Тема: нормы русского литературного языка

1.Отметьте неверные, на ваш взгляд, высказывания:

-язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей;

-искусственные знаковые системы могут передавать лишь ограниченные по своему содержанию типы сообщений;

-язык не является средством развития культуры и средством ее усвоения каждым из членов общества;

-способность говорить – врожденная способность человека;

-с точки зрения формы речь может быть монологической и диалогической; с точки зрения количества говорящих – устной и письменной;

-речевые произведения, обладающие осмысленностью, цельностью, принято называть текстами;

-обязательная норма закрепляет в языке несколько вариантов употребления;

-«младшая» норма по времени возникновения в языке всегда предшествует «старшей»;

-изменение норм часто вызывается действием законов аналогии и экономии.

2. Расставьте ударения в следующих словах:газопровод, договор, досуг, дремота, изобретение, мусоропровод, мышление, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель, иконопись, созыв, феномен, вероисповедание, диспансер, квартал, недуг, столяр, христианин.

3.Добавьте в схему недостающие звенья:

Стили литературного языка

           
  тема: нормы русского литературного языка - student2.ru   тема: нормы русского литературного языка - student2.ru   тема: нормы русского литературного языка - student2.ru
 

тема: нормы русского литературного языка - student2.ru тема: нормы русского литературного языка - student2.ru тема: нормы русского литературного языка - student2.ru

Книжные

4.Объясните различия следующих паронимов:

тема: нормы русского литературного языка - student2.ru тема: нормы русского литературного языка - student2.ru тема: нормы русского литературного языка - student2.ru единичный     Единственный единый
тема: нормы русского литературного языка - student2.ru тема: нормы русского литературного языка - student2.ru логический     логичный
тема: нормы русского литературного языка - student2.ru тема: нормы русского литературного языка - student2.ru эффективный   эффектный

5.Составьте предложения с данными парами слов, поясняя тем самым их лексическое значение:

ожог ожег________________________________________________________________________________________________________________________________________________

разредить

разрядить_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Подберите определения, правильно согласуя их с существительными. Определите род имен существительных

безе – боа (шарф) – боа (удав) - киви (птица) – киви (фрукт) - кольраби – коммюнике – цунами – кимоно - Калахари – пенальти – салями – табу – хиппи – Батуми – суахили – депо – лото –

Исправьте ошибки в построении словосочетаний и предложений

1.В наше время женщина должна занять важную роль в политике.

2.Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растет преступность.

3.Мы говорим, что мы достигли в Думе.

4.Потому что эксперимент прошел удачно, удалось сделать интересные выводы.

5.Все приведенные факты говорят за то, что операция провалилась.

6.В дискуссии участвовали много ученых.

8.Каким словарем можно воспользоваться, чтобы:

-узнать значение выражений синий чулок, стреляный воробей, ахиллесова пята;

-проверить правописание слов преамбула, консенсус, приоритет;

-уточнить значение слов дантист, вещий;

-узнать значение одинаково звучащих слов коса, коса;

-восстановить ряд однокоренных слов: цветастый, цветистый.

АОрфографический словарь Б Словарь иностранных слов; ВФразеологический словарь; ГТолковый словарь; ДОрфоэпический словарь; ЕЭтимологический словарь; ЖСловарь паронимов; З Словарь синонимов; ИСловарь омонимов.

Рубежный (промежуточный) контроль

Бланочное тестирование

Модуль 3.

Наши рекомендации