Идейные искания «эпохи сознания»
Сороковые годы XIX в. — один из интереснейших периодов истории отечественной журналистики. Это десятилетие, внешне не обозначенное никакими выдающимися событиями, было временем напряженных теоретических исканий, одним из ключевых этапов в развитии русской общественной мысли. Страстная преданность передовой русской интеллигенции миру идей и идеалов, самоотверженность идейных исканий создавали вокруг этого периода особый ореол, придали ему особую значимость.
В. Г. Белинский назвал 1840-е годы «эпохой сознания». Специфика идейной жизни этих лет определялась, в первую очередь, процессом разложения феодально-крепостнических отношений, кризисным состоянием государственного строя. Этот кризис проявился и в экономической, и в политической жизни общества. Отмечаются рост числа крестьянских выступлений против помещиков и одновременно усиление политического давления со стороны самодержавного государства. Кризис крепостнической системы в сороковые годы становился все более явственным в связи с ростом капиталистических отношений внутри феодального государства. В это время наблюдается быстрое промышленное развитие страны, оживление торговли, увеличивается класс мелких производителей. Если в сфере экономической кризис еще только начинал проявляться, то в области идейной жизни он обнаружился наиболее отчетливо.
В сороковые годы XIX в. активизация общественной мысли обусловила поиски наиболее действенных средств влияния на сознание современников. Таким средством и стала журналистика. «Журналистика в наше время все», — писал в эти годы Белинский. «Журнал — все, и... нигде в мире не имеет он такого великого и важного значения, как у нас». При этом положение печати определялось политикой самодержавия в отношении средств массовой информации. Согласно цензурному уставу 1828 г. русская журналистика была лишена права не только критики, но и обсуждения любых действий правительства и лиц, находившихся на государственной службе, даже стоявших на низших ступенях сословной и бюрократической лестницы. Для усиления контроля за периодическими изданиями правительство использовало III Отделение. Как часть императорской канцелярии, оно стояло не просто вне общей системы правительственных учреждений, но и в определенной степени значительно выше их. В 1841-1842 гг. в III Отделении была организована — в дополнение к четырем существовавшим — пятая, цензурная, экспедиция. Ей было поручено «высшее наблюдение» за периодическими изданиями. Экспедиция получала обязательный экземпляр всех выходивших в России изданий, чиновники 111 Отделения входили в состав каждого цензурного комитет а, число которых увеличилось до двенадцати. Надзор за печатью официально вошел в круг полномочий политической полиции. Контролирование прессы приняло широкие масштабы.
В одной из докладных записок в III Отделение Ф. Булгарина, верноподданного издателя «Северной пчелы», содержи гея любопытное свидетельство того, в каких тисках находилась журналистика того времени. Булгарин писал: «Например, если бы я открыл, что булочник был пьян и оскорбил проходящую женщину, я приобрел бы врагов: 1) Министра внутренних дел. 2) Военного генерал-губернатора. 3) Обер-полицмейстера. 4) Полицмейстеров. 5) Частного пристава. 6) Квартального надзирателя. 7) Городового унтер-офицера». Даже Булгарин, которого трудно заподозрить в вольномыслии, выражал недовольство такой системой многоступенчатого контроля над печатью.
