Отметьте предложение, где слово употреблено без учета его значения
1. Красота русской природы всегда вдохновляла художников-пейзажистов.
2. На привале мы читали отрывки из стихотворений любимых поэтов.
3. Северный полюс долгое время оставался недоступным для исследователей.
4. Красивы весной березки в своем подвенечном саване.
2. Укажите, в каком ряду все слова употреблены в прямом значении:
1. плести венок, лететь самолетом, раскрыть чемодан;
2. серебряный голос, надежды разлетелись, пахать на хозяина;
3. втереться в доверие, лететь сломя голову, взорвать обстановку;
4. искать подход, вразумительный ответ, дорожка к сердцу.
3. Лексическое значение слова указано неверно в примере:
1. Латентный - частный, неофициальный.
2. Вербальный - устный, словесный.
3. Ретроспективный - обращенный к прошлому, посвященный рассмотрению прошлого.
4. Превентивный - предупреждающий, предохранительный, предупредительный.
Найдите предложение, в котором слова не соответствуют тем предметам, признакам или явлениям, которые они обозначают
1. Началась избирательная кампания.
2. В парке было посажено тридцать два дерева.
3. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков.
4.В зале в основном были люди пожилого возраста – многолетние читатели газеты.
Найдите предложение, в котором слова не соответствуют тем предметам, признакам или явлениям, которые они обозначают
1. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека.
2. Он ознакомился с серией новых компьютеров.
3. Бабушка ласково кивает головой.
4. Сегодня все идут на собрание.
Тема 10. Лексические нормы литературного языка. Лексическая сочетаемость
1. Отметьте словосочетание, в котором нарушены нормы лексической сочетаемости слов:
1. заслужить уважение;
2. выражать опасения;
3. удовлетворять современным потребностям;
4. продумать выступление.
2. Отметьте предложение, в котором нарушены нормы лексической сочетаемости слов:
1. Врач поинтересовался у больного, как он себя чувствует.
2. В столице туристы ходили в театры, музеи, концерты.
3. Меня спросили, не знаю ли я, где живет врач.
4. В Москве в дни юбилея на площадях, бульварах и улицах было бесчисленное множество людей.
3. Отметьте предложение, в котором нарушены нормы лексической сочетаемости слов:
1. Большое влияние на молодых имеет телевидение.
2. Губернатором должен стать профессионал - честный человек, который живет заботой о людях.
3. Приведенный ниже текст соответствует научному стилю речи.
4. Он был так серьезен, так строг, что многим казался суровым.
4. Отметьте вариант, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов:
1. констатировать о необходимости поездки;
2. аргументировать положения доклада цифрами;
3. заботиться о дочери;
4. мечтать о поездке.
5. Отметьте вариант, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов:
1. играть большое значение;
2. вручить цветы;
3. накалилась обстановка;
4. разочароваться в нем.
Тема 11. Лексические нормы литературного языка.
Диалект, просторечие и жаргон
Отметьте правильное высказывание
Диалекты – это…
1. употребление слов языка с неправильным ударением;
2. местные разновидности русского языка;
3. речь малообразованных людей;
4. речь, используемая различными социальными группами людей.
Отметьте правильное высказывание
Просторечие – это…
1. устная речь;
2. устная речь необразованных людей;
3. условный язык обособленной социальной группы;
4. местный народный говор.
3. Жаргонная лексика - это:
1. слова, заимствованные из других языков;
2. слова, используемые в определенной социальной группе;
3. слова, используемые на определенной территории;
4.слова, используемые в определенной профессиональной среде.
4. Отметьте ряд слов, в котором употреблены только диалектизмы:
1. зерцало («зеркало»), ворог («враг»), уста («губы»);
2. бурак («свекла»), кочет («петух»), баять («говорить»);
1. 3. фанера («фонограмма»), хвост («не сданный в срок экзамен»), кирпич («дорожный знак»);
4. ланиты («щеки»), выя («шея»), десница («правая рука»).
5. Отметьте ряд слов, в котором употреблены только жаргонизмы:
1. жамки («пряники»), шаберка («подруга»), преп («преподаватель»);
2. катух («скотный сарай), балахта («лягушка»), стипуха («стипендия»);
3. студак («студенческий билет»), прикид («одежда»), ботан («ученик-отличник»);
4. утирка («полотенце»), бахорили («говорили»), сугатно («многолюдно»).
Тема 12. Лексические нормы литературного языка. Ошибки в употреблении паронимов