», а так­же «Литературных прибавлений к „Русскому инвалиду"», а в октябре того же года Белинский приехал в Петербург, приняв приглашение к постоянному сотрудничеству. Краевский поручил Белинскому два больших отдела: «Критика» и «Современная библиографическая хро­ника». Кроме того, предполагалось его участие в других изданиях Краевского.

С приходом Белинского отдел критики совершенно изменился. Он состоял из двух разделов — «Русская литература» и «Иностранная литература», где кроме ежемесячных обзоров литературы и журна­листики печатались также отдельные статьи как самого критика, так и его друзей по предыдущей журнальной работе — А. Галахо-ва, В. Кудрявцева, В. Боткина и др. В 1842 г. Белинский привлек к работе в «Отечественных записках» и Н. А. Некрасова.

С особой тщательностью велся отдел библиографии. Еще начиная издание, Краевский обещал подписчикам, что журнал будет давать регулярные отчеты обо всех выходящих в России книжных новинках. Благодаря Белинскому Краевский слово перед читателями сдержал, хотя изнурительная работа по составлению библиографических за­меток скоро стала тяготить критика, и необходимость постоянно от­влекаться на нее, нередко сопровождавшаяся также отсутствием де­нежного вознаграждения, стала причиной того, что в 1846 г. Белинский покинул «Отечественные записки».

Белинский пришел в журнал Краевского в период своих философ­ских исканий; в это время он был увлечен гегелевской мыслью: «Все действительное разумно». Но российская действительность даже те­оретически не укладывалась в рамки этой формулы, а собственная творческая практика убедила Белинского в противоречивости геге­левского постулата. К 1841 г. Белинский простился с односторонне истолкованной формулой, и отныне исследование действительности,жизненных проблем, которое велось им в форме литературной кри­тики, стало смыслом его творческой деятельности. В конце 1841 г. в письме к Боткину он написал знаменитые слова о девизе своей жиз­ни: «Идея социализма... стала для меня идеею идей, бытием бытия, вопросом вопросов, альфою и омегою веры и знания». Идея социа­лизма для Белинского — это внимание к социальным проблемам, внимание к личности: «Социальность — вот девиз мой. Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность».

Это направление мыслей Белинского, поворот к действительности сказался на окончательном формировании демократического направ­ления «Отечественных записок». В своей литературно-критической практике он соединил анализ художественного произведения с кон­кретными социальными проблемами. В рецензии на книгу Ф. Лорен­ца «Руководство к всеобщей истории» он объявил отрицание дей­ствительности стороной «всецелого и вечного духа жизни». Исследование действительности, но мысли Белинского, — это ее кри­тика. «Критиковать, — писал он в статье «Речь о критике», — значит искать и открывать в частном явлении общие законы разума». Белин­ский прямо объявил критику «сознанием действительности», и этот воинственный дух его выступлений, свежесть мыслей, яркость суж­дений привлекали к «Отечественным запискам» огромную аудито­рию. Тиражи журнала росли, и в этом была основная заслуга Белин­ского.

Меняется и структура журнала. С 1842 г. основную площадь изда­ния занимают литературно-критические статьи, постоянным стано­вится отдел иностранной словесности, журнал меняет сам тон публи­каций, вступая в полемику с официальной журналистикой и славянофилами. В отделе «Смесь» с этой целью появляется рубрика «Литературные и журнальные заметки», автором которых в основ­ном был Белинский.

«Хочу говорить о жизни по факту», — писал он в письме к Ботки­ну, и это стремление было в полной мере реализовано им в годовых обозрениях «Отечественных записок». Первый из них еще носил сле­ды его философских раздумий и напоминал научный трактат, но со второго Белинский обратился к анализу содержания журнальной пе­риодики, поскольку именно «в журналах теперь сосредоточилась наша литература и оригинальная, и переводная».

Обзор «Русская литература в 1842 году» был этапным в творчестве Белинского: он отказался от тезиса «у нас нет литературы» и конста­тировал «зрелую и мужественную силу» отечественной литературы. Основанием для этого стал выход «Мертвых душ» Гоголя. Определилось и его отношение к методу журналистского творчества. Белин­ский формулирует отношение к факту: «Факты ничто, — пишет он в начале обзора, — и одно знание фактов также ничто, все дело в ра­зумении значения фактов», а познать факт значит для него «перевести факт на идею». Отсюда и его требование к литературе и журналистике — быть не только верным отголоском общественного мнения, но и его ревизором, контролером и руководителем.

