Употребление сложных предложений
Широкое использование сложных предложений в книжно-письменных стилях (в том числе и в деловой речи) вполне закономерно. Сложное предложение позволяет связать в единое целое большое число слов, подчеркнуть важные смысловые оттенки, привести аргументы, дать подробное обоснование основных положений и т.д. Кроме того, использование союзов и союзных слов дает возможность точно определить те смысловые отношения (сочинительные и подчинительные – изъяснительные, причинные, временные и т.д.), которые существуют между отдельными частями развернутого высказывания.
К неудачным в плане построения относятся следующие конструкции:
1. Конструкции типа Сложное предложение – это когда оно состоит из нескольких частей; Наша задача – это если все рабочие будут выполнять сменные задания. Подобные предложения имеют просторечную окраску, в них придаточная часть заменяет сказуемое главной части сложноподчиненного предложения.
2. Конструкции типа Работники разделочного и морозильного цехов, которые были отмечены в приказе директора, приняли в смотре самое активное участие: неясно, кто был отмечен в приказе – отдельные работники или коллективы цехов в целом.
3. Конструкции типа Извещаем, что по имеющимся сведениям о том, что вы систематически срываете внесение абонентной платы, будут приняты строгие меры – с последовательным подчинением однотипных придаточных частей и навязчивым повторением одинаковых союзов и союзных слов.
4. Сложные предложения с разнотипными однородными частями: Общее собрание рабочих цеха приняло следующие решения: а) все случаи нарушений дисциплины в цехе должны обсуждаться сразу же; б) не допускать уходов с рабочего места до окончания смены; в) принимать самые строгие меры к прогульщикам; г) каждый работник должен заботиться о чистоте и порядке на своем рабочем месте.
Введение в текст прямой речи
Чужие высказывания обычно передаются в форме прямой или косвенной речи: Судья-информатор объявил: «Забеги на 500 метров для женщин переносятся на завтра» (прямая речь); Судья-информатор объявил, что забеги на 500 метров для женщин переносятся на завтра (косвенная речь).
При передаче чужого высказывания в форме косвенной речи первоначальный текст несколько изменяется: возникают сложноподчиненные предложения, местоимения и глагольные формы 1,2-го лица заменяются формами 3-го лица; если в форме косвенной речи передается вопрос, в придаточную часть вводится частица ли.
Наиболее частая ошибка – смешение особенностей прямой и косвенной речи в одном высказывании: Инструктор на этот раз строго сказал, что вы отправляетесь осматривать маршрут сами.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение синтаксическим нормам литературного языка.
2. Расскажите об особенностях прямого и обратного порядка слов в предложении.
3. Каковы нормы согласования подлежащего и сказуемого в предложении?
4. Расскажите об употреблении причастных и деепричастных оборотов.
Вопросы для самостоятельного рассмотрения:
1. Ошибки при согласовании грамматических форм.
2. Ошибки при употреблении словосочетаний с управлением.
3. Ошибки при немотивированном дублировании подлежащего местоимением.
Лекция 7
Тема: Нормы русского литературного языка. Стилистические нормы русского литературного языка
Цель: изучить стилистические нормы литературного языка.
План
1. Понятие «стилистические нормы».
2. Стилистические ошибки.
3. Стилистическая окраска слова.
4. Экспрессия и экспрессивные возможности слов. Экспрессивные стили.
Вопросы для рассмотрения.
Понятие «стилистические нормы»
Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения.
Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.
Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста.
Стилистические ошибки
Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:
-стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе - в тексте сочинения, в деловом документе, в аналитической статье);
-употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве; Этим цветам - посланникам природы - неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил?);
-лексическая недостаточность (Меня до глубины волнует этот вопрос);
-лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть тому периоду времени, когда они жили; Пушкин - поэт с большой буквы этого слова);
-двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными).