Словесности, наук и художеств, «Русская Талия» Ф. В. Булгарина
«Полярная звезда» А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева, «Звездочка»,
«Мнемозина» В. К. Кюхельбекера и В. Ф. Одоевского,
«Русская старина» А. О. Корниловича.
«Невский альманах» Е. Аладьина)
В первой четверти XIX в. литературные альманахи упрочили свое положение в журналистике, хотя в количественном отношении уступали журналам и газетам.
Альманах — небольшого размера (в двенадцатую долю листа) «карманная книжка» — состоял, как правило, из двух отделов: «Поэзия» и «Проза». Успех издания в значительной степени зависел от известности участвующих в нем писателей и от количества поставляемых ими художественных произведений. Альманахи выходили преимущественно раз в год и не отличались долговечностью.
В 1802-1803 гг. появились в свет две книжки стихотворного альманаха «Свиток муз» — печатный орган Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Помимо патриотических од и наполненных гражданским пафосом стихотворений И. Борна, В. По-пугаева, А. Востокова и других членов Вольного общества здесь был помещен некролог «На смерть Радищева» Борна. Некролог состоял из двух частей — поэтической, восхвалявшей истинный патриотизм того, «кто силы не страшася ложной, дерзает истину вещать», и прозаической, излагавшей биографию «истинно великого человека».
Театральный альманах «Русская Талия, подарок любителям и любительницам отечественного театра на 1825 год», издателем которого был Фаддей Венедиктович Булгарин, опубликовал отрывки из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», переводы из комедий и трагедий Вольтера, Мольера и других отечественных и зарубежных авторов, биографии известных русских деятелей театра.
Значительным успехом у читателей пользовался альманах Александра Александровича Бестужева (Марлинского) и Кондратия Федоровича Рылеева «Полярная звезда» — «карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности». Вышли три книжки альманаха, в которых напечатали свои художественные произведения лучшие поэты и писатели той поры.
Первая книжка альманаха на 1823 г. открывалась литературным обозрением А. Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». В нем давалась панорама литературной жизни России, выявлялись основные тенденции развития отечественной словесности. Отмечая замечательные достижения на пути российской литературы: «Слово о полку Игореве», творчество Ломоносова, Фонвизина, Крылова, Карамзина, Пушкина, Рылеева, — автор находил в разбираемых произведениях «дух народа», «знание языка и нравов русских», подчеркивал их просветительский характер. Первую книжку «Полярной звезды» украсили стихотворения А. С. Пушкина «Овидию», «Гречанке», «Мечта воина»; отрывок из «Орлеанской девы» Шиллера в переводе В. А. Жуковского; думы К. Ф. Рылеева («Мстислав Удалой», «Иван Сусанин»); стихотворение Е. А. Баратынского «К Дельвигу» и др.
Во второй книжке альманаха на 1824 г. было напечатано годовое литературное обозрение А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года». В нем анализировались творения Булгарина, Олина, и автор делал вывод, что «ни один еще год не был беднее оригинальными произведениями прошедшего 1823 года». Бестужев противопоставлял современному «бездейственному покою» успехи словесности в Отечественную войну. Его замечание о том, что «гром отдаленных сражений одушевляет слог авторов», предвещало будущие великие достижения отечественной литературы, посвященные патриотическому подвигу россиян в 1812 г. Во второй книжке «Полярной звезды» появились стихотворения Пушкина, Баратынского, Батюшкова, Вяземского, Кюхельбекера, отрывок из аоэмы Рылеева «Войнаровский», басня Крылова, художественная проза Жуковского, А. Бестужева.
Третья и последняя книга «Полярной звезды» открывалась обозрением А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов», в котором автор обосновывал свой тезис «у нас нет ли литературы» и называл причины, замедлявшие ход словесности, в том числе «безнародность» и «подражательность». В третьей книжке альманаха были напечатаны отрывки из поэм Пушкина «Цыганы» и «Братья-разбойники», отрывок из поэмы Рылеева «Наливайко», произведения Грибоедова, Крылова, Н. Бестужева, Ф. Глинки и др.
Под пером А. Бестужева жанр литературного обозрения обрел свою специфику: концептуальность, аналитичность, сюжетную стройность, четкие хронологические рамки. Эти качества, как и сам термин «взгляд» применительно к жанру обозрения, были подхвачены В. Г. Белинским, считавшим А. Бестужева создателем жанра ежегодных обозрений литературы.
Бестужев-обозреватель высоко ставил народность литературы, понимая под этим ее обращение к героической истории отечества, народному творчеству и языку — «звучному, богатому, сильному». Он осуждал «рабское подражание» иноземному, критиковал литерато-
ров, творчество которых, не согретое народной гордостью, «вместо того, чтобы возбудить рвение творить то, чего у нас нет, старается унизить даже и то, что есть». К истинно народным писателям он причислял Грибоедова, Крылова, Пушкина.