Обзоры Белинского носили полемический характер, особенно в той части, которая касалась произведений славянофилов. Анализи­руя творчество Языкова и Хомякова, он руководствовался не эстети­ческими соображениями, он критиковал их отношение к жизни, «не­истовую и глубокомысленную романтическую фразеологию в стихах и прозе». Его негодование вызывало их нежелание «снизойти до оз­накомления с толпою, до изучения ее характера, положения, потреб­ностей, нужд».

Большое место в обзорах 1844 и 1845 гг. занимает анализ произве­дений писателей «натуральной школы», существенную заслугу кото­рых критик видел в том, что она «обратилась к так называемой „тол­пе", исключительно избрала ее своим героем, изучает ее с глубоким вниманием и знакомит ее с нею же самою». Это, по мысли критика, и значит «сделаться вполне национальною, русскою, оригинальною и самобытною... выражением и зеркалом русского общества».

«Вся сфера современного общественного движения, — писал Бе­линский, — теперь выражается словом пресса: это живой пульс об­щества, по биению которого вернее, нежели по какому-нибудь дру­гому признаку, можно судить о состоянии общества в отношениях: политическом, административном, ученом, литературном, нравствен­ном, в отношении к народному духу, богатству, промышленности, ремеслам и пр., и пр.» Среди всех сторон жизни, отражаемых печа­тью, первое место Белинский отводит политическим проблемам.

В 1842 г. в статье «Литературный разговор, подслушанный в книж­ной лавке» Белинский дает точную характеристику сущности госу­дарства, лицемерно прикрывающего конституционными свободами подлинное лицо эксплуатации. Широко известны его слова о «запад­ных Чичиковых», «но в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвые души, а покупают живые души на свободных пар­ламентских выборах». В рецензии на роман французского писателя Э. Сю «Парижские тайны» Белинский отмечает лицемерие буржуаз­ных законов, провозгласивших формальное равенство всех членов общества. «Хорошо равенство! — пишет Белинский. — И будто легче умирать зимою в холодном подвале или на холодном чердаке, с женою, с детьми, дрожащими от стужи, не евшими три дня, будто легче гак умирать с хартиею, за которую пролито столько крови, нежели без хартии». Публицист пишет, что в буржуазном обществе «вся власть, все влияние на государство сосредоточены в руках владель­цев... а народ оказался совершенно отчужден от прав хартии, за кото­рую страдал».

Для пропаганды демократических идей Белинский использовал любой повод, и порой как бы случайно оброненная фраза говорила читателю больше иного трактата.

Демократическая публицистика «Отечественных записок» была полемически направлена против идей социального смирения, полити­ческой инертности. В рецензии на книгу стихов А. С. Хомякова, одного из лидеров славянофильского направления, напечатанной в «Отече­ственных записках», содержалась прямая декларация необходимости политического действия: «Дремлющему смирению нужен толчок, не­обходимы будильники, вызывающие на „делание", а не блистательные гипотезы, которые убаюкивают праздных, обещая им в будущем все возможные блага, а в настоящем обрекая на стояние и застой... При­том же смирение в политике вредно, сказал Карамзин, а народы, как восточные, так и западные, не могут существовать без политики».

Подбор литературы для рецензирования также носил определен­ный характер. Так, во 2-м номере журнала за 1842 г. в разделе «Французская литература» рецензировались книги, гак или иначе касав­шиеся событий революции во Франции. Это «Десять лег опытов во время революции» Ш. Лакретеля, «Воспоминания о терроре 1788-1795 гг.» Ж. Дюваля и «Воспоминания генерала М. Дюма» с обширным цити­рованием рассказов о революции.

Если обратиться к комплекту журнала за 1842-1845 гг. — время расцвета издания, — то трудно найти номер, где бы не было матери­ала, в той или иной степени не затрагивавшего проблем борьбы но­вого и старого, революционных процессов. Так, в 3-м номере «Оте­чественных записок» за 1845 г. в статье «Английская литература» говорилось: «...во всей Западной видна борьба старого с новым, бит­ва великая, битва на смерть».

