Тема 20. Работа с разными типами словарей
1.В каком случае для выбора правильного варианта не следует обращаться к орфоэпическому словарю:
1.стакан чая – стакан чаю;
2.п<о>эт - п<а>эт;
3.обеспЕчение – обеспечЕние;
4.було<ч>ная - було<ш>ная.
2.В каком случае для выбора правильного варианта следует обратиться к словарю синонимов:
1.добрый - злой;
2.эффектный - эффективный;
3.ключ - ключ;
4.актер – лицедей.
3.В каком случае для выбора правильного варианта следует обратиться к словарю паронимов:
1.духовный – душевный;
2.красный – алый;
3.цехи – цеха;
4.килограмм гороха (-у).
4.В каком случае для выбора правильного варианта следует обратиться к словарю «Управление в русском языке»:
1.Искристый (искрИстый) снег;
2.сложив (сложа) руки;
3.искусно – искусственно;
4.по приезде (-у) домой.
3.
5.Каким словарем вы не воспользуетесь при выборе вариантов
ходАтайствовать – ходатАйствовать, согласно распоряжению или распоряжения, поделки или подделки, Ш<о>пен - Ш<а>пен:
1.Орфоэпический словарь.
2.Словарь паронимов.
3.Словарь управления.
4.Этимологический словарь.
Заочная форма обучения
Виды текущего контроля:
-написание теста.
Виды итогового контроля:
-зачет.
Тест
ТЕМА: НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
1.Отметьте неверные, на ваш взгляд, высказывания:
-язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей;
-искусственные знаковые системы могут передавать лишь ограниченные по своему содержанию типы сообщений;
-язык не является средством развития культуры и средством ее усвоения каждым из членов общества;
-способность говорить – врожденная способность человека;
-с точки зрения формы речь может быть монологической и диалогической; с точки зрения количества говорящих – устной и письменной;
-речевые произведения, обладающие осмысленностью, цельностью, принято называть текстами;
-обязательная норма закрепляет в языке несколько вариантов употребления;
-«младшая» норма по времени возникновения в языке всегда предшествует «старшей»;
-изменение норм часто вызывается действием законов аналогии и экономии.
2. Расставьте ударения в следующих словах:газопровод, договор, досуг, дремота, изобретение, мусоропровод, мышление, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель, иконопись, созыв, феномен, вероисповедание, диспансер, квартал, недуг, столяр, христианин.
3.Добавьте в схему недостающие звенья:
Стили литературного языка
Книжные
4.Объясните различия следующих паронимов:
единичный | единственный | единый |
логический | логичный |
эффективный | эффектный |
5.Составьте предложения с данными парами слов, поясняя тем самым их лексическое значение:
ожог ожег________________________________________________________________________________________________________________________________________________
разредить
разрядить____________________________________________________________________________________________________________________________
6.Подберите определения, правильно согласуя их с существительными. Определите род имен существительных:
безе – боа (шарф) – боа (удав) - киви (птица) – киви (фрукт) - кольраби – коммюнике – цунами – кимоно - | Калахари – пенальти – салями – табу – хиппи – Батуми – суахили – депо – лото – |