«Система сокрытия истины», как назвал Булгарин полицейско-бю-рократическую машину, управлявшую общественным мнением самодержавной России, действовала исправно. Отдавая себе отчет в растущем влиянии печати на умонастроения в обществе, правительство в эти годы продолжает расширять сферы своего влияния в этой области. Одна из них — укрепление провинциальной прессы. С 1838 г. в 41 губернии России стали выходить «Губернские ведомости», носившие официальный характер. Их содержание было строго регламентировано. «Губернские ведомости» состояли из двух частей — официальной и неофициальной. В официальной печатались приказы и распоряжения губернских правлений, дозволенная правительствоминформация о государственных делах — как правило, перепечатка из петербургских газет, чаще всего из «Северной пчелы». В 1846 г. создается циркуляр, регламентирующий содержание неофициальной части «Ведомостей». Здесь могли «быть помещаемы, на основании определения губернского правления, следующие известия: 1) о чрезвычайных происшествиях в губернии, 2) о рыночных справочных ценах на разные потребности, 3) о состоянии как казенных, так и частных значительнейших фабрик и заводов, 4) о выданных привилегиях на изобретение и составление компаний, 5) о способах улучшения сельского хозяйства и домоводства» и т. д. В 22 пунктах скрупулезно перечисляются темы, которые было разрешено освещать провинциальным журналистам. При такой системе правительственного и жандармского контроля губернские ведомости тех лет являлись, как правило, рупорами информации правительственного характера. В секретном циркулярном предписании от 19 марта 1846 г. шеф жандармов вменил в обязанность своим подчиненным иметь «неослабное наблюдение за издаваемыми в губерниях губернскими ведомостями, прочитывая оные со вниманием, и для выиграния времени доносить прямо его сиятельству шефу корпуса жандармов». Сам факт поощрения изданий в провинции и пристальный контроль за ними свидетельствовал о том, что царское правительство отдавало себе отчет в значении прессы как средства политического воздействия на общество. Исходя из этого, было сделано все, чтобы притормозить развитие частноиздательской деятельности и, наоборот, дать простор изданиям официального толка. Поощрялись ведомственные специальные издания, в основном рассчитанные на относительно узкий круг читателей, как, например, «Нувеллист», «Музыкальный свет», а также всякого рода «Записки» различных обществ. Всего за период с 1839 по 1848 г. было открыто 53 издания. Среди них 11 журналов, лишь 4 из которых носили характер литературно-общественный: «Отечественные записки», «Маяк», «Москвитянин», «Финский вестник». Основную массу изданий наряду с «Губернскими ведомостями» составляли журналы, альманахи, сборники. Газет было значительно меньше, и они, как правило, носили специализированный характер. Лишь немногие из них типологически можно отнести к литературно-общественным изданиям.
К таким изданиям правительство относилось с особым подозрением: именно они пользовались наибольшим успехом у читателя. В начале 1840-х годов была сделана попытка парализовать «вредное» влияние «Отечественных записок» созданием двух новых общественно-литературных журналов — «Маяк» (1840) и «Москвитянин» (1841).
Их возглавили С. А. Бурачек и М. П. Погодин — литераторы, чей образ мыслей находился в полном соответствии с официальной идеологией. 11равительство возлагало большие надежды на то, что они сумеют противостоять либеральным и демократическим идеям. Но этого не произошло. Журналы издавались на низком профессиональном уровне, мало учитывали запросы читателей, не отличались злободневностью. Тираж этих изданий был невелик, а общественное воздействие не шло в сравнение с публицистикой «Отечественных записок». «Маяк» и «Москвитянин» проповедовали казенный патриотизм, а нередко и воинствующий обскурантизм.
На сложном историческом перекрестке, после подавления движения декабристов, перед «впуганной в раздумье», по словам Н. П. Огарева, страной встала проблема осмысления путей дальнейшего развития, места России среди других народов и государств. Катализатором этого процесса стали революционные события в Европе. В причудливом переплетении теорий, учений, политических схем в русском обществе в сороковые годы определились основные идейные течения — крепостническое, либеральное и демократическое. Оформляются концепции официальной народности, западничества и славянофильства, а также идеология русской демократии.
Опорой правительственной идеологии была так называемая теория официальной народности. Ее основные постулаты были сформулированы еще в 1830-х годах министром народного просвещения С. Уваровым. Сам факт появления этой теории и га поддержка, которую оказало ей правительство, были закономерны. После разгрома восстания декабристов, в связи с усилением освободительного движения в Европе, революционными событиями тридцатых годов во Франции, пошатнувшими основы Священного союза, русское правительство остро ощутило необходимость в такой идеологической системе, которая могла бы противостоять как брожению умов внутри страны, так и влиянию общественного движения Запада, и в частности Франции, где ненавистное монархам слово «революция» вновь замелькало в гражданском лексиконе.