Как правило, эта идея находила воплощение не в каком-то единич­ном материале, а во всех основных отделах журнала. В указанном номере «Отечественных записок» в рецензии на сочинения Констан­тина Масальского Белинский писал: «Дух жизни, ведущий человече­ство, всегда на стороне нового против старого; потому что без этого исключительного и одностороннего стремления всегда к новому, все­гда к будущему не было бы никакого движения, никакого хода впередне было бы прогресса, истории, жизни». Там же была напечатана и первая статья из цикла «Письма об изучении природы» Герцена. Та­ким образом, все содержание номера было выдержано в едином духе.

Аналогичную картину организации материала наблюдаем и в 4-м номере «Отечественных записок». В отделе «Иностранная литерату­ра» говорилось о книгах «История английской революции» Гизо, «История французской революции» Тьера, «История коммуны» Тьерри. Сочувственно изображалось восстание Яна Гуса: «Церковь отомстила Гусу за смелое его восстание, — писал журнал, — он был сожжен, сожжены были и книги его. Но если можно сжечь людей и книги, то нельзя сжечь идеи, которые из пепла возникают еще чище, еще сильнее, еще плодотворнее». Тема революции звучит и в следу­ющем, 5-м номере журнала. В нем читатель находит рассказ о поли­тической жизни Германии перед революцией. В рецензии на книгу Пертеса «Политическая жизнь Германии» явственно звучала мысль о закономерности революционных изменений, о необходимости со­циальных преобразований. В отделе «Смесь» была напечатана статья «Нынешнее состояние торговли неграми», вызывавшая аналогии с бедственным положением крепостных в России. В следующих номе­рах продолжали печататься большие статьи о книге Тьера «Консуль­ство и империя», а также «Письма об изучении природы» Герцена.

С особым вниманием «Отечественные записки» следили за поли­тической жизнью Франции и ее литературой. В 10-м номере читате­лю рекомендовалось сочинение Сент-Олера «История Фронды». «Франции, — писал журнал, — принадлежит пальма первенства по части новейших исторических сочинений. Народ, живущий столь полною политическою жизнью, не мог не произвести людей, способ­ных не только понимать, но и сочувствовать всякому социальному положению». Особо подчеркивалось в материале сочувствие соци­альному положению низов.

Под влиянием литературной критики Белинского и зменились тон и содержание отдела «Науки». С 1842 г. в журнале стал сотрудничать А. И. Герцен. Выдающимся явлением отечественной научной публи­цистики стал цикл его статей «Дилетантизм в науке», напечатанный в четырех номерах журнала в 1843 г. Ключевой проблемой, поднятой Герценом в «Дилетантизме в науке», был вопрос о внедрении науки в жизнь, о соединении научного знания с практической деятель­ностью. Главным выводом этих статей была мысль о том, что наука должна «перейти во всеобщее сознание», «сделаться достоянием площади и живоначальным источником деиствования и воззрения в каждого». Наука, по мысли Герцена, должна объяснить ход развития

человечества и место каждой личности в этом процессе. В статье не только раскрывалось преобразующее значение соединения науки и практики, но и подчеркивалась особая важность этой задачи в Рос­сии, скованной неподвижностью официальной идеологии. «Нам по­нравилось загребать жар чужими руками, нам показалось, что это в порядке вещей, чтоб Европа кровью и потом вырабатывала каждую истину и открытие: ей все мучения трудной беременности, трудных родов, мучительного кормления грудью, — а дитя нам, — писал Гер­цен. — Мы проглядели, что ребенок будет у нас — приемыш, что органической связи между нами и им нет...»

Дилетантизм, в представлении Герцена, — понятие собирательное. Это качество вообще присуще всем врагам науки, противникам про­гресса. Дилетанты — это и формалисты, «потерявшие дух за подроб­ностями и упорно остающиеся при рассудочных теориях и аналити­ческих труиоразъятиях», и романтики, которые «чувствуют необходимость пофилософствовать, но пофилософствовать легко и приятно, в известных границах». Всех врагов науки объединяет одно качество — нежелание включиться в конкретную жизнь общества.

Статьи Герцена были многоплановы и охватывали широкий круг вопросов, связанных с литературой, эстетикой, историей. В центре всех этих проблем находились попеки путей исторического развития, познать закономерности которого можно при помощи науки. Диа­лектический метод Гегеля как основа научного познания действитель­ности был активно воспринят Герценом.

