Тема: Акцентологические, орфоэпические и лексические нормы русского литературного языка
Цель: рассмотреть основные акцентологические, орфоэпические и лексические нормы литературного языка.
План
1. Что такое «норма»?
2. Расскажите о видах и типах норм.
3. Под действием каких законов происходит изменение норм в языке?
4. Дайте определение термина «орфоэпия».
5. Расскажите о нормах произношения гласных.
6. Расскажите о нормах произношения согласных.
7. В чем трудность усвоения акцентологических норм русского литературного языка?
8. Дайте определение понятию «лексические нормы», или «нормы словоупотребления».
9. Перечислите нарушения лексических норм.
10. Что такое многословие? Назовите его виды.
11. Какие ошибки возникают при непонимании значения слова?
12. Каковы правила употребления иноязычных слов в речи?
13. Выполните тренировочные упражнения.
Практическое занятие № 3
Тема: Морфологические нормы русского литературного языка
Цель: проанализировать нормы образования грамматических форм разных частей речи.
План
1. Дайте определение понятию «морфологические нормы».
2.Каковы особенности употребления форм рода имен существительных?
3. Каковы особенности употребления падежных форм имен существительных?
4. В чем особенности склонения имен и фамилий?
5. Каковы особенности употребления форм числа имен существительных?
6. Расскажите о нормах образования грамматических форм имен прилагательных.
7. Каковы особенности образования грамматических форм имен числительных и местоимений?
8. Трудные случаи образования грамматических форм русского глагола.
9. Трудные случаи употребления в предложениях предлогов.
10. Выполните тренировочные упражнения.
Практическое занятие № 4
Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка
Цель: проанализировать нормы объединения слов в словосочетания и предложения на уровне простого и сложного предложений.
План
1. Дайте определение понятию «синтаксические нормы».
2. Каковы стилистические функции порядка слов в предложении?
3. Каковы правила согласования подлежащего со сказуемым?
4. Трудности в употреблении причастных оборотов.
5. Трудности в употреблении деепричастных оборотов.
6. В чем особенности употребления неполных предложений?
7. Каковы особенности употребления сложных предложений?
8. Назовите ошибки в образовании сложно-подчиненных предложений.
9. Каковы особенности введения в текст прямой речи?
10. Выполните тренировочные упражнения.
Практическое занятие № 5
Тема: Понятие техники речи. Речевые разминки. Чтение произведений разных жанров
Цель: отработать навыки правильного дыхания, гибкого голоса, четкой дикции; сформировать навык выразительного чтения произведений разных жанров.
План
1. Выполнитетренировочные упражнения.
2. Каковы особенности чтения басни?
3. Составьте партитуру текстов басен И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Лебедь, щука и рак», «Зеркало и обезьяна».
4. Каковы особенности чтения лирики?
5. Составьте партитуру лирических произведений А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер»; С.А. Есенина «Черёмуха», «Белая береза».
6. Каковы особенности чтения рассказа?
7. Составьте партитуру текстов рассказов А.П. Чехова «Гриша», «Ванька.
8. Выразительно прочитайте отрывок из одного произведения (на выбор студента).
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС)
Самостоятельная работапредполагает:
- систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубление и расширение полученных знаний;
- формирование умений использовать научную, учебную, справочную, периодическую литературу;
- осмысление полученной информации в целях развития языковой и речевой компетенции;
- выработку психологической установки на систематическое самостоятельное пополнение знаний;
- формирование необходимого объёма и уровня знаний, умений и навыков;
- выработку умения ориентироваться в потоке информации;
- повышение интереса к изучению дисциплины;
- возможность объективно оценивать знания и умения по предмету, видеть перспективы роста.
Цель самостоятельной работы по дисциплине «Культура речи» - формирование потребности и готовности студентов к саморазвитию, самообразованию в процессе освоения дисциплины, повышение на этой основе качества обученности русскому языку. Цель определяет результат - развитие языковой личности, владеющей общепрофессиональными компетенциями: языковой, коммуникативной, правописной, культуроведческой.
Цель организации самостоятельной работы студентов предполагает решение ряда задач:
1. Стимулирование мотивации студентов к самообразованию.
2. Обеспечение условий для самообучения и самоконтроля.
3. Повышение уровня познавательной активности обучающихся.
4. Развитие интеллектуальных способностей студентов.
5. Обучение студентов методам самоконтроля и самокоррекции.
6. Выявление неудач в освоении дисциплины, её разделов, тем и их преодоление.
Реализация дидактической модели организации самостоятельной работы по дисциплине «Культура речи» осуществляется на основе следующих принципов:
1) согласованности содержания дисциплины с требованиями ГОС ВПО;
2) значимости усваиваемого материала для будущей профессиональной деятельности;
3) генерализации, при которой отбираются наиболее важные элементы содержания обучения, основные понятия и факты;
4) целесообразности соотношения теории и практики;
5) активизации и мотивации к учению;
6) индивидуализации и дифференциации обучения, контроля и самоконтроля;
7) мобильности и вариативности выбора студентом пути организации самостоятельной работы.
Методы организации самостоятельной работы:
1. Методы предъявления информации: опорный конспект, методические рекомендации, индивидуальное инструктирование.
2. Методы выполнения заданий: самостоятельная работа с учебным текстом, исправление ошибок.
3. Методы контроля и самоконтроля: тестирование, балльно-рейтинговый метод.
Аудиторная самостоятельная работа: консультации по возникающим у студентов вопросам; защита самостоятельных научных проектов (доклад, реферат, сообщение и т.д.); написание эссе; проверка выполнения индивидуальных заданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа: поиск литературы по предложенным заданиям на печатных и электронных носителях; изучение теоретического материала по определенным темам; конспектирование научного материала; выполнение индивидуальных заданий; работа в компьютерном классе; заучивание стихотворений наизусть; подготовка к коллоквиуму, контрольной работе, зачёту.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
Данная взаимосвязь осуществляется путем системной работы на лекциях, практических и консультационных занятиях, во время самостоятельной работы студентов, которая предполагает:
-изучение рекомендованной литературы;
-поиск дополнительной литературы по теме практических занятий (учебные пособия, периодическая литература, электронные издания последних лет);
-использование информационно-компьютерных технологий (поиск дополнительной информации в Интернет-ресурсах).