Установление единого идеологического режима в стране рассматривалось как надежное средство против влияния революционных идей 'Запада. «Истинно русскими охранительными началами» Уваров назвал православие, самодержавие, народность, составлявшие, как он писал, «последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества». Монархическая форма правления, согласно )юп концепции, объявлялась единственно отвечающей духу русского народа, а крепостное право — естественным состояниемверноподданных; религия была призвана освятить эти начала. 'Задача теории — усмирять «бурные порывы к чужеземному, к неизвестному, к отвлеченному в туманной области политики и философии», «умножать, где только можно, число умственных плотин».
На другом полюсе общественной жизни в сороковые годы формировалась противоположная официальной идеология русской демократии, которая отличалась глубокой непримиримостью к крепостническому строю, тормозившему процесс развития страны, стремлением к социальному переустройству общества. В «великом противостоянии» этих идеологий явственно обнаружился идейный кризис крепостнической системы.
В 1840-е годы оформляются либеральные течения западничества и славянофильства. Несмотря на известную условность этих терминов, они достаточно точно отражают содержание и внутреннюю ориентацию идейных программ, созданных представителями этих направлений. Следует отметить, что до сороковых годов оппозиционная правительству русская общественная мысль по существу не знала деления, была в известной мере однородной, несмотря на множество оттенков внутри нее.
Рожденные кризисом крепостнической системы, интенсивные поиски путей изменения общественного строя в сороковые годы пошли но двум направлениям. Одна часть русских мыслителей, так называемые западники, главное внимание сосредоточила на изучении исторического опыта Запада, государственного устройства стран, более развитых в экономическом и политическом отношении. Особенно интересовала русских Франция, пережившая крупные революционные потрясения. «Европеизация» России, за которую ратовали западники, означала прежде всего стремление включить страну в единый процесс мирового исторического развития.
Западники критически относились к крепостничеству, но им был чужд революционный характер преобразований. Не случайно окончательное идейное размежевание в этом лагере наступило во второй половине сороковых годов, когда в Европе началось революционное движение. В преддверии революции явственно обнаружились расхождения между либеральной частью западничества и его радикальным крылом во главе с Белинским и Герценом. И те и другие были ориентированы на изучение исторического опыта Европы. Но либеральную часть западничества больше интересовали проблемы государственного, культурного, экономического развития Европы, ставшей на путь капиталистического развития. Идеологи революционной демократии пристально изучали социальный опыт Европы и тщательней всего — опыт революции.
Возникнув на той же оси общественного напряжения, что и западничество, славянофильское направление в поисках идеала общественного устройства обратилось к изучению истории, государственного строя и духовной жизни допетровской России. Славянофилы выдвинули тезис о самобытном пути исторического развития России. Эту самобытность, по их мнению, придавало ей то обстоятельство, что Россия, принявшая христианство от Византии, не знала завоеваний и потому образовала свой, только ей присущий уклад общественной жизни, основанный на христианской общине. Славянофилам, сосредоточившим свое внимание на религиозных основах русской жизни, были чужды идеи неизбежности революций, социальных потрясений. Они отвергали крепостное право как форму насилия над личностью, противную духу христианского братства. Критика славянофилами крепостничества сочувственно воспринималась Белинским и Герценом, но в то же время теорию славянофилов они подвергли резкой критике за историческую ограниченность и религиозный мистицизм.
Наличие трех политических сил в обществе, трех идейных лагерей отразилось в печати. Определяются следующие направления в изданиях этого времени. Прежде всего, это многочисленные издания официального направления, отражавшие идеологические установки крепостнического государства: журналы министерств (МВД, народного просвещения, государственных имуществ), губернские ведомости, «Северная пчела», правительственные вестники и основная масса специализированных изданий. Кроме того, в печати этого периода нашли отражение процессы, связанные с развитием буржуазных отношений и реализовавшиеся в идеологии либерализма, которая объединила оппозиционные царскому самодержавию политические силы — западников и славянофилов. На левом фланге этого направления формировалась идеология революционной демократии.