Суждения Бестужева, высказанные в обозрениях словесности, находили художественное продолжение в публикациях «Полярной звезды», отдававшей предпочтение отечественной поэзии и прозе. В «Исповеди Наливайко» К. Ф. Рылеева звучали мотивы жертвенности во имя свободы народа: «Но где скажи, когда была // Без жертв искуплена свобода?» Ф. Н. Глинка в стихотворении «Песнь пленных иудеев» признавал пагубность деспотизма для общества: «Рабы, влачащие оковы, // Высоких песен не ноют!» В повести «Роман и Ольга» А. А. Бестужев воспевал новгородскую вольность и подвиг ради народного блага.
«Полярная звезда» содействовала выходу альманаха на авансцену русской журналистики. По словам В. Г. Белинского, «успех „Полярной звезды" произвел в нашей литературе альманачный период, продолжавшийся с лишком десять лет».
Первая книжка «Полярной звезды» вышла тиражом 600 экземпляров, вторая уже 1500, окупив все издержки издания и принеся прибыль. Рылеев и Бестужев ввели гонорар для оплаты труда авторов.
Издатели «Полярной звезды» готовили следующую книгу альманаха, однако осуществить в полной мере свой замысел не смогли. Поступивший литературный материал, в том числе отрывок из «Евгения Онегина» (ночной разговор Татьяны с няней) Пушкина, повесть О. Сомова «Гайдамак», отрывок из поэмы Баратынского «Бал» и др., они решили издать под названием «Звездочка». Во время событий 14 декабря альманах находился в типографии, тираж его был арестован и спустя некоторое время уничтожен.
В 1824 г. инициатором издания в Москве альманаха «Мнемозина» выступили Вильгельм Карлович Кюхельбекер и Владимир Федорович Одоевский. В том же году вышли три книжки альманаха, год спустя последняя, четвертая. Своей структурой, периодичностью «Мнемозина» более соответствовала журнальному виду периодики. В ее отделах «Философия», «Военная история», «Изящная проза», «Стихотворения», «Критика и антикритика», «Смесь» печатались научно-популярные статьи по эстетике и естествознанию, путевые очерки и критические статьи, стихотворения и художественная проза. Помимо издателей в альманахе участвовали Пушкин, Грибоедов, М. Павлов.
Программное значение для альманаха имела критическая статья Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». Осуждая культ фусти и уныния в современнойсловесности, Кюхельбекер писал: «Картины везде одни и те же: луна, которая, разумеется, уныла и бледна, скалы и дубравы, где их никогда не бывало, лес, за которым сто раз представляют заходящее солнце, вечерняя заря; изредка длинные тени и привидения, что-то невидимое, что-то неведомое, пошлые иносказания, бледные, безвкусные олицетворения Труда, Неги, Покоя, Веселия, Печали, Лени писателя и Скуки читателя; в особенности же — туман, туманы над водами, туманы над бором, туманы над полями, туман в голове сочинителя». Кюхельбекер высмеивал «риторические фигуры» в произведениях представителей элегического романтизма и противопоставлял им гражданский пафос поэта, который «мещет перуны в супостатов, блажит праведника, клянет изверга». В числе критикуемых авторов оказались Пушкин, Жуковский, Батюшков. Как и «Полярная звезда», «Мнемозина» хорошо расходилась. Первая книжка имела тираж 600 экземпляров, последующие — вдвое больший.
Подобно «Мнемозине», размыванию структуры альманашного издания содействовала «Русская старина» — «карманная книжка для любителей и любительниц отечественного на 1825 год». Издателем ее являлся участник Вольного общества любителей российской словесности А. О. Корнилович, его ближайшим помощником — донской историк В. Сухорукое. Их статьи исторического характера составили содержание единственной книжки альманаха.
Цикл статей Корниловича «Нравы русских при Петре Великом», одобрявших реформаторскую деятельность Петра I, внимательно изучал Пушкин, работая над «Арапом Петра Великого». О цикле статей Сухорукова «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях», посвященных нравам и обычаям казачества, положительно отозвался А. Бестужев в обозрении «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов».
Большей долговечностью по сравнению с названными альманахами отличался «Невский альманах» (1825-1833). Его издатель Е. Аладьин, вложивший в свое предприятие 2000 рублей, полученных в качестве награды за раскрытие контрабанды на купеческих кораблях, рассчитывал на прибыль, по примеру «Полярной звезды». При этом он проявил понимание рыночной конъюнктуры. Его альманах в рекламных целях пестрел именами знаменитостей, изящно оформлялся, печатал иллюстрации, в том числе к «Евгению Онегину» и «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина. Вместе с тем книжки альманаха заполнялись стихами графа Хвостова, Б. Федорова, других плодовитых, но малоодаренных авторов.
Попытки издателей реализовать коммерческие замыслы в журналистике активизировались в следующем десятилетии.