Развитие, по Герцену, — это «нравственно благое, свободное дея­ние». «Ему должна предшествовать наука; без ведения, без полного сознания нет истинно свободного деяния». Там, «где начинается со­знание, там начинается нравственная свобода, — писал он, — каждая личность одействотворяет по-своему призвание».

Гак выстраивалась определенная логическая цепь, своего рода формула развития, вершителем которого является отдельная личность. В контексте своего времени, в стране, где всякая заявка на личную и гражданскую свободу могла быть воспринята как политическая кра­мола, эти мысли звучали особенно остро. В этой устремленности к воспитанию сознательного действия каждого человека состоял рево­люционизирующий пафос произведения Герцена. Цель познания, цель развития — «осуществление всего, что есть за душой, освобож­дение от естественных и искусственных нут».

Главным выводом из статей Герцена был вывод о необходимости «действия», «деяния». Проблема соотношения личности и общества решалась только при условии активной преобразующей деятельности каждого человека: «В разумном, нравственно свободном и стра­стно энергическом деянии человек достигает действительности сво­ей личности и увековечивает себя в мире событий». Личность, по мысли Герцена, призвана «в мир социально-исторический, нрав­ственно свободный и положительно-деятельный... человек не может отказаться от участия в человеческом деянии, совершающемся около него; он должен действовать в своем месте, своем времени».

В 1845 и начале 1846 г. в «Отечественных записках» был опублико­ван цикл статей Герцена «Письма об изучении природы». В «Пись­мах» Герцен материалистически обосновал поступательный ход раз­вития человеческого общества. «Мне хотелось одного, — писал он о цели своего произведения, — по мере возможности показать, что антагонизм между философией и естествоведением становится со всяким днем нелепее и невозможнее, он держится на взаимном непо­нимании, что эмпирия истинна и действительна, как идеализм».

В работе проводилась мысль, что историческое развитие обще­ства подчиняется тем же законам, что и живая природа. Принципи­ально важным для развития русской общественной мысли был вывод о том, что «философия без естествоведения так же невозможна, как естествоведение без философии». В подтверждение этого тезиса Гер­цен давал обширный экскурс в историю развития философии и есте­ственных наук. Идеи эволюции также вели к отрицанию окружающей действительности. В одном из «писем» — «Последняя эпоха древней науки» — Герцен эзоповым языком характеризовал время, «когда мыслящие люди разглядывают обличившуюся во всем безобразии лжи несоответственность существующего порядка с сознанием». Эти слова вполне могли быть восприняты читателем как характеристика современного ему общества.

Интерес «Отечественных записок» к социально-философской про­блематике объяснялся прежде всего стремлением прогрессивных русских мыслителей изменить окружающую действительность. В свою очередь, это стремление определялось нараставшими в стране антикрепостническими настроениями. Отсюда постоянная проекция философских и исторических проблем на общественную жизнь.

Начиная работу в «Отечественных записках», Белинский писал: «Если дело дойдет до того, что мне скажут: независимость и само­бытность убеждений или голодная смерть — у меня достанет силы скорее издохнуть, как собаке, нежели живому отдаться на позорное съедение псам. Что делать — я так создан». Независимость и само­бытность суждений критика, демократическая позиция способство­вали тому, что журнал «Отечественные записки» стал главным руководителем общественного мнения в 40-е годы, а его авторитет в глазах читателя возрастал с каждым номером. Тираж журнала вырос от 1200 экземпляров в год прихода Белинского до 5000 в 1846 г. Журнал рас­пространялся и в столицах, и в провинции, а если учесть обычную для российской интеллигенции практику передачи полюбившихся изданий для чтения в другие руки, то масштабы распространения ста­нут еще более внушительными.

С ростом тиража и авторитета журнала усилились цензурные пре­следования и происки охранительной прессы, особенно со стороны Ф. Булгарина. Уже в 1843 г. С. Уваров потребовал от цензоров «быть как можно строже» к периодике, а особенно к «Отечественным за­пискам». В 1846 г. в III Отделение поступает докладная записка Булга­рина «Социализм, коммунизм и пантеизм в России в последнее 25-летие». Основное место в ней отведено «Отечественным запискам». Булгарин предупреждает власти, что все направление журнала «кло­нится к тому, чтобы возбудить жажду к переворотам и революциям». Идейный сподвижник Булгарина литератор Б. Федоров, по воспоми­наниям современников, носил в III Отделение выписки из журнала «целыми корзинами».

