Программа по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной для 5 класса
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.). Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Ориентиром для составления представляемой программы явилась Примерная программа по литературе (Стандарты второго поколения).
Программа включает три раздела: «Пояснительную записку»; «Содержание курса»; «Примерное тематическое планирование».
Программа направлена на реализацию целей литературного образования школьников, определённых ФГОС основного общего образования по литературе:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Авторы представленной программы считают необходимым решение следующих задач, направленных на реализацию указанных выше целей литературного образования:
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
• развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
• развитие устной и письменной речи учащихся;
• развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
• воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.
Для достижения целей и выполнения задач программы предусмотрен компетентностный подход, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной. Отбор, распределение учебного материала и организация учебного процесса обусловлены конкретными задачами по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учётом взаимосвязанности как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психофизиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте обучения; социально-культурные условия).
В программе под этапом обучения понимается один учебный год. Учебная стратегия каждого этапа обучения предполагает три ракурса:
• развитие и совершенствование компетенций, приобретённых на предыдущем этапе;
• формирование новых, актуальных на данном этапе компетенций;
• учёт в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.
Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации учащихся, в основе которой лежит познавательный интерес, развивающийся последовательно и градационно.
Программа с 5 по 8 класс намеренно строится не по хронологическому принципу, т.к. учащиеся ещё не владеют необходимым объёмом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.
В основу каждого этапа заложена актуальная для данного этапа теоретико-литературная и методическая идея:
5 класс – осознание природы художественного образа;
Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются в осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих. Понятийный аппарат включает в себя:
5 класс: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).
Авторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух основных подходов в организации учебного процесса: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладётся идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.
Формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся в ходе изучения литературы достигается в овладении следующими умениями:
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
воспринимать художественный текст | ||||
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произведения | ||||
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного | ||||
владеть различными видами пересказа | ||||
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением | ||||
выражать своё отношение к прочитанному | ||||
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев | ||||
анализировать художественный текст | ||||
сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев | ||||
определять род и жанр литературного произведения | ||||
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств | ||||
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою | ||||
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения | ||||
выявлять авторскую позицию | ||||
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев | ||||
самостоятельно анализировать произведения разных жанров | ||||
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностные результаты:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
- в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч.
Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Содержание курса
Класс
Литература как искусство слова – 1 час
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.
Реальность и вымысел
Малые жанры фольклора – 3 часа
Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
Русские народные сказки – 5 часов
Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
«Хрустальная гора». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
«Тетерев и Лиса». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
«Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – 1 час
Авторская сказка