Процесс политической дифференциации общества в сороковые годы самым непосредственным образом отразился в печати. Как писал Белинский, «журнальные мнения разделяют публику на литературные котерии». Внимание читателя к тому или иному органу печати определялось прежде всего его направлением, а это направление, в свою очередь, — тем, какие идейные позиции проповедовало издание.
Однако нельзя представлять себе дело так, будто существовали органы печати, «стерильно» четко придерживавшиеся той или иной идейной ориентации. По политическим качествам печать сороковых годов представляла собой явление чрезвычайно сложное, пестрое и противоречивое. Практически каждое издание на протяжении десятилетия переживало идейные колебания. Так случилось, например, с журналом «Москвитянин». Созданный как орган официальной идеологии, в 1845 г. он перешел в руки славянофилов и под редакцией П. В. Киреевского изменил направление. Этот период продолжался недолго, всего три месяца. Затем журнал снова вернулся на исходные позиции официальной народности. В 1843 г. произошли изменения н направлении официальных газет «Московские ведомости» и «Русский инвалид». Несмотря на то что эти газеты контролировались правительственными учреждениями — соответственно Московским университетом и Военным министерством, они были арендованы частными лицами. Редактором неофициальной части в «Московских ведомостях» стал Е. Ф. Корш, «Русского инвалида» — А. А. Краевский. Начиная с этого времени их содержание формировалось под сильным воздействием демократического журнала «Отечественные записки». То же самое произошло и с «Санкт-Петербургскими ведомостями» в 1847 г., когда газету возглавил А. Н. Очкин.
Газетный мир этого периода не отличался разнообразием. Российский читатель еще плохо воспринимал разницу между газетой и журналом. Определившийся еще с XVIII в. тип официальной газеты, как. например, «Санкт-Петербургские ведомости», еще крепко стоял на ногах. Отряд официальной и официозной прессы был представлен губернскими ведомостями и официозной «Северной пчелой». Тем не менее в сороковые годы наблюдаются некоторые изменения как в содержательной модели газет, так и в расширении типологии изданий.
Возникший еще в начале 30-х годов при участии А. С. Пушкина тип «литературной газеты» окончательно утверждается в сороковые годы. «Литературная газета» этого периода стала одним из лидеров газетного рынка и разделяла демократические позиции «Отечественных записок».
Ее творческая биография состоит из нескольких периодов, наиболее интересным среди которых были 1841 -1845 гг. В это время в газете активно сотрудничал И. А. Некрасов, а в 1844-1845 гг. — В. Г. Белинский, печатались другие авторы «Отечественных записок». Общественно-литературная позиция газеты отчетливо проявилась в полемике с «Северной пчелой» и другими проправительственными изданиями. Демократическая печать рассматривала булгаринские издания как средство дезориентации читателя и постоянно разоблачала их методы воздействия на подписчиков.
Утверждение в литературе принципов критического реализма, защита завоеваний «натуральной школы» с ее пристальным вниманием к трагедии личности в условиях самодержавного государства, воспитание мыслящего, критически относящегося к действительностичитателя — таков неполный перечень проблем, затрагивавшихся газетой.
Активизация полемики в «Литературной газете» с Булгариным совпала с той кампанией против главы «рептильной» литературы, которую в 1842 и 1843 гг. особенно активно вел Белинский в «Отечественных записках». Почти в каждой из статей цикла «Литературные и журнальные заметки» он не упускал случая ответить на злобные выпалы издателя «Северной пчелы» или прокомментировать его мнение.
Нейтрализовать Булгарина было важно для прогрессивной печати еще и потому, что на страницах его изданий постоянно подвергались критике Гоголь, Лермонтов, т. е. писатели, творчество которых Белинский связывал с освоением нового метода литературы — критического реализма. Трактовка произведений Гоголя — одна из главных i ем полемики сороковых годов. «Литературная газета» была полностью солидарна с позицией «Отечественных записок». Характерно, что основные выступления газеты о творчестве Гоголя и по времени совпадали с рецензиями Белинского в «Отечественных записках».