Усиление цензурного наблюдения встревожило осторожного Кра-евского, боявшегося репрессий со стороны правительства. Он стал подвергать написанное Белинским «домашней цензуре», увеличил объем изнурительной черновой работы. Весной 1846 г. Белинский решил порвать с «Отечественными записками». Вместе с актером М. С. Щепкиным он предпринимает путешествие по югу России, а но пути останавливается в Москве, встречается с Герценом, Некрасо­вым и Панаевым. К этому времени у них созревает мысль о создании журнала, где бы Белинский мог чувствовать себя свободным от ре­дакторского произвола. Некрасов и Панаев начинают хлопотать о при­обретении пушкинского «Современника», который после смерти поэта находился в руках профессора Петербургского университета П. А. Плетнева. К октябрю 1846 г. вопрос о переходе журнала в руки Некрасова и Панаева был решен.

После ухода Белинского из «Отечественных записок», который Гер­цен по значению сравнивал с Ватерлоо, «после которого Наполеон все Наполеон — да без армии», в журнале произошли изменения, которые были особенно заметны по отделу критики и библиографии. Вместо Белинского его стал вести молодой публицист В. Н. Майков. 1847 г. «Отечественные записки» начали его статьей «Нечто о рус­ской литературе в 1846 году». Как видно из названия, критик и не претендовал на полный, как это делал Белинский, обзор литературыза прошедший год, ограничиваясь комментарием к заметным лите­ратурным явлениям. Белинский рассматривал 1845 и 1846 гг. как вре­мя торжества нового направления — критического реализма во главе с Гоголем и «натуральной школой». Майков же считал, что данный период для литературы «не имеет ровно никакого значения». Внут­ренняя полемика с Белинским, некоторая фрагментарность и отсут­ствие генеральной идеи, определенной точки зрения — это то, что характеризует статью Майкова. После его неожиданной гибели в июле 1847 г. ведущий отдел журнала возглавлял А. Галахов, а затем В. Ду-дышкин. Отдел критики терял острогу и авторитет в глазах читателя. В мог период в журнале на прежнем высоком уровне оставались лишь отдел словесности, где печатались Достоевский, Тургенев, Григоро­вич, и отдел науки (Грановский, Кавелин и др.).

Заметным явлением в творческой истории «Отечественных запи­сок» явились статьи либерально настроенного чиновника Министер­ства государственных имуществ А. Заблоцкого-Десятовского «При­чины колебания цен на хлеб в России», где публицист доказывал нерентабельность труда крепостного крестьянина и подводил читате­ля к мысли о необходимости изменения экономических отношений.

В четырех номерах «Отечественных записок» за 1847 г. была опуб­ликована статья В. А. Милютина «Пролетарии и пауперизм в Англии и во Франции». Милютин посвятил свою работу исследованию акту­альной и сложной проблемы, в которой была сфокусирована сущ­ность экономических вопросов того времени, — проблемы бедно­сти. Сама ее постановка имела в России особый смысл и вполне различимый политический подтекст. Впервые в русской журналисти­ке был дан развернутый анализ сложнейшей политико-экономиче­ской проблемы — проблемы нищеты.

Статья содержала острую критику взглядов современных Милюти­ну буржуазных политэкономов. Вместе с тем она была обращена и против защитников самодержавного строя в России. Рассматривая принципы организации капиталистического производства, публицист приходит к выводу, что оно основано на неравенстве распределения, и резко критикует его. «Ныне капитал и труд совершенно отделены друг от друга и ничем между собой не связаны. Интересы капитали­стов не только не тождественны с интересами работников, но даже противоположны им... Капитал в настоящее время давит труд, дово­дит его же до последней крайности, обращается с ним совершенно так же, как обращались некогда феодальные бароны со свои безза­щитными вассалами». Это сравнение, возможно, употреблено Ми­лютиным не случайно. Несостоятельность крепостной, феодальнойзависимости была очевидным фактом для многих. Но такую же несо­стоятельность обнаруживала и западноевропейская действитель­ность, капиталистическая система, натиск которой явственно ощу­щался в экономической жизни России. В статье выражалась надежда, что «недалеко то время, когда, не довольствуясь одними частными мерами, приступят к полному и существенному преобразованию хозяйственных отношений и заменят ныне существующее неустрой­ство более правильною, разумною и твердою организацией) труда». В 1848 г., когда уже начинался период «мрачного семилетия», эта статья Милютина, а также повесть Салтыкова-Щедрина «Запутанное дело», за которую писатель был отправлен в ссылку, вызвали особое негодование цензурного комитета. Краевский был вызван в III Отде­ление, где от него прямо потребовали придать журналу направление, «согласное с видами правительства». Редактор вынужден был согла­ситься и в июльском номере «Отечественных записок» опубликовал статью «Россия и Западная Европа в настоящую минуту», основной смысл которой вполне соответствовал тезису официальной идеоло­гии о пагубности европейского влияния на Россию. Так закончился самый блестящий период в истории журнала, на публикациях кото­рого было воспитано целое поколение отечественной интеллигенции XIX в. — шестидесятники.

