Стратегия, методы и механизмы реализации проекта.

Актуальность.

С принятием Государственной Думой РФ закона о новых государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые предъявляют требования к качеству образования и ориентированы на компетентностный подход в обучении, начальная школа стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения младших школьников самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Недавние исследования социологов «Левада-центра» свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения».

Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Дети не хотят читать, не посещают библиотеки, интерес к литературе очень слабый и отношение к книге изменилось. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

С чем же это связано? Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Поток информации обрушился на ребенка с небывалой силой, для того, чтобы знать и быть в курсе последних событий необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизор или дисплея

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

Диагностические исследования в нашей школе показали, что в 1 классе 66%, а в 3 классе 58% учащихся не испытывает интереса к чтению. Я думаю, что это связано с сокращением числа уроков по литературному чтению.

Основными целями образования на современном этапе становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Цель:создание условий для развития читательского интереса у младших школьников во внеклассной деятельности.

Задачи проекта:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  • стимулирование творчества детей;
  • формирование банка методического обеспечения;

Под читательской компетентностью я понимаю необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

Формы работы с родителями

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

  • коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);
  • групповая (тематическая консультация);
  • индивидуальная (консультация).

4. Рабочий план реализации проекта

Реализация проекта планируется в несколько этапов:

Этап. Подготовительный.

1. Изучить передовой опыт, методическую, психологическую, педагогическую литературу.

2. Подобрать материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработать конспекты литературных игр и праздников для начальной школы.

3. Подобрать диагностический материал.

4. Создать классную библиотеку.

Этап. Основной.

1. Работа с учащимися, проведение диагностики, вести работу по созданию «Портфеля читателя».

2. Работа с родителями. Работа по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения.

Этап. Заключительный.

После завершения работы оценить эффективность проекта и обсудить результаты на методическом объединении, педсовете.

5. Предполагаемые результаты.

У учащихся возрастет потребность в чтении на 10 %.

В ходе решения задач по развитию читательской компетенции и интереса учащихся к чтению могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

- учиться планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

-выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

- находить нужную информацию, используя словари (толковый, синонимический, фразеологический);

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- сравнивать произведения и их героев;

- осуществлять поиск необходимой информации, используя фонды библиотек.

Коммуникативные УУД

- работая в группе учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;

- аргументировать собственную позицию;
- точно и последовательно передавать необходимую информацию;

- сотрудничать с учителем и учащимися:

- владеть монологической и диалогической формами речи.

В педагогической деятельности я использую разнообразные СОТ.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, гимнастика для глаз, наблюдение за сменой видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенические требования , обязательным является дозированное домашнее задание и создание комфортной психологической обстановки на уроках.

Развивающие технологии: игры, кроссворды для активизации внимания, снятия напряжения и создания комфортной атмосферы на уроке. Применяя рабочие тетради с большим количеством творческих заданий, заинтересовываю ребят, и тогда сложные задания (например, на развитие логического мышления) детьми воспринимаются как забавная, умная и весёлая игра, в процессе которой легче происходит усвоение материала различной сложности.


С целью личностно-ориентированного подхода применяю технологию разноуровневого обучения, благодаря которой выявляются способности учеников, возможности усвоения учебного материала и учитывается затраченное на это время. В УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой весь учебный материал способствует разноуровневому обучению.


Внедряю элементы модульного обучения, которая позволяет:
•осуществлять дифференцированный подход в обучении;
•дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);
•способствует повышению уровня качества обученности учащихся, мотивации к обучению, развитию надпредметных способов учебной деятельности.

На уроках и во внеурочной деятельности активно внедряю метод творческого проекта. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения и системное мышления.


Использую на уроках ИКТ, в особенности мультимедийные возможности компьютера, интерактивной доски. Это позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений, делает общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Электронные образовательные ресурсы использую как источник дополнительной информации по теме или как дополнительный вид задания для выработки практических навыков.

Сущностьинтерактивного обучения– диалоговое обучение. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность, необходимость.


Я считаю, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование, что я и стараюсь реализовывать в своей деятельности.

Механизм оценки.

Вывод. Проведя диагностические исследования, я заметила, что читательский интерес у учеников возрос, помимо этого улучшились навык и техника чтения. Дети стали более внимательно и вдумчиво читать литературные произведения. Все ученики посещают библиотеки.

