Тема: Стилистические нормы русского литературного языка

Цель: проанализировать стилистические нормы русского литературного языка.

План

1. Раскройте понятие «стилистические нормы».

2. Каковы основные стилистические ошибки?

1. Раскройте сущность понятия «стилистическая окраска слова».

2. Каковы экспрессивные возможности слов?

3. Раскройте понятие «экспрессивные стили».

4. Расскажите о стилистических возможностях тропов.

5. Расскажите о стилистических фигурах речи.

6. Выполните тренировочные упражнения.

Практическое занятие № 10

Тема: Типология филологических словарей

Цель: изучить структуру и назначение филологических словарей.

План

1. Каково значение словарей в жизни человека?

2. Расскажите об этимологических словарях (доклад с демонстрацией словарей).

3. Расскажите о толковых словарях (доклад с демонстрацией словарей).

4. Расскажите о семонимических словарях (доклад с демонстрацией словарей).

5. Расскажите о фразеологических словарях (доклад с демонстрацией словарей).

6. Расскажите о словарях трудностей русского языка (доклад с демонстрацией словарей).

7. Выполните тест № 6 «Формирование навыка работы с разными типами словарей».

Практическое занятие № 11

Тема: Речевой этикет и этикетные формулы

Цель: выявить назначение и особенности русского речевого этикета.

План

1. Раскройте сущность понятия «речевой этикет».

2. Каковы формулы речевого этикета?

3. В чем особенность русского обращения?

4. Каковы особенности этикета телефонного разговора?

5. Что вы знаете о речевом общении?

6. Перечислите виды и типы общения.

7. Выполните тест № 7 (итоговый).

Практическое занятие № 12

Тема: Понятие техники речи. Речевые разминки

Цель: отработать навыки правильного дыхания, гибкого голоса, четкой дикции.

План

1. Выполнитетренировочные упражнения.

2. Подготовьте пакет скороговорок на отработку четкой дикции шипящих звуков.

Практическое занятие № 13

Тема: Понятие техники речи. Речевые разминки

Цель: отработать навыки правильного дыхания, гибкого голоса, четкой дикции.

План

1. Выполнитетренировочные упражнения.

2. Подготовьте пакет скороговорок на отработку четкой дикции «свистящих» звуков.

Практическое занятие № 14

Тема: Понятие техники речи. Речевые разминки

Цель: отработать навыки правильного дыхания, гибкого голоса, четкой дикции.

План

1. Выполнитетренировочные упражнения.

2. Подготовьте пакет скороговорок на отработку четкой дикции сонорных звуков.

Практическое занятие № 15

Тема: Основы выразительного чтения. Чтение басни

Цель: рассмотреть особенности выразительного чтения басни как лиро-эпического жанра.

План

1. Что вы знаете о басне как о лиро-эпическом жанре?

2. Каковы особенности чтения басни?

3. Составьте партитуру текстов басен И.А. Крылова «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Лебедь, щука и рак», «Зеркало и обезьяна».

4. Выразительное чтение басен И.А. Крылова (на выбор студента).

Практическое занятие № 16

Тема: Основы выразительного чтения. Чтение лирики

Цель: рассмотреть особенности выразительного чтения лирики.

План

1. Что вы знаете о лирике как о стихотворном жанре?

2. Каковы особенности чтения лирики?

3. Составьте партитуру лирических произведений А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер»; С.А. Есенина «Черёмуха», «Белая береза».

4. Выразительное чтение лирики (на выбор студента).

Практическое занятие № 17

Тема: Основы выразительного чтения. Чтение рассказа

Цель: рассмотреть особенности выразительного чтения рассказа как эпического жанра.

План

1. Что вы знаете о рассказе как об эпическом жанре?

2. Каковы особенности чтения рассказа?

3. Составьте партитуру текстов рассказов А.П. Чехова «Гриша», «Ванька.

4. Выразительное чтение рассказов А.П. Чехова (на выбор студента).

Практическое занятие № 18

Тема: Основы выразительного чтения. Конкурс чтецов

Цель: выявить степень усвоения знаний студентов в области основ выразительного чтения.

План

1. Чтение наизусть произведений разных жанров (на выбор студентов).

2. Подведение итогов. Выявление победителя и призеров.

Заочная форма обучения

Практическое занятие № 1

Тема: Речь и речевая деятельность. Русский литературный язык как высшая форма национального языка. Нелитературные варианты языка

Цель: проанализировать соотношение языка и речи; рассмотреть свойства литературного языка как высшей формы национального языка.

План

1. Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?

2. Назовите виды речи.

3. Каковы функции речи?

4. Перечислите основные виды речевой деятельности.

5. Как соотносятся понятия «национальный язык» и «литературный язык»?

6. Перечислите свойства литературного языка.

7. Назовите отличительные черты нелитературных вариантов.

8. Дайте определение понятию «функциональный стиль».

9. Расскажите о классификации функциональных стилей русского литературного языка.

10. Каковы отличительные черты научного стиля?

11. Каковы особенности официально-делового стиля?

12. Перечислите основные приметы публицистического стиля.

13. Каковы особенности разговорного стиля литературного языка? В чем его отличие от книжных стилей?

14. Каковы функции художественного стиля?

15. Выполните тренировочные упражнения.

Практическое занятие № 2

Наши рекомендации