Современник»

Созданный А. С. Пушкиным в 1836 г. журнал в течение следую­щего, 1837 г., сохранил периодичность выхода — один раз в три месяца. После смерти поэта по одному номеру журнала выпусти­ли II. А. Вяземский, А. А. Краевский, В. Ф. Одоевский и 11. А. Плет­нев. В 1838 г. его постоянным редактором и издателем стал профес­сор петербургского университета П. А. Плетнев. Под его руководством журнал не сумел выдержать ни направления, ни стро­гой периодичности: «Современник» нередко запаздывал с выходом, страдал эклектичностью содержания. В 1843 г. Плетнев попытался на­ладить ежемесячное издание, однако и это на фоне растущей попу­лярности «Отечественных записок» не помогло, и тираж журнала не превышал 300-400 экземпляров, а к 1846 г. имел всего 233 подписчи­ка. К этому времени ближайшие соратники В.Г. Белинского по «Отече­ственным запискам» Н. А. Некрасов и И. И. Панаев твердо решили создать собственный журнал. С помощью А. И. Герцена и Н. П. Огарева удалось найти необходимые средства, но задача осложнялась тем, что с 1836 г. в России действовало распоряжение, согласно которому частнымлицам запрещалось издание новых научно-литературных журналов. Поэтому Некрасов и Панаев обратились к Плетневу отдать им «Совре­менник» в аренду на очень выгодных для бывшего редактора условиях.

В октябре 1846 г. был составлен арендный договор на имя И. И. Панаева, и «Современник» фактически перешел в руки Некрасова и Панаева. Решено было пригласить на должность редак­тора А. В. Никитенко. Это был тактический ход, так как Белинский, для которого, собственно, и предпринималось новое издание, ни при каких условиях не мог рассчитывать на утверждение редактором, по­скольку его деятельность в «Отечественных записках» была на серь­езном подозрении цензурного ведомства. А. В. Никитенко был про­фессором Петербургского университета и одновременно работал в Петербургском цензурном комитете, отличаясь лояльным по отно­шению к властям поведением, либеральным, но достаточно осторож­ным образом мысли и имел довольно обширные связи как в среде чиновничества, так и среди литераторов, которые ценили его острые и точные литературно-критические выступления. Став официальным редактором «Современника», Никитенко надеялся повлиять на его направление, однако издатели журнала Некрасов и Панаев сделали все для того, чтобы его фактическим руководителем стал В. Г. Белин­ский. Начиная с 1847 г. содержание каждой книжки журнала форми­ровалось при его непосредственном участии.

Новый «Современник» взял лучшее из практики «Отечественных записок». Прежде всего, до 25 авторских листов был увеличен объем издания, что нередко превосходило журнал Краевского. На титуле «Современника» значилось: «Литературный журнал», и теперь под­писчики в качестве приложения могли получать лучшие отечествен­ные и зарубежные литературные произведения. Кроме того, дважды в год выдавались полные библиографические списки всех выходящих в России книг. За счет этого удалось разгрузить отдел «Библиогра­фия», который было решено объединить с отделом «Критика». «Кри­тика» предполагала более или менее основательный разбор произве­дений, а в библиографическом разделе часто использовался жанр рецензии-аннотации.