Используя накопленный собственный опыт, прибегая к помощи старших (учителей, библиотекарей, родителей), ребята проявляют свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы). Детские работы моих учеников можно встретить на страницах школьной газеты и журналов посвященных творчеству писателей. Мои ученики являются участниками акции «Читаем детям о войне» и призерами областного конкурса «160 миниатюрных книг о Самарском крае».

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России

Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней 4 части:

В части 1 выявляется круг чтения ребенка и его потребность в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями.

Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя.

В части 2 выявляется качество самостоятельного чтения и уровень восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степень сформированности у него читательских умений.

В части 3 проверяются теоретические знания о литературных жанрах и умение определять жанр произведения.

В части 4 проверяются литературно-творческие способности и речевые умения учеников.

Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне литературного развития ученика. Ведущим, основным показателем будет качество самостоятельного чтения, а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину, покажут, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.

Условно можно говорить о четырех уровнях литературного развития: низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству показателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опережение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение возрастной нормы по все показателям).

Анкета

1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.

2. Книги на какие темы ты предпочитаешь читать?

3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?

4. Тебе больше нравится читать самому или когда тебе читают? Почему?

5. Тебе больше нравится читать стихи или прозу? Почему?

6. Назови книги и их авторов, которые ты прочитал за эту четверть.

Г.Я.Снегирёв

Осьминожек

Весной тёплые туманы стали подтачивать льдины.

А когда совсем потеплело, с береговым ветром прилетела на палубу бабочка.

Я поймал её, принёс в каюту и стал вспоминать, как весной в лесу зяблики поют и на полянках бегают ёжики.

«Хорошо бы, – думаю, – ёжика поймать! Только где его в северном море поймаешь?..»

И завёл я вместо ёжика маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался.

Посадил я осьминожка в банку из-под варенья, а банку поставил на стол.

Так и жил у меня в банке осьминожек. Я что-нибудь делаю, а он за камушком притаится и за мной подглядывает. Камушек серый, и осьминожек серый. Солнцем его осветит – жёлтым станет, это он так маскируется.

Однажды я читал книгу. Сначала тихо сидел, а потом стал быстро перелистывать страницы.

Осьминожек вдруг стал красным, потом жёлтым, потом зелёным. Он испугался, как страницы замелькали.

А ёжик разве так умеет? Он только колется да фыркает.

Постелил я как-то под банку зелёный платок – о осьминожек стал зелёным. А один раз я банку с осьминожком на шахматную доску поставил, и осьминожек не знал, каким ему быть – белым или чёрным. А потом разозлился и покраснел.

Но я его больше не злил. И, когда наступило настоящее лето, я выпустил осьминожка на подводную полянку, где помельче и вода потеплее: ведь он ещё совсем маленький!

2. Сидит мужик на полатях,

Весь в заплатах

3. Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди.

Кто не верит – выходи!

4. Жутко жуку жить на суку.

И.Токмакова

В чудной стране

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

Эзоп

Жук и муравей

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к нему и попросил еды. А он ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, – а ты смеялся надо мной, – не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».

Задание 2. Напиши, какое произведение называется басней. Какие басни и каких авторов ты знаешь? Чем басня отличается от сказки, чем от рассказа?

IV. Литературное творчество

Прочитай начало истории, придуманной Г.Остером, и напиши ее продолжение.

Спасение сосисок на воде

Про овчарку Ладу в Лавровом переулке рассказывают много историй. Вот ещё одна.

Говорят, что каждое лето Лада со своими друзьями Васькой Первоклассником и Мишкой Хвостиковым часто ходила на речку. Эта речка текла прямо по городу, поэтому берега у неё были каменные. Васьки и Мишка по кличке Хвост сидели на каменном берегу и думали, чего бы такого нахулиганить, а Лада купалась и сохла, сохла и купалась, и так целый день.

Однажды по каменному берегу, над самой речкой шёл гражданин с сосисками. В том магазине, где гражданин сосиски покупал, кончилась обёрточная бумага, поэтому сосиски не завернули, а хозяйственной сумки у гражданина тоже не было, он её дома забыл. Поэтому гражданин связал все свои сосиски в одну гирлянду, свернул эту гирлянду в моток и повесил на правое плечо. Вот это он сделал зря, потому что сосисок было много – целых пять кило. Когда гражданин повесил свои сосиски на правое плечо, сосиски накренили гражданина в правую сторону. А с правой стороны у гражданина была речка. И гражданин в эту речку упал. Вместе с сосисками.

Актуальность.