Когда в конце 1842 г. вышло собрание сочинений Гоголя, «Литературная газета» поспешила сразу же сообщить об этом своим читателям. Комментируя это событие, она называла «замечательными» впервые напечатанные там повесть Гоголя «Шинель» и пьесу «Женитьба». В статье в пародийной форме излагались все возможные мнения критиков о творчестве Гоголя. И хотя здесь не называлось ни одной фамилии, было ясно, что газета ведет бой но тем же мишеням, что и Белинский: «В Москве начнут доказывать, — иронизировал рецензент, — что Гоголь — Аристофан и Теренций нынешнего века; другие будут опровергать это и покажут только, что до и после Гоголя не было и не будет русской литературы; третьи станут придираться к опечаткам и неправильным оборотам языка». «Наконец четвертые, — писал автор, имея в виду, конечно, точку зрения Булгарина, — станут доказывать, что Гоголь совершенно бездарный человек, которого приятели прославляют за тем, чтобы уронить других сатирических писателей. Ну, уж это будет чистая сатира на русскую литературу: где же у нас эти сатирические писатели, которых уронить можно и которые могли бы хоть чем-нибудь помериться с Гоголем».
В целях полемики «Литературная газета» использовала любой намек. Так, о Булгарине она язвительно замечала: «Он смешивает формат с величиною бумаги, а в этом такая же разница, какая в сочинениях Гоголя и Булгарина». Полемический смысл этого сравнения станет ясен, если иметь в виду, что Булгарин неоднократно заявлял об отсутствии таланта у Гоголя и утверждал, что его нельзя сравнитьдаже с такими писателями, как Одоевский и Соллогуб, «которые выше г. Гоголя, как Чимборасо выше Пулковской горы».
Наряду с защитой Гоголя против его ложных истолкователей газета обратила внимание на творчество Лермонтова. В рецензии на «Стихотворения» Лермонтова указывалось, что развитие его таланта «обещало много блестящего и образного». «Литературная газета» была одним из немногих русских изданий, сообщивших о гибели поэта. Сообщение об этом появилось в 89-м номере за 1841 г. под рубрикой «Литературные и театральные новости». Видимо, по цензурным соображениям газета не смогла уделить больше места и внимания гибели опального поэта.
Выступления «Литературной газеты» по вопросам театрального искусства также представляют большой интерес. Назовем главные направления, по которым развивалась театральная критика на страницах газеты. Это, во-первых, глубокая неудовлетворенность репертуаром театров, стремление повлиять на формирование эстетических вкусов зрителя, воспитать его в критическом отношении к театру развлечений, который господствовал тогда. Во-вторых, серьезные раздумья о специфике и назначении драматургических жанров, о роли театрального критика. В-третьих, борьба с псевдопатриотическими произведениями записных русских драматургов Г. Ободовского и Н. Полевого, разоблачение их антихудожественной сущности.
В 1844 и 1845 гг. в газете, как уже отмечалось, наиболее интенсивно сотрудничали Белинский и Некрасов. В области литературной теории можно считать программными статью Белинского «Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году», напечатанную в 1-м и 2-м номерах за 1844 г., и «О партиях в литературе» — в 17-м номере за 1845 г.
Большой интерес представлял в «Литературной газете» отдел «Записки для хозяев». Им руководил А. И. Заблоцкий-Десятовский, известный русский экономист, автор знаменитой статьи «О причинах колебания цен на хлеб в России», которая была опубликована в 1847 г. в «Отечественных записках» и получила одобрительный отзыв Белинского. В 1845 г. в 8-м номере «Литературной газеты» появилась заметка за подписью Никифор Работягин под названием «О нынешнем состоянии цен на хлеб в разных местах России», по-видимому, написанная Заблоцким, которую можно считать своеобразной заготовкой для большой журнальной статьи. Общедемократическая позиция газеты отразилась даже в таком малозначительном, на первый взгляд, подотделе, как «Кухня». Его вел В. Ф. Одоевский, который в фельетонной форме высмеивал тех, у кого «желудочные отправления суть главные и единственные в жизни».