Основные отделы в журнале были уже привычными для читателя: «Словесность», «Науки и художества», «Критика и библиография», «Смесь», «Моды». Лицо и направление «Современника» в первую очередь определялось отделом «Словесность», где, но словам Белин­ского, тон задавали «русские повести с гоголевским направлением». Достаточно назвать четырнадцать рассказов И. С. Тургенева из «За­писок охотника», повесть А. Григоровича «Антон-Горемыка», «Полинька Сакс» А. Дружинина, очерки А. И. Гончарова, Е. Гребенки, «Сорока-воровка» А. И. Герцена. Кроме того, в приложении к перво­му номеру 1847 г. читатели получили романы «Обыкновенная исто­рия» И. А. Гончарова и «Кто виноват?» А. И. Герцена. Здесь были опубликованы стихотворения Некрасова «Тройка», «Псовая охота», «Еду ли ночью по улице темной» и др. Из «Современника» русский читатель познакомился в романами «Домби и сын» Ч. Диккенса, «Том Джонс» Филдинга, «Лукреция Флориани» Ж. Санд и со многими дру­гими замечательными произведениями западноевропейской литера­туры.

Отдел критики и библиографии открывался обзором В. Г. Белин­ского «Взгляд на русскую литературу 1846 года». В отличие от обзо­ров, печатавшихся в «Отечественных записках», в этом произведении основное место занимали не столько проблемы литературные, сколь­ко изложение общественной позиции критика и, в частности, вопро­сов дальнейшей судьбы России, осмысления роли и места страны в мировом историческом процессе. Начиная «Современник», Белин­ский и его соратники много размышляли о генеральной идее журна­ла. В одном из писем И. И. Панаев определил ее как «взгляд на европейское движение». В преддверии французской революции 1848 г. этот взгляд становился все более пристальным. В обзоре 1846 г. В. Г. Белинский писал: «Теперь Европу занимают новые вели­кие вопросы. Интересоваться ими, следить за ними нам можно и дол­жно, ибо ничто человеческое не должно быть чуждо нам, если мы хотим быть людьми. Но в то же время для нас было бы вовсе беспо­лезно принимать эти вопросы как наши собственные. В них нашего только то, что применимо к нашему положению... У себя, в себе, вокруг себя — вот где мы должны искать и вопросов, и их решения. Это направление будет плодотворно, если не будет блестяще».

Условием для решения этой проблемы Белинский считал изучение действительности, а основную задачу литературы видел в «сближе­нии с жизнью». Обращаясь к произведениям писателей «натураль­ной школы», он подчеркивал, что они «воспроизводят жизнь и дей­ствительность в их истине». За время работы в «Современнике» Белинский создал более сорока статей и рецензий. Среди них наибо­лее значительными стали два обзора (за 1846 и 1847 гг.), статьи о «Вы­бранных местах из переписки с друзьями» Гоголя и «Ответ Москви­тянину». Кроме того, он вел рубрику «Современные заметки», посвященную современной периодике. При этом по интенсивности и объему его работа в «Современнике» была значительно меньше той, которую он вел в журнале Краевского. Однако именно в «Современнике» он реализовался как настоящий руководитель издания, со­держание и качества которого он продумывал на протяжении всей творческой жизни. Под его влиянием «Современник» стал настоя­щим идейным наставником, руководителем общественного мнения и получил признание у читателя. Уже в первый год обновленный жур­нал увеличил тираж до 2000 экземпляров, лишь немного уступая «Оте­чественным запискам».

Под руководством Белинского, считавшего наличие позиции не­пременным условием успеха журнала в глазах читателя, был внут­ренне преобразован отдел «Науки и художества». Здесь были опуб­ликованы исторические статьи К. Д. Кавелина «Взгляд на юридический быт древней России» и С. М. Соловьева «Даниил Романович, князь Галицкий». При этом исторические проблемы рассматривались ав­торами «Современника» «с точки зрения настоящего». Внимание к истории, историческим трудам в этом журнале органически соеди­нялось с актуальными проблемами современности, и именно «Со­временнику» обязано своим появлением новое направление отече­ственной исторической школы, представленное трудами таких ученых, как С. Соловьев, Т. Грановский, К. Кавелин. В их произведениях исто­рическое прошлое предстает не как сумма фактов и событий, а преж­де всего как основание для понимания окружающей действительно­сти. С этой точки зрения оценивалась в отделе «Науки и художества» научная литература Запада. В 1847 г. в «Современнике» стал публико­ваться В. А. Милютин. Он дебютировал статьей «Мальтус и его про­тивники», посвященной книге «Опыт о з<

Наши рекомендации