С принятием Государственной Думой РФ закона о новых государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые предъявляют требования к качеству образования и ориентированы на компетентностный подход в обучении, начальная школа стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Поэтому все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умения младших школьников самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности.

Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Недавние исследования социологов «Левада-центра» свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения».

Результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Дети не хотят читать, не посещают библиотеки, интерес к литературе очень слабый и отношение к книге изменилось. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению?

С чем же это связано? Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Поток информации обрушился на ребенка с небывалой силой, для того, чтобы знать и быть в курсе последних событий необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизор или дисплея

Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

Диагностические исследования в нашей школе показали, что в 1 классе 66%, а в 3 классе 58% учащихся не испытывает интереса к чтению. Я думаю, что это связано с сокращением числа уроков по литературному чтению.

Основными целями образования на современном этапе становятся общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Цель:создание условий для развития читательского интереса у младших школьников во внеклассной деятельности.

Задачи проекта:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  • стимулирование творчества детей;
  • формирование банка методического обеспечения;

Под читательской компетентностью я понимаю необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

Стратегия, методы и механизмы реализации проекта.

Радость познания дается человеку только тогда, когда он познает больше, чем требуется знать. Наша учительская задача заключается в том, чтобы развивать интерес к чтению у каждого, даже самого слабого ученика.

Совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности направлена на достижение общего результата деятельности.

Интерес - (от лат. Interest — имеет значение, важно) это осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.

Критерии интереса:

  • активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
  • положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
  • творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

Показатели читательского интереса младших школьников:

  • положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);
  • заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»);
  • увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);
  • стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).

«Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение».

Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.

Принципы деятельностного подхода и диалогического воспитания:

  • принцип учета сенситивных периодов развития;
  • принцип определения «зоны ближайшего развития» и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
  • принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
  • принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
  • принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности;
  • диалогический принцип.

Внеклассная деятельность это составная часть учебно-воспитательного процесса, одна из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

Компоненты внеклассной деятельности:

  • внеклассные занятия;
  • внешкольная работа
  • работа с родителями.

Немаловажное значение при приобщении ребенка к книге, введении его в многогранный мир художественной литературы имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным.

Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

Условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса младших школьников:

  • взаимодействие всех компонентов системы;
  • разнообразие форм организации внеклассной деятельности.

Методы реализации:

Организация деятельности Стимулирование деятельности
Приучение Оценка
Упражнение Взаимооценка
Показ Похвала
Подражание Поощрение
Требование Соревнование
Дискуссия  
Беседа  
Игра  

Педагог для ребенка — прежде всего квалифицированный читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.

Формы внеклассных занятий:

  • дискуссия;
  • коллективное чтение;
  • беседа;
  • беседа-«приманка»;
  • состязание чтецов;
  • реклама книги;
  • литературный праздник;
  • литературная игра;
  • театрализованное представление;
  • библиотечный час;
  • час «тихого чтения»;
  • выращивание «книжного червя»;
  • рекламные проспекты;
  • составление диафильма;
  • выпуск журналов к юбилейным датам детских писателей;
  • создание уголка «Это интересно» (помещают стихи, рассказы, газетные статьи)

Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных игр, литературных праздников.

Литературные игры — игры, построенные на словесном материале (В. А. Мануйлов).

  • игры и упражнения по развитию речи;
  • литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
  • литературные викторины;
  • «стилизованные» игры («Брейн-ринг», «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Умники и умницы», «Пойми меня», «Счастливый случай», и т. д.).

Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.

Детям предлагается самостоятельно прочесть литературное произведение. По окончании этого срока проводится литературная игра по содержанию этого произведения.

Учащиеся пробуют свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные, моральные, волевые качества личности играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

Формы внешкольной работы:

  • библиотечные часы, проводимые на базе сельской библиотеки;
  • экскурсии в музеи, посещение выставок;
  • литературная гостиная, проводимая на базе сельской библиотеки;
  • районные, окружные конкурсы чтецов.

Формы работы с родителями

Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению.

  • коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник);
  • групповая (тематическая консультация);
  • индивидуальная (консультация).

4. Рабочий план реализации проекта

Реализация проекта планируется в несколько этапов:

Этап. Подготовительный.

1. Изучить передовой опыт, методическую, психологическую, педагогическую литературу.

2. Подобрать материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработать конспекты литературных игр и праздников для начальной школы.

3. Подобрать диагностический материал.

4. Создать классную библиотеку.

Этап. Основной.

