I. стилистическое разнообразие речи

Упражнение 1

Определите цель речи этого текста. Назовите типичные языковые средства для этого стиля. Напишите вариант научного текста.

Здоровье – это самое дорогое, что у нас есть. Как сохранить этот бесценный дар природы? Известно, что наши жизненные силы поддерживаются питательными веществами. Некоторые из них организм человека способен производить самостоятельно. Остальные элементы поступают извне, в основном вместе с пищей. Таким образом, правильное питание может сохранить или восстановить здоровье человека, повысить иммунитет, увеличить продолжительность жизни, улучшить фигуру и на долгие годы сохранить бодрость и хорошее настроение. Но даже тщательно сбалансированная пища не спасет от дефицита необходимых витаминов, макро- и микроэлементов. Недостаток же питательных веществ может привести к повышенной утомляемости, а также к ряду серьезных заболеваний. Обеспечить организм человека необходимыми полезными веществами, витаминами, макро- и микроэлементами помогут биологически активные добавки. Основанные на громадном опыте многих поколений, разработанные многими ведущими специалистами и произведенные по самым современным технологиям, они обеспечивают профилактику заболеваний, повышение работоспособности, стимулируют нормальный рост детей и создают условия для адаптации человека к окружающей среде. Применение биологически активных добавок сделает Ваше питание полноценным, а Ваш организм – сильным и более устойчивым к заболеваниям и негативному воздействию извне.

Упражнение 2

Выпишите из текста обороты речи, подтверждающие научный стиль.

В пособии рассматриваются различные теории символа 20 века: Вяч. Иванова, П. Флоренского, отчасти Э. Кассиера, А. Лосева, М. Мамардашвили, А. Пятигорского; устанавливается их связь с традицией древнего магического символизма и христианской экзегетикой. На примере анализа художественных произведений А. Пушкина, Вяч. Иванова, И. Бунина, Ф. Достоевского и др. предпринимается попытка определить принципы подхода к символизму в искусстве. (Е. К. Созина. Теория символа и практика художественного анализа).

Упражнение 3

Назовите стиль текста, какие типичные средства языка использованы в нем.

«Синичка»

Нет более унылой, тоску нагоняющей реки, чем северная мутная Обь с ее низкими, однообразными берегами.

Но вот на кисельной воде Оби сверкнула искорка, лучше сказать по-ранешному зга, и стала разгораться, заполнять собою пространство, приближаться.

Беленькая-беленькая, маленькая-маленькая, словно игрушечная, баржа-наливайка встретилась нам на реке, проскользнула вдаль, махнув нам по левому борту белым флажком.

Название баржи – «Синичка».

И все осветилось вокруг ясным светом, все заиграло, запело, и Обь потекла быстрее, и солнечные пятна заиграли на воде, пронзили солнцем высокие, на бамбук похожие тальники по берегам.

Заспанный капитан нашего катера засуетился, велел подымать якорь – и мы поспешно двинулись на грузном судне вослед за легкой, веселой «Синичкой».

(В. Астафьев)

Упражнение 4

Какому стилю речи принадлежит текст? Напишите вариант текста в официально-деловом стиле, выбрав вид документа: отчет, письмо-приглашение, объявление и т. д.

25 ноября закончил работу трехдневный российско-шведский семинар, посвященный проблеме переподготовки кадров и развитию международного туризма в Новгородском регионе. В числе гостей были представители университетов из городов Стокгольм, Гетеборг, Липчепинг. Возглавил делегацию атташе по культуре посольства Швеции в Москве г-н Ю. Эберг. С российской стороны в семинаре принимали участие представители НовГУ, областной и городской администрации, областного и городского центров занятости, туристических организаций города.