В 1845 г. появился материал иол заголовком «Письма к доктору Пуфу». В первом письме автор, назвавший себя док гор Кнуф, задавал такие, например, вопросы: «Скажите-ка, отчего бывает много-много людей, которым нечего есть? Что уделит ваша богатая наука на долю бедняка, который имеет для своей пищи мякину? Научите, как сделать консоме, салями, пудинг или ростбиф из мякины и воды?» «...Не забудьте, — предупреждал автор, — что это предмет весьма важный. Бедняки, я думаю... составляют везде большинство». Такого рода намеки приобретали социальное звучание, и рубрика «Кухня» была лишь своеобразной ширмой, за которой скрывались злободневные мысли.
В 1845 г., через шесть недель после выхода книги Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», в «Литературной газете» появилась первая русская рецензия на нее, что говорило о явном интересе издания к острым социальным проблемам.
Газета «Московские ведомости» изменила направление с 1843 г., когда редактором стал Е. Ф. Корш. Е. Корш был дружен с Герценом, Грановским, Огаревым и разделял их взгляды. «Московские ведомости» проявляли большой интерес к исследованию социальных проблем.
В частности, здесь публикуется немало материалов, посвященных экономическим вопросам. Особенно активно обсуждались вопросы свободы торговли, тарифные системы, научная литература по экономике. «Московские ведомости» стали инициатором полемики но этим вопросам. При этом экономические проблемы рассматривались вместе с социальными.
Характерным свидетельством может служить, например, статья «О будущности денег», напечатанная в 1846 г. «У кого есть деньги, — говорилось в ней, — тот наслаждается всем: почетом, отличиями, удовольствиями и покоем. Богач везде играет главную роль, задает тон, управляет, приказывает. Бедный не значит почти ничего или составляет только вещь, которою пользуются другие, извлекая из нее свои выгоды». В статье прямо выражалась надежда на то, что такой порядок будет устранен: «Нет возможности допустить, чтобы владычество денег и проистекающий из этого превратный быт имели перед собой бесконечную будущность».
В газете Е. Корша публиковались острые материалы антикрепостнического характера, например «Освобождение негров во французских колониях». В иносказательной форме в статье звучало требование освобождения русских крестьян от крепостного нрава, их положение прямо сравнивалось с рабством негров.
Эта статья 1844 г. привлекла внимание цензуры, особенно следующий отрывок: «Невольничество противно законам нравственности; оно развращает и господина и раба; первого тем, что дает ему над невольниками безответственную, беспрерывно гнетущую власть... последнего тем, что уподобляет его скоту, заменяя всякую разумную деятельность страхом плети и слепым повиновением». Шеф жандармов А. Орлов справедливо нашел в нем «смысл более обширный и не до одних негров относящийся». Газете было вынесено предупреждение, но, несмотря на это, в 1846 г. в статье «Невольничество во французских колониях» эти же мысли были заострены до предела: «Невольничество, развращающее хозяев и губящее невольников, не может быть облагорожено, а должно быть истреблено как можно скорее».
В 1847 г. впервые была предпринята попытка создать городскую газету. Это был «Московский городской листок». Газета просуществовала всего один год. Она выходила 2 раза в неделю и, судя по содержанию, намеревалась стать конкурентом ведущей газете страны — «Северной пчеле» Булгарина. Редактор газеты В. Драшусов предпринял усилия, чтобы наладить постоянную информацию о жизни Москвы. В январе 1847 г. появился «Отдел городских слухов», который вскоре уступил место другим: «Движение торговли», «Зрелища и увеселения», «Объявления», «Москва». Но наладить информационную службу газете не удалось.