1. Работа с учащимися, проведение диагностики, вести работу по созданию «Портфеля читателя».

2. Работа с родителями. Работа по пополнению семейных библиотек, осознанного подбора книг для детского чтения.

Этап. Заключительный.

После завершения работы оценить эффективность проекта и обсудить результаты на методическом объединении, педсовете.

5. Предполагаемые результаты.

У учащихся возрастет потребность в чтении на 10 %.

В ходе решения задач по развитию читательской компетенции и интереса учащихся к чтению могут быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД

- учиться планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

-выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Познавательные УУД

- находить нужную информацию, используя словари (толковый, синонимический, фразеологический);

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- сравнивать произведения и их героев;

- осуществлять поиск необходимой информации, используя фонды библиотек.

Коммуникативные УУД

- работая в группе учитывать мнение партнеров, отличные от собственных;

- аргументировать собственную позицию;
- точно и последовательно передавать необходимую информацию;

- сотрудничать с учителем и учащимися:

- владеть монологической и диалогической формами речи.

В педагогической деятельности я использую разнообразные СОТ.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, гимнастика для глаз, наблюдение за сменой видов деятельности, чтобы учащиеся не переутомлялись; соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенические требования , обязательным является дозированное домашнее задание и создание комфортной психологической обстановки на уроках.

Развивающие технологии: игры, кроссворды для активизации внимания, снятия напряжения и создания комфортной атмосферы на уроке. Применяя рабочие тетради с большим количеством творческих заданий, заинтересовываю ребят, и тогда сложные задания (например, на развитие логического мышления) детьми воспринимаются как забавная, умная и весёлая игра, в процессе которой легче происходит усвоение материала различной сложности.


С целью личностно-ориентированного подхода применяю технологию разноуровневого обучения, благодаря которой выявляются способности учеников, возможности усвоения учебного материала и учитывается затраченное на это время. В УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой весь учебный материал способствует разноуровневому обучению.


Внедряю элементы модульного обучения, которая позволяет:
•осуществлять дифференцированный подход в обучении;
•дает возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);
•способствует повышению уровня качества обученности учащихся, мотивации к обучению, развитию надпредметных способов учебной деятельности.

На уроках и во внеурочной деятельности активно внедряю метод творческого проекта. Целью проектного обучения является создание условий, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения и системное мышления.


Использую на уроках ИКТ, в особенности мультимедийные возможности компьютера, интерактивной доски. Это позволяет развивать интерес к предмету, способствует наглядному представлению изучаемых явлений, делает общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным. Электронные образовательные ресурсы использую как источник дополнительной информации по теме или как дополнительный вид задания для выработки практических навыков.

Сущностьинтерактивного обучения– диалоговое обучение. Ученик не потребитель, а искатель, чувствует свою интеллектуальную состоятельность, необходимость.


Я считаю, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование, что я и стараюсь реализовывать в своей деятельности.

Механизм оценки.

Вывод. Проведя диагностические исследования, я заметила, что читательский интерес у учеников возрос, помимо этого улучшились навык и техника чтения. Дети стали более внимательно и вдумчиво читать литературные произведения. Все ученики посещают библиотеки.

Используя накопленный собственный опыт, прибегая к помощи старших (учителей, библиотекарей, родителей), ребята проявляют свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы). Детские работы моих учеников можно встретить на страницах школьной газеты и журналов посвященных творчеству писателей. Мои ученики являются участниками акции «Читаем детям о войне» и призерами областного конкурса «160 миниатюрных книг о Самарском крае».

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть — задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России

Уровень литературного развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней 4 части:

В части 1 выявляется круг чтения ребенка и его потребность в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями.

Ответы детей помогают увидеть и их отношение к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя.

В части 2 выявляется качество самостоятельного чтения и уровень восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степень сформированности у него читательских умений.

В части 3 проверяются теоретические знания о литературных жанрах и умение определять жанр произведения.

В части 4 проверяются литературно-творческие способности и речевые умения учеников.

Анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне литературного развития ученика. Ведущим, основным показателем будет качество самостоятельного чтения, а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину, покажут, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.

Условно можно говорить о четырех уровнях литературного развития: низком уровне (существенное отставание ребенка от возрастной нормы по всем показателям), среднем (соответствие норме по большинству показателей), выше среднего (соответствие норме в целом и ее опережение по качеству чтения) и высоком уровне (опережение возрастной нормы по все показателям).

Наши рекомендации