Сообщения российских и шведских участников вызвали взаимный интерес. В ходе выступлений прозвучали предложения о дальнейшем сотрудничестве в области подготовки менеджеров для туризма в России, на базе НовГУ с привлечением специалистов из Швеции, об обмене учебными планами и рабочими программами по таким специальностям и дисциплинам, как менеджмент, экология, туризм в различных аспектах, об участии НовГУ в Ярмарке туризма в Гетеборге весной будущего года.

Достигнута договоренность о недельном повышении квалификации десяти учителей истории из Швеции в Институте непрерывного педагогического образования НовГУ (Из газет).

Упражнение 5

Найдите в тексте черты публицистического и художественного стиля.

Ташкент сохранил от прошлого мало. Две тысячи лет он был глиняным городом; он размывался водой, развеивался ветром и строился вновь из той же глины. Каждое столетие он умирал, превращаясь в тонкий пласт почвы, умирал легко и прилежно, как умирают деревенские старики в фильмах Довженко – под стук падающих в саду яблок. Город уходил в небытие, не оставив ни башен, ни брусчатки средневековых мостовых, – очевидно, истории безразлично, на какой сцене разыгрывается ее действие – каменной или глиняной. Хроника Ташкента спрессована, и, чтобы разобраться в ней, археологи закладывают шурфы. В этих колодцах персиковая косточка восьмого века лежит на сорок сантиметров ниже украшенного бриллиантами кинжала семнадцатого века; неглубокий ташкентский метрополитен, в сущности, проложен вдоль городской истории.

Мне повезло. Несколько лет я прожил в чреве Ташкента. Мы с матерью переселились в дом Рахима-ака, нам выделили одну комнату, а всего в доме их было две, разделенных крошечным коридорчиком. И вот я оказался в лоне узбекской семьи, я был принят в нее. Я был мальчиком Рахима и вместе с ним ел шавлю, в которой плавал вышибавший пот красный стручковый перец (Из журналов).

Упражнение 6

Выпишите из текста типичные обороты публицистического стиля, а также просторечные выражения. Передайте содержание в разговорном стиле в виде диалога.

Береженого киоскер бережет

Обновка

Появление овального павильона в автобусной остановке возле университета отметили все. Как сообщил первый зам. Главы городской администрации Михаил Скибарь, стоит такой «кристалл палас» 60 миллионов.

Более чем прилично, если учесть, что 20 миллионов стоит троллейбус. Впрочем, с пуском троллейбусной линии новинка связана слабо: такой же павильон будет установлен и возле универмага «Русь», мимо которого пока «рогатый» не идет. Город вообще начинает благоустраивать остановки. Там и сям в ближайшее время пустят корни павильончики подешевле – по 35 миллионов штучка. В этих восьмигранниках будет оргстекла поменьше, алюминия побольше.

Кстати, М. Скибарь подтвердил, что при большом желании разбить стекло труда не составит. Впрочем, тревогу вызывают и возможные попытки заклеить красоту объявлениями о продаже телки или о репетиторстве. Просьба: будьте благоразумны, не дырявьте бюджет города.

Впрочем, в ближайшее время о сохранности обновок будет кому позаботиться. Решено сдавать их в аренду под киоски. Тем, у кого чешутся руки, арендаторы их так почешут… На павильон возле НовГУ, например, уже претендует фирма «Рогалик-М».

Изготовлены павильоны на питерском заводе алюминиевых конструкций. Ожидается продолжение сотрудничества с питерцами: городским властям приглянулись легкие и изящные конструкции, которые, будучи прилажены, например, к глухой стене дома, станут каркасом кафе (Из газет).

Упражнение 7

Выпишите из текста обороты, подтверждающие публицистичность речи. Напишите высказывание в научном стиле речи.

Слеза слезе – рознь. Женщины плачут не только чаще мужчин, но их слезы на полградуса теплее скупых мужских. О слезах, вызванных соринкой, попавшей в глаз, или при чистке лука, мы говорить не будем. А вот об эмоциональных… в них, оказывается, немало белка. В слезах, вызванных горем, печалью, ученые обнаружили успокаивающие вещества. Слезы – это защитная реакция организма на стресс. Со слезами выводятся из организма токсичные вещества, что образуются под воздействием нервного напряжения, депрессии (Из газет).