Не смогла редакция определиться и с направлением. Состав редакции был чрезвычайно пестрым. Здесь публиковались С. Шевы-рев, М. Загоскин, Д. Вельтман —литераторы и публицисты официального направления, в то же время сотрудничал А. Д. Галахов, постоянный автор «Отечественных записок». В газете был опубликован очерк А. И. Герцена «Станция Едрово». печатались «физиологические очерки» Е. Гребенки, литератора «натуральной школы».
Непоследовательность позиции «Московского городского листка» можно проиллюстрировать следующим примером. Начиная с 3-го номера в ней печатались лекции профессора Московского университета С. Шевырева «Общий взгляд на историю искусств и поэзию в особенности». В них .много места было уделено беллетристике Запада. Западная литература, по мнению автора, изжила себя: «Душевная личность Запада кончила свой период».
Спустя несколько месяцев в газете появляется прямо противоположное суждение. В четырех номерах печатается статья французского автора Тальяндье-Рене «Литература и писатели во Франции в течение последних десяти лет». В редакционной заметке, предпосланной статье, говорилось: «Мы поместили ее в листке не с тем, чтобы словами французского публициста вторить той неприязни Западу, которая и без того выражается в нашей литературе с немалою самонадеянностью». Автор ее, как можно предположить, сам редактор В. Драшусов, призывает смотреть на Запад «теплым сердцем» и возражает людям, «привыкшим повторять, что Запад того и жди испустит дух». «Мы уверены, — пишет он, — что есть твердое основание к полезному общению мысли между всеми европейскими народами, не исключая отсюда и русских, какое бы своеобразное не ожидало их развитие».
Явная эклектичность идейной позиции издания, недостаточный профессионализм в организации редакционной работы явились основными причинами прекращения выхода газеты. Судьба ее подтвердила справедливость теоретического вывода, сделанного В. Г. Белинским, что жизненным условием существования всякого издания является наличие определенной идейной позиции.
Интересы прогрессивного русского общества, одушевленного поисками социального идеала, нашли отражение в публицистике «Отечественных записок», а также «Современника» в 1847-1848 гг. В этих изданиях консолидировались основные силы русской демократии. Несмотря на все усилия правительства регламентировать идейную жизнь, заключить ее в строгие рамки официальной идеологии, оно не смогло остановить развитие прогрессивной общественной мысли.
В 1845 г. в Петербурге стал издаваться журнал «Финский вестник» (1845-1850). В заявлении от редакции сообщалось, что издание имеет две главные цели: 1) знакомить Россию со Скандинавией и Финляндией, 2) знакомить Финляндию с Россией. Предполагалось, что в журнале будут отделы «Северная словесность», «Северная история», «Нра-воонисатель», где будет представлен «тот род литературы, который мы называем нравоописательным, связанным с именем Гоголя, который «могущественно сдвинул» его. Предполагались также отделы «Науки и художества», «Библиография», «Смесь». Другими словами, журнал задумывался но энциклопедической программе, а направление ориентировалось на «Отечественные записки».
В программной статье «От редакции», опубликованной в первом номере «Финского вестника», открыто декларировалась верность позиции В. Г. Белинского. Сама программа была составлена В. Н. Майковым, который был приглашен Ф. Дершау в качестве соиздателя-редактора. Сотрудничество Майкова в «Финском вестнике» продолжалось
недолго, но крайней мере не больше гола, гак как уже на следующий год он был приглашен А. Краевским в «Отечественные записки».
Полностью реализовать намеченную в программной статье задачу журналу не удалось. Во всяком случае, до «критического исследования нас самих», как говорилось в ней, издание не поднялось. В редакционной политике проявлялась чрезвычайная осторожность, осмотрительность. Журнал носил скорее научно-литературный, нежели общественно-политический характер и сторонился освещения серьезных общественных проблем, предпочитал, как говорилось в редакционной статье, не придерживаться «никакой партии исключительно». В целом его направление можно охарактеризовать как либерально-просветительское.