Упражнение 8

Включите в свое высказывание цитату. В каком стиле речи вы его написали?

Владеть не то что пером, но и топором не вдруг дается человеку (А. Твардовский).

Упражнение 9

Определите стиль и жанр текста. Напишите высказывание в разговорном стиле.

С января прошлого года предприятие приобрело статус закрытого акционерного общества и стало полностью независимым от некогда головной питерской фирмы. Теперь новгородцы, отказавшись от производства однотипной с питерцами продукции – мотоблоков, стали поставлять им на конвейер, а также оптовым покупателям только некоторые комплектующие детали и 10 видов навесных орудий. Это оказалось выгоднее.

– Последние годы мы усиленно занимались разработкой и подготовкой выпуска новых видов навесных орудий, уплотнением производственных площадей, – рассказал директор завода Юрий Протасов. – Эта работа не была напрасной: вскоре ежегодно мы начали осваивать по паре, а то и три «свежих» модели, которые востребованы на рынке.

Действительно, если в 1998 году ЗАО НМЗ «Энергия» выпустило продукции на 7 млн. рублей, то в прошлом – уже на 15,9 миллиона. В два раза – до 150 человек – возросла и численность персонала. В нынешнем, 2000-м году, эти показатели также увеличатся: здесь намерены максимально поспевать за растущим спросом на свои изделия.

Потребителями этой продукции, кроме селян и дачников, стали также коммунальные службы. Видать, надоело уже их работникам при уборке улиц «махать» лопатой и метлой! Вот для них-то заводчане и предложат в этом году аж три новых вида механических помощников – навесных орудий к мотоблоку. В том, что эти машины, как говорят, «пойдут», – конструкторы не сомневаются, ибо заблаговременно изучили потребности заказчика (Из газет).

Упражнение 10

Чем различаются приведенные ниже тексты?

1. Решение о выборе профессии каждый человек должен принять самостоятельно. Но это не значит, что родители могут оставаться в стороне. Именно они в состоянии сделать самое важное – обеспечить ребенку всю широту выбора. Так что не так уж не правы те беспокойные мамы, папы и бабушки, которые с малых лет водят детей по кружкам и секциям, поощряя их в самых разных областях.

Конечно, во всем нужна мера, и главное – не переборщить. Прекрасно, если какое-то хобби, не будучи навязанным насильно, увлечет ребенка настолько, что в будущем перерастет в профессию без всякого родительского давления (Из газет).

2. – Татьяна, вы сейчас в затруднительном положении. Ведь решение о выборе профессии каждый человек должен принимать самостоятельно.

– Да, это очень сложное решение, но в этом мне помогают мои родители. Я считаю, что родители не должны оставаться в стороне в такой ответственный момент моей жизни. Родители должны с детства обеспечить ребенку всю широту выбора.

– И значит, не так уж и не правы те мамы, папы и бабушки, которые с малых лет водят детей по кружкам, секциям, поощряя их занятия?

– Вы правы, но во всем нужна мера.

– В каком плане именно?

– Я имею ввиду, что какое-нибудь хобби ребенка увлечет его настолько, что станет его профессией, без всякого родительского давления.

– Спасибо за беседу, желаю удачи.

Упражнение 11

Определите стиль текста. Напишите вариант в другом стиле речи.

Как отдыхают японцы

Жители страны восходящего солнца, как сообщает газета «Иомиури», в принципе, не очень охотно используют ежегодный отпуск. 70,6% их берут всего от двух дней до недели, поскольку, во-первых, считают себя слишком нужными на работе, а во-вторых, опасаются за короткое время отдыха выбиться из ее ритма. Впрочем, некоторые из них говорят, что из-за высоких цен более длительные каникулы им просто не по карману (Из журналов).

Наши рекомендации